Автор: Андронова Наталья Николаевна
«ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО»
Введение
Музыка – один из видов искусства, который обращён непосредственно к человеческим чувствам. Звук – одно из интенсивнейших средств влияния на психику человека, дети очень живо реагируют на разнообразные звуки. Музыка – язык души, а «душа обязана трудиться» с раннего возраста. Соприкоснувшись с музыкой по-настоящему, ребёнок получает огромный духовный потенциал на всю жизнь.
В своей педагогической практике я стараюсь научить детей восприятию музыки и способности оперировать музыкальным материалом, на основе развития слуха и творческой фантазии. Очень большое значение уделяю смене новых музыкальных впечатлений (как говорят филологи, сколько читаем — столько знаем, ну, а мы говорим, чем больше играем, тем больше хочется играть).
За свой многолетний опыт работы я убедилась, что начальный период обучения игре на фортепиано зависит от природных способностей ученика и представляет собой определенную трудность для освоения знаний и навыков для детей дошкольного возраста. Ведь ученики приходят к нам, имея разную степень развития. Необходимо выработать определенный алгоритм программы обучения в освоении нотной грамоты, организации пианистического аппарата, развития чувства ритма, образно-ассоциативного и художественного мышления.
Личность учащегося развивает только развивающаяся личность педагога. Педагоги музыкальных школ и школ искусств – обучают и воспитывают детей, открывая перед ними мир «прекрасного и высокого». Заглянуть во внутренний мир каждого маленького человечка и раскрыть его творческую индивидуальность – задача преподавателя, решить которую помогают современные образовательные технологии. Они позволяют не только развивать творческое воображение, способствуют росту исполнительского мастерства учащихся, но и позволяют проводить большую исследовательскую работу. И если к безграничным возможностям Интернета, к исследовательской работе учащихся, добавить собственный искренний интерес, сделать учеников своими творческими партнерами, учиться вместе с детьми, а иногда и у них, быть энтузиастом, тогда наша работа будет всегда успешной.
Прогрессивные преподаватели стремятся к введению инновационных (нетрадиционных) форм обучения в свою практику, чтобы усилить интерес к музыкальным занятиям, повысить образовательный статус, привлечь родителей к творческому процессу. Инновационный урок – это занятие, имеющее нестандартную, нетрадиционную, гибкую, вариативную структуру и ориентированное на повышение интереса учащихся к обучению посредством новой формы организации их учебной деятельности.
В данном направлении уже накоплен немалый опыт по формам организации и методам обучения игре на фортепиано. Традиционной формой обучения является урок (законченный, оформленный во времени и организации элемент учебного процесса). Современный мир предлагает нам активно искать новые формы и методы развития музыкального искусства, а также новые способы ведения урока, свободные от тождеств и стереотипов, осторожно заглядывая в Будущее, увлекательное для подрастающего поколения. Это инновационное направление в музыкальном искусстве, предлагающее преподавателям по фортепиано широкий спектр развития в учебном процессе.
Глава 1. Формы и методы традиционного урока
Обучение игре на фортепиано – одно из самых консервативных направлений в педагогике. В этой области существуют непререкаемые авторитеты, а методика преподавания не меняется на протяжении многих лет.
Традиционный урок, комбинированный урок, имеет чёткую структуру, с повторением пройденного материала, изучением нового и применение нового в практической работе на уроке и в выполнении домашних заданий. В фортепианной практике часто применяется форма комбинированного урока. Как правило, на уроке фортепиано работа над музыкальным произведением ведется в одном направлении. Педагог ставит различные задачи: ритмические, артикуляционные, звуковые задачи, овладение педализацией и т.д. Разновидностью комбинированного урока является тематический урок, как урок сообщения новых знаний. На таких уроках изучается одно направление, но в разных стилях и жанрах.
Глава 2. Формы и методы инновационного урока
Искусство и музыка, к сожалению, не являются приоритетными направлениями в нашем обществе. Это привело к переоценке ценностей в обществе. Изменились и сами ученики. Ритм их жизни значительно ускорился. Им сложно заниматься долгой кропотливой работой с музыкальными текстами. Если не говорить о талантливых, особо одаренных детях, для которых занятие музыкой является смыслом жизни, основная масса детей не имеет мотивации к обучению игре на музыкальных инструментах.
Но работа в таких условиях заставляет думать, совершенствоваться, искать что-то новое. Несомненно, основа классической музыкальной педагогики должна оставаться незыблемой. Современные средства обучения должны лишь её дополнить, разнообразить. В силах преподавателей музыкальной школы – это поиск и применение новых методов и средств обучения, способных пробудить интерес детей к занятию музыкальным творчеством, увлечь каждого ребёнка, помочь полюбить музыку и радоваться каждодневному общению с ней. Поэтому для успешных занятий ребёнка нужны, конечно же, природные данные и желание, но и немаловажны и желательны ещё пара факторов:
1. наличие инструмента дома с первых уроков;
2. домашний помощник (мама, папа, сестра, брат с музыкальными знаниями) Индивидуальный урок во многом похож на общение с ребёнком в семье: есть возможность уважать его путь, его выбор, поддерживать его интерес.
Стремясь к усовершенствованию преподавания в классе фортепиано можно предложить введение уроков, не имеющих четкой структуры и формы, построенных на импровизационных элементах творчества. Такие уроки называют инновационными (нетрадиционными). А ещё я их называю нескучные! Особенно такие уроки актуальны в работе с дошкольниками. И проходят они под девизом «Играя с инструментом – учись на нём играть!»
Начинать заниматься музыкой нужно как можно раньше. Почему так? Ответ очень прост! Игра на музыкальном инструменте – это работа определённых групп мышц, это координация многочисленных тонких движений. А ещё музыка – это мозг. Это особенность мозга слышать, анализировать, сравнивать, запоминать уметь одновременно контролировать несколько разных процессов. Это слух, который необходимо развивать.
Маленький ребёнок – это чистая тетрадь. Нейронные связи в его мозге ещё только формируются. Он впитывает любую информацию, если она подаётся ему в игровой форме. Он воспринимает её естественно, как часть окружающего мира. И музыка для такого человечка тоже становится частью его мира.
Обучение музыке даёт мощнейший толчок комплексному развитию ребёнка. Ведь для того, чтобы играть на фортепиано, ему необходимо:
— научиться слышать (то есть мозг ребёнка должен научиться распознавать и вычленять звуковые волны определённой частоты)
— научиться запоминать огромные объёмы абстрактной информации (связь «нота-клавиша-звук»);
— научиться контролировать множество одновременных движений (правая нога, обе руки, десять пальцев);
— научиться быстро воспринимать, преобразовывать поступившую информацию и превращать её в действие (например, чтение нот с листа)
Чем раньше в ребёнка будет заложена музыкальная основа, тем полнее ребёнок сможет раскрыть свой творческий и интеллектуальный потенциал.
На начальном этапе занятий по фортепиано, нужно в какой-то степени перенестись в эпоху раннего детства, деятельного любопытства. Можно повернуть дело так, чтобы не мы вкладывали знания в пассивно подставленные головы, а ученики донимали нас желанием всё узнать и всему научиться. Ведь это и в самом деле так: именно ученику надо, чтобы его научили, а не учителю надо обязательно научить! И значит наша задача – создавать такую «окружающую среду», которая способствует самовоспитанию и самообучению ребёнка.
Но нормальный ребёнок не согласен мучиться сейчас ради прекрасного, но отдалённого будущего. И мы обязаны позаботиться о том, чтобы учение было в как можно большей степени игрой для ребёнка. Ведь игра — это не только и не столько развлечение, сколько труд – азартный, интересный.
Прислушаемся и к мнению Роберта Шумана: «Слово «играть» — очень хорошее, так как игра на инструменте должна быть тем же, что и игра с ним. Кто не играет с инструментом, не играет на нём». Конечно, это не всегда просто – выдумать подходящую случаю игру, но, если к этому стремиться, пробовать раз за разом, искать интересные новшества у других авторов, удачи будут.
Занятия музыкой не могут начинаться и заканчиваться в маленьком кабинете. Это огромное поле для творчества, которое включает в себя не только занятия на фортепиано, но и рисование, пение, танцы, слушание музыки в концертном зале, в записи, в исполнении других учеников, педагога.
Глава 3. Правила в работе с дошкольниками
В работе с дошкольниками нужно следовать определённым правилам.
I. Самое главное правило – это систематичность занятий. Заниматься с ребёнком необходимо как можно чаще, желательно ежедневно (на уроках – преподаватель, дома – помощники или «ассистенты» преподавателя – это родители или брат, сестра). Только при таком подходе можно обеспечить устойчивый и планомерный процесс. Связано это с особенностью восприятия окружающего мира. Ребёнок воспринимает и запоминает образы. Всё, что не имеет яркой образности, ребёнок плохо воспринимает и быстро забывает. Достаточно пропустить пару занятий, и вы с удивлением обнаружите, что он не может сыграть песенку, которую отлично играл два дня назад.
II. Отсюда вытекает второе правило – ваши занятия должны быть максимально образными. Классическое обучение музыке основано на абстрактных понятиях. Музыкальные термины, ноты – всё это абстракция. Абстрактное непонятно и неинтересно дошкольнику. Нужно сделать непонятное понятным, каждому непонятному термину, музыкальному произведению найти аналогию из жизни ребёнка и наполнить её яркой образностью. А от самого педагога уже зависит, насколько занятие будет ярким и образным, наполненным играми. Тогда ребёнок будет хорошо запоминать и быстро продвигаться. (Основу, схемы занятий я беру из авторского методического пособия Н.С. Лемешкиной).
III. Уроки вначале должны быть короткими. Начать можно с 10 минут, постепенно увеличивая время до 15 – 20 минут и более, дойдя до полноценного 45-минутного урока. В силу своей природы дети очень подвижные, непоседливые, поэтому наши занятия воспитывают в них усидчивость, которая потом пригождается им не только в музыкальной школе, но и в общеобразовательной.
IV. Уроки должны проходить в игровой форме. Ребёнку должно быть интересно. Это новая игра с ним. Музыкальная. Почему дети очень часто не хотят учиться музыке? Потому что им скучно. Непонятные слова, скучные задания. Все маленькие живые существа познают мир через игру.
V. Очень важно время проведения занятий. Нельзя заниматься, если ребёнок устал (например после других занятий, где нужно было концентрировать внимание). Если ребёнок капризничает, необходимо сократить или отменить урок.
VI. Занимайтесь музыкой с ребёнком не только дома, но и гуляя на улице, подмечая все мелочи и ассоциируя их с музыкой
VII. Нужно как можно больше петь маленьких песенок по любому поводу. Даже,
когда играете упражнения. Чтобы ребёнку не скучно было совершать однообразные движения, мы с моими учениками придумываем стишки под каждое упражнение. Ведь давно доказано, что произнося какие-нибудь слова под
упражнение, ребёнок занят текстом и не фиксирует своё внимание на движениях руки. Рука меньше зажимается, можно ненавязчиво её поправлять. Постепенно ребёнок будет вам подпевать, он будет учиться интонировать, запоминать ритмический рисунок, появится естественность движений, так необходимая каждому юному музыканту.
1. Упражнение «Капельки». Играем подряд по белым клавишам вверх и вниз, мягкие кистевые движения, каждая «капелька» словно просачивается в клавишу. Кисть «дышит» в воздухе. «Капельки капают, осень пришла. Ходит в сапожках вся детвора.
2. Упражнение «Зайчики». Прыжки через клавишу по белым, короткие, экономные кистевые движения. «Вы скачите пальчики, как солнечные зайчики».
3. Упражнение «По брёвнышкам». Играем по чёрным клавишам вверх и вниз. «Какие клавиши больше напоминают брёвнышки? – Конечно, чёрные». Рисуем картинку – кругом лужи (белые клавиши), задача ребёнка — перепрыгнуть с брёвнышка на брёвнышко и не попасть в воду. «Я по брёвнышкам скачу, падать в лужу не хочу. Раз, два, три, четыре, пять – Прыг на брёвнышко опять!»
4. Упражнение «Шаги муравья». Перебираем по порядку белые и чёрные клавиши, учимся держаться ближе к чёрным. Опять образ – муравей маленький, ножки у него тоненькие, поэтому шажочки будут маленькие, рядышком. Можно придумать, что вверх муравей бежит налегке, а обратно идёт медленно – тащит груз, он же трудяга. « Муравейка, муравей, побежал домой скорей, дома дождик переждал – и опять работать стал»
5. Упражнение «Лягушки-подружки». Двумя руками одновременно по терциям, поднимаемся и спускаемся. Важно синхронное приземление на клавиши. «Вот лягушка по дорожке скачет, вытянувши ножки. Вот подружку увидала, вместе с нею поскакала»
6. Упражнение «Мяч». Помогает охватить всю клавиатуру, научиться лучше ориентироваться на ней. Ищем в каждой октаве разные по ширине и строению мелодические интервалы, используя не только белые, но и чёрные клавиши. Например, ре-диез и ля. С каждым разом задание усложняем. «Мой весёлый, звонкий мяч, ты куда помчался вскачь? Красный, жёлтый, голубой, не угнаться за тобой!
7. Упражнение «Осторожный зайка». На подвижность 1-го пальца. Меняем на одной клавише 2 и 1 пальцы. 2 – зайка высунулся, 1 – зайка спрятался. «В ямке маленький зайчишка прячется, дрожит, трусишка! Мы пойдём, его найдём. ему песенку споём».
8. Упражнение «Смелый зайка». Подкладывание1-го пальца. Шагаем по белым клавишам со 2-го на 1-ый. «Зайка по полю скакал и морковку потерял. Потихоньку он пошёл и опять её нашёл».
VIII. С самых первых уроков дайте ребёнку почувствовать себя музыкантом. Пусть это будут песенки на одной клавише одним пальчиком, например, на ноте До, Ре, Ми… под аккомпанемент педагога. На последующих уроках на до-ре, затем на до-ре-ми и т.д. Песенки должны быть короткими, в одно-два предложения. Мелодия – от поступенной до усложнения скачками. А также на начальном этапе мы разучиваем песенки «с рук». Когда ребёнок смотрит на показ учителя, у него включаются и зрительная, и моторная, и слуховая память. Дети с удовольствием играют песенки и поют.
IX. Используйте на занятиях игрушки, книжки, мультфильмы, музыкальные аудио- и видео –записи. Ноутбук или смартфон постоянно должен быть на уроках под рукой. Яркие карточки с нотами, музыкальными знаками, ребусы – это всё хранится в ноутбуке.
Внедрение современных и инновационных технологий в образовательный процесс школы искусств – неоспоримая помощь. Я скачиваю минусы детских песенок, которые учу с детьми («Песенка Леопольда», «Чунга-Чанга», «Happy birthday», «Улыбка»…), подбираю, удобный для ребёнка, темп. Выученную песенку ученик вначале играет с учителем, а потом я включаю фонограмму и ребёнок должен это сыграть уже с записью. Сбрасываю минус ребёнку на флешку, и уже дома ребёнок самостоятельно играет и поёт песенки под аккомпанемент фонограммы. Такая игра развивает умение слушать, внимательность, ловкость. Это не так просто для маленького ребёнка, как кажется, но очень интересно и увлекательно.
Также используйте любые подручные средства: пластилин, фломастеры, бусы, пуговицы. Всем известно, что зрение и слух — самые главные каналы передачи и приема информации. Чем разнообразнее будет представлен весь спектр музыкальной информации, тем эффективнее будет процесс её усвоения, тем выше будет заинтересованность ребенка.
Глава 4. Нескучные уроки(виды уроков)
С маленькими детьми я часто использую форму «нескучных» уроков с использованием фантазии ученика и преподавателя, применяю неразрывную связь всех видов искусства, использую литературное творчество, живопись, графику, науку и обязательно элементы импровизации, объединяющие их в один учебный процесс с элементами импровизации. Это может быть урок — сказка, урок — сюрприз, урок — импровизация, урок — игра, урок — путешествие, урок — концерт, урок — прогулка, урок — ритмы джаза, урок — музыка дождя, урок — послушаем птиц; урок — звуки осени, урок — звуки зимы, урок — звуки весны , урок — звуки лета, урок – музыка нас окружает везде, урок — музыка народов мира, урок — народное творчество в звуках и ритмах, урок — консультация, урок – взаимобучение, проблемный урок, урок – изучение цифровых технологий на примере электронного фортепиано и синтезатора (изучение различных стилей, тембров).
Урок — сказка – сочинение на заданный сюжет, проигрывание каждой роли.
Например, читаете сказку «Дюймовочка» и иллюстрируете её музыкой:
—страшная музыка – жаба украла Дюймовочку
-полька — жуки танцуют на полянке
— грустная музыка – Дюймовочка нашла ласточку
— Дюймовочка и эльфы танцуют, перелетая с цветка на цветок
Урок-конкурс – соревнование в каком-то из видов фортепианного исполнительства: в чтении с листа, в игре гамм, музыкальном исполнении.
Урок-игра – выполнение заданий в игровой форме (например, музыкальное или ритмическое лото, ребусы для освоения нотной записи).
Урок — ситуационно-ролевая игра – соревнование учеников, включающее заданные роли в вымышленной ситуации.
Урок — импровизация – сочинение мелодий, подбор по слуху простых форм аккомпанемента в разных стилях и жанрах.
Урок — сюрприз – сочетание элементов игры, конкурсов, загадок, исполнения музыкальных произведений.
Урок — прогулка – путешествие по парку, слушание шума ветра, пения птиц, — звуков природы.
Урок взаимообучения учащихся – ученик выступает в роли учителя по отношению к другому ученику.
Проблемный урок – выполнение задания, имеющего варианты решения.
Урок — консультация – проводится непосредственно перед публичными выступлениями или самостоятельным разучиванием произведения.
Урок-концерт – это публичное выступление, представление музыкальных сочинений тех или иных композиторов.
Урок-экскурсия – посещение филармонии, концертов, спектаклей.
Такие уроки можно проводить индивидуально, а можно и по 2-3 человека.
Цель таких занятий – дать ребёнку основы музыкальной теории в игровой форме.
У каждого преподавателя найдутся свои способы самовыражения в творческом процессе — источник вдохновения неиссякаем!
Глава 5. Играем гаммы.
Когда ребёнок освоил ноты, длительности, основные приёмы звукоизвлечения, на смену упражнениям приходит время работы над гаммами. Я раньше начинала играть гаммы с детьми со 2 класса, но посмотрев уроки Н.С. Лемешкиной по её авторской инновационной методике, я поняла, что гаммы тоже можно изучать с дошкольниками, и что для детей это, оказывается, очень занимательно, интересно и легко. И здесь игровые способы очень пригождаются. Мы гаммы называем «Ручейки». И дети очень любят играть «Ручейки». У нас есть волшебные животные, и у каждого из них есть свой любимый «ручеёк».
Медвежонок любит «гамму-ручеёк» от До. Он очень веселится, когда гуляет по этому ручейку «Я иду на верх к До и спускаюсь вниз к До». Два медведя гуляли вместе (двумя руками), а иногда они играли в «разбегалочки» (мишки разбегаются, вместе собраются). Следим за пальцами: если вдруг шёрстка у медведей поднимется (пальцы вверх), нужно тут-же её причесать.
У До — мажорной гаммы есть грустная соседка (спускаемся от До на 3 «гру-стно- мне») — ля минор. Мишка мёду наелся, и зуб у него заболел. Заплакал и пошёл гулять вдоль минорной речки. Змейка от ля (я ползу, ползу, ползу, мишке мёд не принесу»). Две подружки: весёлая и грустная (До мажор и ля минор).
Соседка До мажора («вот моя соседка Соль») – Соль мажор. Этот ручеёк любит жираф. Одна нотка сказала, что не будет в этой речке купаться, и тогда жирафик подарил нотке Фа лесенку(фа#) . Жирафик с длинной шейкой, срывает листики с деревьев и кушает( вверх иду, иду , иду, листики я все найду ). Ищем параллельную Грустная подружка ми минор (жирафик не наелся, идёт и грустит «грустно вверх жираф идёт, вниз идёт он и поёт).
Верблюдик с двумя горбами (раз, два — два горба, у верблюда два горба). Находим соседку Соль мажора (вот моя соседка Ре) — Ре мажор. У неё также, как и у верблюда, два горба (это два диеза Фа# и До#). Показать и спеть (раз, два — два горба, у верблюда два горба).
Самая большая трудность для большинства учащихся – соединение гаммы в прямом движении двумя руками. После того, как твёрдо усвоено чередование пальцев отдельными руками, считаю целесообразным соединять сразу на 2 октавы, так как остановка на 5 пальце, при игре в одну октаву, сбивает потом с основного чередования 3 и 4 пальцев. Для облегчения процесса придумали определённую схему: при движении вверх – ведущая правая рука, она первая чередует пальцы, а левая за ней повторяет; при движении вниз – главной становится левая рука, а правая – повторяет. При этом одно условие – пальцы не пропускать! При таком способе работы гамма начинает звучать приемлемо после 2-3 уроков.
Хроматическая гамма. Это змейка, которая ползала вдоль этого ручейка (Я ползу, ползу, ползу, мёд я мишкам принесу) Запомнить аппликатуру хроматической гаммы поможет игра: «Фокусник разрезал ленту на куски». Играем отрывок ленты:
* по «двойняшкам» с 3-го пальца (туда-обратно);
* по «тройняшкам» с 3-го пальца;
* промежуток с ре-диеза с 3-го пальца;
* промежуток с си-бемоля с 3-го пальца.
* Поучили по отдельности, а потом куски соединяем в ленту (играем гамму целиком).
2-3 уроков.
Аккорды (три банана). (Мешочки» тяжёлые). Трезвучия мажорные (облако) и минорные (тучка).
Обращения (превращение) (три цветных детальки Лего). Нижнюю всегла переставляем на октаву вверх (не хочу внизу сидеть, хочу наверху сидеть!)
Обращения аккордов хорошо запоминаются, если их поиграть, как фанфары, на слова: «Солнце встало, солнце встало, просыпайся и вставай!»
Арпеджио (летит большая птица)
Чем больше ребёнок будет узнавать, а в его репертуаре появятся лёгкие, любимые песенки, тем чаще он сам будет подходить к инструменту.
И конечно, огромную роль в успешных занятиях музыкой играет созданная на уроке атмосфера. Нужно хвалить ребёнка. Любую хорошую мелочь в море недостатков обязательно заметить и сказать!
Заключение
Можно и нужно искать интересные пути решения педагогических задач, чтобы создать в учебном процессе стимул к развитию учащихся. Для этого сам преподаватель должен проявлять фантазию, активный интерес к изучению цифровых технологий, к электронным инструментам (электронное фортепиано, синтезатор). Повышать свою компьютерную грамотность. Совершенствовать теоретические знания в композиции, импровизации. Обладая этими познаниями, можно свободно приступать к творческим задачам и привлекать в процесс своих учеников. Не секрет, что современные юные музыканты также в достаточной степени продвинуты в цифровых технологиях. Им будет интересно развиваться в
данном направлении. Преподаватель не должен уступать в познаниях своим ученикам. Он должен стремиться быть на уровне, идти в ногу со временем, проявлять огромный интерес к жизни и интенсивно развиваться.
«Дети должны жить в мире красоты, сказки, игры и фантазии. Оттого, как будет себя чувствовать ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его путь к знаниям» В.С. Сухомлинский