Приемы проблемно-диалогической технологии на музыкальных занятиях в ДОУ.

Автор: Присяжнюк Татьяна Иосифовна

Приемы проблемно-диалогической технологии  на музыкальных занятиях в ДОУ.

 

Проблемно-диалогическое обучение— это обучение, основанное на получении новых знаний, посредством решения теоретических и практических проблем, задач, в создающихся для этого проблемных ситуациях.

 

Проблемная ситуация создаётся с учётом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Проблемная ситуация создана. Дошкольники столкнулись с противоречием, и испытывают удивление или затруднение. Следующий этап-постановка проблемы.

Постановку проблемы и поиск решения дети осуществляют в ходе специально выстроенного педагогом диалога.

Диалог– (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами.

Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ребёнку работать по-настоящему творчески.

На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы дети осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему.

На этапе поиска решения педагог побуждает детей выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которые должны быть посильными детям. На этапе поиска решения педагог выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию. Здесь необходимо обеспечить без оценочное принятие ошибочных ответов воспитанников.

По мнению ученых на сегодняшний день проблемно – диалогическое обучение единственная технология автором которой является Мельникова Елена Леонидовна, обеспечивающая тройной эффект обучения: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.

Технология проблемно-диалогического обучения является:

1. Результативной

— обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей дошкольников, воспитание активной личности обучающихся, развитие предпосылок универсальных учебных действий;

 — ребенок учится осознавать затруднение, озвучивать его, ставить перед собой цель, что ему надо узнать, выдвигать гипотезы, доказывать их или опровергать путем исследовательской деятельности, планировать свою работу, находить способы решения проблемы;

 — ребенок учится находить источники информации, необходимой для открытия нового знания.

2. Здоровьесберегающей    

— позволяет снижать нервно-психические нагрузки воспитанников за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний (не испытывает стресса в момент осознания того, что он чего-то не знает.

3. Общепедагогической

 — реализуется в любом виде детской деятельности и в любой образовательной ступени (возрастной группе).

Технология проблемного диалога в полном объёме используется в школе. Технология эта не только уникальна, но и универсальна. Поэтому её можно применять в дошкольном образовании. 

Но прежде чем начать применять эту технологию, нужно учесть особенности мышления дошкольников. Как часто мы сталкиваемся со скованностью детского мышления, стремлением мыслить по готовым схемам, получать эти схемы от взрослого. Дети боятся ошибаться при выполнении того или иного задания.

От того, насколько грамотно используется технология проблемно-диалогического обучения, зависит дальнейшее успешное обучение ребёнка в школе.

Для создания проблемных ситуаций можно использовать следующие методические приёмы:

1.     подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения;

2.     изложение различных точек зрения на один и то же вопрос;

3.     предложение детям рассмотреть явление с различных позиций;

4.     побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам из ситуации, сопоставлению фактов;

5.     постановка конкретных вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждение;

6.     постановка проблемных задач (например, с недостаточными или избыточными данными, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками и др.)

Пример использования проблемного метода обучения на музыкальном занятии в подготовительной группе.

Царица Музыки: Я вижу,  у вас у всех хорошее настроение. Я предлагаю вам

                                отправиться в путь далекий и нелегкий. Вы согласны?

Музыкально – ритмические движения

«Марш» — бодрая ходьба в разных направлениях, по сигналу дети перестраиваются в колонну и идут за ведущим.

Царица Музыки:  Ой, а дальше –то дорожка кривая, ни конца ни края.

«Змейка» — дети идут змейкой. Подходят к ширме.

Царица Музыки: Вот мы и пришли. Только музей закрыт на 4 замка. Замки эти не простые. Нужно придумать каждому замку свой ритм,  выложить его, прохлопать и проиграть на каком-то инструменте.

Задание: ребенок должен сам придумать и выложить с помощью кружков ритмическую формулу и прохлопать ее,  все дети должны повторить ритм, играя на инструментах по собственному выбору (если правильно повторили, замок открывается). Так открываем все замки. Ширма убирается. На стене висят портреты композиторов: П.И.Чайковского, Д.Б. Кабалевского и одна рамка пустая, на полу разбросаны картинки к произведениям Чайковского и Кабалевского.

Царица Музыки: Ой, ребята, что случилось? Кто-то побывал в моем музее и нахулиганил здесь.  Куда-то пропал портрет еще одного композитора. Мы должны узнать, чей портрет пропал и найти его. Сначала нужно разложить картинки к произведениям композиторов, которые их сочинили (Компьютерная игра: «Сортировка» Нужно прослушать отрывок из произведения, определить композитора). Часть детей кладет соответствующие картинки к портретам композиторов. В игре остается одна мелодия («В пещере горного короля»). Слушаем, определяем композитора. Пропал портрет Э.Грига, нужно его найти.

Отправляемся в первый зал. Подходим к столу, где лежат карточки разного цвета.

Царица Музыки: Ребята, как вы думаете, почему здесь лежат эти карточки, ведь мы в музее музыки? (дети приходят к выводу, что с помощью цвета можно изобразить настроение в музыке) Выполняют задание – слушают и показывают карточку соответствующего цвета, объясняют свой выбор. (произведения для слушания: А.Вивальди «Зима», П.И Чайковский «Мама», П.И.Чайковский «Болезнь куклы», Муссоргский «Баба яга»). Здесь нет портрета Грига.

Царица Музыки: Ребята, оказывается у музыки может быть цвет! А вы знаете, что музыку можно раскрасить еще одним способом. Догадываетесь, как? (если дети не догадываются, включается запись звучания инструментов). Дети по тембру определяют инструмент и называют его.

В основу Федерального государственного образовательного стандарта положена принципиально новая идеология. Задачей педагогов является воспитание человека, способного и готового учиться на протяжении всей жизни.

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей,-

Пока идёшь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется. (Н.Рыленков)

 

Действительно знания, полученные в результате поиска, исследования запомнятся на всю жизнь.

 

Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний детьми посредством специально организованного педагогом диалога. Педагог сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает детям   сформулировать    вопрос для исследования, тем самым вызывая у детей интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание детьми материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

 

Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на занятии.

 

Библиографический список

1.     Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе (Анализ зарубежного опыта). – М., 1989. – 80 с.

2.     Кукушин В. С. Теория и методика обучения – Ростов н/Д. : Феникс, 2005. – 474 с.

3.     Мельникова Е. Л. Технология проблемного обучения // Школа–2100. Образовательная программа и пути её реализации. – М. : Баласс, 1999. – № 3.

4.      Мельникова Е.Л. «Как обеспечить преемственность в использовании проблемно-диалогических методов в начальной и основной школе?», Журнал «Эксперимент и инновации в школе», №1, 2009г. 

5.     Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Под научной редакцией О.В. Чиндиловой. – 
М.: Баласс, 2012 г. 

6.     Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. URL : http://минобрнауки.рф/

 

 

 

 

 

×
×