Автор: Фазлыева Альбина Радусовна
Применение информационных технологий на уроках татарского языка и литературы
Процесс преподавания татарского языка и литературы в школе носит не только образовательный характер, но и направлен на воспитание успешной личности, ориентированной на общечеловеческие и национальные ценности и как учитель, я обязана формировать творческие способности детей, развивать логическое мышление и умение адаптироваться к жизни.
Главной задачей обучения татарскому языку является развитие коммуникативной деятельности школьников. Поэтому на первый план в качестве важнейшей цели обучения я выдвигаю формирование умений и навыков речевого общения или коммуникации. Основной целью обучения татарскому языку является формирование, развитие коммуникативной деятельности школьников и обучение практическому овладению языком. Основным результатом своей деятельности, я считаю, получение детьми прочных знаний, умений, навыков по татарскому языку и литературе. Умение их применять на практике. При изучении любого языка человек старается научиться его коммуникативной деятельности. Поэтому, будучи учителем татарского языка и литературы работаю над методической темой «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках татарского языка и литературы». В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в образовательном процессе. Это не только технические средства, но и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.
Выбор информационных технологий способствует актуализации знаний, повышению мотивации к учению; позитивно влияет на формирование таких качеств, как уверенность в себе, самостоятельность, активность, умение взять на себя ответственность за действие команды.
На уроках татарского языка, татарской литературы, во внеурочной деятельности проектное обучение использую не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним.
Знакомлю обучающихся с основными требованиями, которым должен соответствовать проект:
Ø наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической;
Ø планирование действий по разрешению проблемы;
Ø исследовательская работа учащихся.
Руководство самостоятельной деятельностью учащихся – сложная, педагогически продуманная система творческого общения, в процессе которой обсуждается прочитанное, формулируется тема, цели, основные проблемы, пути решения. Когда весь материал был собран, оставалось только оформить и защитить. Когда начали появляться призовые места, для подготовки учеников я разработала авторскую программу элективного курса, которая называется «Фәнгә омтылыш» по подготовке учащихся 8-11 классов к научно-практическим конференциям.
Работая по этой программе, я поняла, что дети самостоятельно научились закреплять умения и навыки, научились употреблять свои знания на практике. Они с удовольствием ходят на дополнительные занятия, готовятся и участвуют на научно-практических конференциях, занимают призовые места.
Здоровье сберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. Считаю, что здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная.
От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения я провожу физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке (по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-мя повторениями каждого упражнения), кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.
Подготовка думающих молодых людей высокой гуманитарной культуры, способных принимать самостоятельные решения, невозможна без воспитания любви к татарскому языку. Важнейшим условием заинтересованного отношения школьника к предмету является применение мною на уроках татарского языка и литературы разнообразных форм и методов обучения. Нельзя забывать то, что игра – естественная потребность школьников на любой ступени обучения. В игре ученик раскрепощается, следовательно, может и творить, и познавать в творчестве. Именно различные виды игр на уроках татарского языка способствуют прочному и интересному усвоению трудных вопросов грамматики.
Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе очевидны. Остановлюсь на некоторых из них:
Ø индивидуализация обучения;
Ø интенсификация самостоятельной работы учащихся;
Ø рост объема выполненных на уроке заданий;
Ø расширение информационных потоков при использовании Internet.
Ø повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы.
Применение мною на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволяет за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его корректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика.
Современный урок невозможно представить без использования следующих видов ИКТ:
Ø использование ресурсов Интернета,
Ø применение электронных учебников,
Ø применение электронных библиотек,
Ø создание презентаций.
В работе использую как готовые презентационные иллюстративные материалы, так и подготовленные мной и моими учениками.
Мои методические разработки основаны на применении и эффективном использовании информационных технологий как способа экономии продуктивного времени, как следствие увеличения эффективности работы. Как учитель татарского языка и литературы, я считаю, что использование средств ИКТ должно быть уместным, оправданным и иметь определенную цель.
Компьютерные технологии позволили поистине оживить мои уроки, наполнить их движением, звуком, цветом и повысить интерес и степень усвоения информации.
Составляю презентации к урокам, к отдельным темам (в настоящее время 72% уроков имеют сопровождение в виде презентации в PowerPoint). При работе над новым материалом информацию, появляющуюся на экране, комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами.
Демонстрация презентаций на интерактивной доске позволяет дописывать, дополнять содержимое слайда, делать пометки, выделять и т.д.
В наборе коллекций интерактивной доски имеются изображения, карты, звуки, которые мною дополняются. Средствами доски удобно выполнять задания на соотнесение, выполнять задания на определение хронологической последовательности, т.к. ученик может передвигать элементы. Учащиеся используют ИКТ для оформления исследовательских работ, составления проектов, презентаций, слайд-проектов, бюллетеней.
У меня в кабинете татарского языка и литературы установлены компьютер, интерактивная доска, создана медиатека по изучаемым предметам, имеется постоянный доступ к сети Internet. Я по-разному применяю компьютер в работе: на уроках, занятиях спецкурса, во внеклассной работе по предмету, в исследовательской работе, при обмене информацией с учащимися с помощью электронной почты и т. д. На уроках, занятиях спецкурсов использую мультимедийные программы компьютерной поддержки обучения татарскому языку и литературе.
Огромную и неоценимую помощь оказывают ИКТ при выполнении творческих заданий и исследовательских работ. Использование ИКТ – это выполнение тестов и административных работ на высоком уровне.
Мною разработаны и реализуются авторские спецкурсы с использованием ИКТ.
Данные обучающие программы, тесты помогают достигать инновационных целей:
Ø усваивать базовые знания по предмету;
Ø систематизировать знания;
Ø формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом, навыки самоконтроля, общеучебные навыки;
Ø формировать мотивацию к учению;
Ø обеспечить наличие удобной образовательной среды.