Автор: Кулыгина Юлия Викторовна и Ильиных Елизавета Григорьевна
Применение элементов фитнеса на уроках по физической культуре у детей старшего школьного возраста
Аннотация: Данная статья исследует влияние интеграции элементов фитнеса в уроках физической культуры для детей старшего школьного возраста.
Ключевые слова: физическая культура, фитнес, элементы.
Старший школьный возраст (15-18 лет) – это период завершения физического развития и формирования личности. Уроки физической культуры в это время играют важную роль не только в укреплении здоровья и развитии физических качеств, но и в формировании позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитании волевых качеств и эстетического вкуса.
Включение элементов фитнеса в уроки физической культуры позволяет сделать занятия более разнообразными и интересными, привлечь к занятиям спортом тех, кто не увлечен традиционными видами спорта, а также повысить мотивацию к занятиям физической культурой.
Цель: Обоснование эффективности и целесообразности применения элементов фитнеса на уроках физической культуры у детей старшего школьного возраста.
В старшем школьном возрасте завершается процесс окостенения скелета, формируется мышечная система, развиваются сердечно-сосудистая и дыхательная системы. У подростков повышается уровень физической работоспособности, улучшается координация движений и скорость реакции.
Интересы детей старшего школьного возраста разнообразны. Многие увлекаются спортом, танцами, музыкой. Подростки стремятся к самовыражению, развитию своих талантов и способностей.
Виды фитнес-тренировок:
· Аэробные тренировки: Бег, плавание, степ-аэробика, танцы и другие виды аэробных нагрузок развивают выносливость, укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, способствуют сжиганию жира.
· Силовые тренировки: Упражнения с отягощениями (гантели, штанги, тренажеры) развивают силу и мышечную массу, улучшают осанку.
· Функциональный тренинг: Упражнения с собственным весом и различным оборудованием (фитбол, босу, эспандеры) развивают координацию, гибкость, силу и выносливость.
· Стретчинг: Упражнения на растяжку улучшают гибкость, эластичность мышц и подвижность суставов.
· Йога: Сочетание физических упражнений, дыхательных практик и медитации развивает гибкость, силу, баланс и способствует релаксации.
Методические рекомендации по применению элементов фитнеса:
· Выбор упражнений: Упражнения должны соответствовать возрасту, физической подготовленности и интересам детей.
· Дозирование нагрузки: Нагрузку следует увеличивать постепенно, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.
· Разнообразие тренировок: Важно включать в занятия различные виды фитнес-тренировок, чтобы развивать разные физические качества.
· Игровая форма занятий: Использование игровых элементов делает занятия более интересными и увлекательными.
Оценка эффективности
Эффективность применения элементов фитнеса на уроках физической культуры можно оценить по следующим критериям:
· Улучшение показателей физической подготовленности (выносливость, сила, гибкость, координация).
· Повышение уровня мотивации к занятиям физической культурой.
· Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.
· Улучшение эмоционального состояния и самооценки.
Заключение
Применение элементов фитнеса на уроках физической культуры у детей старшего школьного возраста является эффективным средством развития физических качеств, формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям спортом. Разнообразие фитнес-тренировок позволяет учитывать интересы и предпочтения каждого ребенка, делая занятия увлекательными и эффективными.
Список использованных источников:
1. Лях, В. И. Комплексная программа по физическому воспитанию [Текст] :Программа для учащихся 1-11 классов / В. И. Лях, А. А. Зданевич – М.: Просвещение, 2020. – 171 с.
2. Программа для обучающихся 8-11 классов по физической культуре на основе фитнес-аэробики [Текст] / О. С. Слуцкер, Т. Г. Полосухина и др. – М.: Федерация фитнес-аэробики России, 2019. – 134 с.
3. Сайкина Е.Г. Фитнес в системе физической культуры / Е.Г. Сайкина // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена: психолого-педагогические науки (психология, педагогика, теории и методика обучения).- 2021.- № 11 (68).- С. 182 – 190.
4. Кулюткина М. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю.Ф. Кулюткина. – М.: Советский спорт, 2018– С. 345.