Автор: Адоньева Любовь Геннадиевна
Применение информационных технологий на уроках математики. Автоматизированная система управления обучения и контроля (АСУОК). Цель: ознакомить присутствующих с авторской разработкой программы контроля и учёта знаний обучающихся с помощью ИКТ; показать доступность оболочки по набору контролирующей дидактики, наглядно продемонстрировать работу данной программы на конкретном примере и её эффективность в учебном процессе. Приборы и материалы: ноутбук, мультимедийная установка, раздаточный материал. План выступления: 1.Вступительное слово учителя. 2. Демонстрация работы данной программы. 3.Рассмотреть этапы создания файла контроля. 4. Подведение итогов. Ход выступления 1.Уважаемые коллеги, одной из главных задач учителя является повышение качества знаний по предмету, а для этого необходимо построение наиболее эффективного учебного процесса. Чтобы достичь поставленной задачи, мы должны обязательно обратить внимание на интересы и склонности детей. Дети с интересом относятся ко всему новому, в частности, к инновационным разработкам технического прогресса. В данном случае это сотовые телефоны и компьютеры. Поэтому в своей работе часто используем презентации, компьютерные программы и образовательные платформы. С одной из таких программ мы сегодня ознакомимся. АСУОК – автоматизированная система управления обучения и контроля Автор Немов Александр Михайлович. Отличник народного просвещения России, учитель информатики высшей категории. Александр Михайлович поставил перед собой задачу по созданию простой и доступной оболочки по набору контролирующей дидактики. Такой простой, чтобы любой предметник смог создать за короткое время тест по любой теме. При этом с возможностью использования графики, фото, формул и специальных знаков. Такая программа была создана. Как ни странно, для работы в ней достаточно уметь работать в WORD и PAINT. Все программы создавались в среде объектного программирования «Delphi». Были учтены эстетические и педагогические требования к программному обеспечению. Удобный и понятный интерфейс, встроенное описание, защита от неправильных действий оператора – все это явно облегчает работу даже неподготовленного пользователя. 2. Демонстрация работы программы на примере выполнения теста по алгебре 10 кл. (Слайд 2 – 5) Имя файла «а – 10» 3. Этапы создания файла контроля. (Слайд 6) Создание графических копий вопросов. На рабочем столе создайте папку, поместите в неё следующие программы редактора — «Editor», контроля — «Control» и файл фона «2008». В текстовом редакторе “Word” наберите вопросы с вариантами ответов. Важно! Размеры кадра одного вопроса с ответами на него не должны превышать 13,5см х 13,5см. (см. линейки Word сверху и слева). Создать графическую копию странички Word, нажав клавишу PrtScr. Свернуть данную страничку и открыть графический редактор Paint. Выполнить операцию «Правка»→ «Вставить». Появится копия странички Word. (Слайд 7) С помощью панели инструментов («Выделение» ) выделить кадр с одним из вопросов и вариантами ответов к нему. Поместите курсор мыши внутрь выделенной области и нажмите правую кнопку мыши. В контекстном меню выберите «Копировать в файл». Данную команду поддерживает Word 2003. В Word 2007 необходимо после выделения вопроса выполнит следующие команды: «Правка»→ «Копировать»→ «Файл»→ «Создать»→ОК→присвоить имя файлу 1, тип файла pmq. Имя файла может быть любым, но свяжите его как-то с порядковым вопросом теста, предмета или темы. Важно! Файл необходимо записать в ту же папку, где у вас расположены программы редактора — «Editor», контроля — «Control» и файл фона «2008». (Слайд 8) Аналогично оставшиеся вопросы разбить на кадры-файлы с сохранением их в той же папке. (Слайд 9 – 13) Создание файла контроля знаний. (Слайд 14) Запустите программу «Editor». Выберите режим «Создание нового теста». Затем введите имя файла данных в открывшемся окне. Например, «а — 10»(с маленькой буквы!). Укажите количество вопросов в тесте, например, 6, предмет и класс, а также тему и нажмите кнопку «Старт». Теперь все очень просто! Введите имя файла первого кадра-вопроса, который мы создали только что, например, 1 и нажмите «Открыть». У вас он отобразится на форме программы редактора. Укажите количество альтернативных ответов – здесь 4. Укажите номер правильного ответа. Нажмите кнопку «Дальше». Форма очистится, появится «Вопрос 2». Снова введите имя файла картинки второго вопроса и нажмите «Открыть». Укажите номер правильного ответа и нажмите «Дальше». По завершении ввода всех вопросов теста, нажмите «Запись». Важно! Даже после ввода последнего вопроса, перед выполнением «Запись», все равно нажмите «Дальше». Все! Вы создали файл контролирующей программы. Если вам необходимо отредактировать созданный ранее файл контроля, то после запуска программы «Editor», выберите режим «Открытие старого теста». Откройте файл контроля, например, «а — 10» и клавишами «Дальше», «Назад» найдите вопрос для его коррекции. Теперь вы можете изменить/заменить сам кадр файла, изменить количество альтернативных ответов на него или номер правильного ответа/ответов. Важно! Прежде чем нажимать «Запись», обязательно нажмите «Дальше», даже если это последний вопрос! Контроль знаний учащихся. «Control» (Слайд 15) Итак, вы создали файл контроля знаний, например, «а – 10». Вы можете открыть его в блокноте и посмотреть структуру записи данных. Теперь в вашей папке файлы картинок всех вопросов + файл «2008», созданный файл контроля и программы «Editor» и «Control». Удалите в папке программу «Editor», она будет не нужна на рабочих ПК учащихся (разумеется, сохраните «Editor» у себя где-то!). Назовите папку, например, «Алгебра 10» и скопируйте ее на все компьютеры, где будут тестироваться учащиеся. Отобразите ярлыки запуска программы «Control» на рабочих столах ПК учащихся. (Слайд 16) После запуска программы «Control», учащийся вводит имя файла контроля знаний, объявленный учителем (написанным на доске) и нажимает «Чтение». Заполняет все предложенные атрибуты теста: класс, фамилия и инициалы. Ввести «Использовать вопросы от ___ до ___». Важно! Если в тесте вопросов 25, то вы можете учащихся тестировать не по всем вопросам, а только в некотором интервале, например, от 10 до 20 (в тесте может быть несколько тем, а выбрать для тестирования одну). И последнее, «Случайный выбор вопросов теста», ставит барьер ученику от подглядывания на соседних ПК «правильных ответов», т.к. вопросы у всех будут появляться в случайном порядке. Время тестирования указывается учителем в минутах (пишется на доске). После завершения ввода всех данных, активируется кнопка «Запомнить и начать тест». Если компонент «Случайный выбор вопросов теста» стоит без метки, то цвет формы при тестировании не изменяется, остается серым. А если метка стоит, то цвет формы становится бирюзовым. Это необходимо для контроля, кто в каком режиме работает или кто нарушает режим. В ходе тестирования, кнопка «Дальше» блокируется до тех пор, пока ученик не выберет один из ответов (или нескольких ответов, если их несколько). Тестирование продолжается до завершения всего теста или по истечении времени тестирования. По окончании теста, программа выдает результат тестирования крупным шрифтом, чтобы учитель мог видеть его со своего рабочего места. Результат выдается в процентном отношении количества верно выполненных заданий к количеству выбранных заданий для тестирования. Это позволяет более гибко подходить к оценке знаний. Есть классы сильные и слабые. Можно планку перевода процентов в баллы как поднимать, так и опускать на усмотрение учителя. (Слайд 17) Результатом тестирования является файл, появившийся в той же папке, где находится тестовая программа. Этот файл открывается в блокноте. В нем отображены данные ученика, количество вопросов в тесте, а также номера всех вопросов, в которых учащийся допустил ошибки. Именно этот файл является основой для анализа успеваемости как класса в целом, так и отдельных учащихся. Данные тестирования класса могут обрабатываться в электронной таблице. В ней строятся сравнительные диаграммы и гистограммы для проведения учителем коррекционной работы с учащимися. После анализа результатов с учащимися проводится работа над ошибками. Затем компьютерный опрос повторяется. Результаты повторного опроса, как правило, превосходят результаты предварительного опроса, и уровень знаний учащихся повышается. 4. Подведение итогов. Главной задачей АСУОК является повышение эффективности и качества обучения. Только при оперативном контроле знаний можно построить обратную связь для каждого ученика индивидуально в виде УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК – УЧИТЕЛЬ. При наличии электронных учебников, контролирующих программ и тренингов, можно построить эффективный метод обучения.