Применение кейс-технологий в образовательном процессе.

Автор: Смирнова Юлия Владимировна

Применение кейс-технологий в образовательном процессе.

Смирнова Юлия Владимировна, преподаватель ГБПОУ «Ейский медицинский колледж»

Проблема внедрения кейс-метода в практику среднего и высшего профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя особенностями:

                     первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не только на получение конкретных знаний, но и на формирование компетентностей, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, прежде всего способности к обучению, умению перерабатывать огромные массивы информации;

                     вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях непрерывных изменений в общественной, профессиональной и других сферах жизни.

Следует отметить, что работа в режиме кейс-метода в некоторой степени технологизирована и ориентирована на технологии проблемного, проектного обучения.

Выделим некоторые технологические особенности кейс-метода:

                     Метод представляет собой разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.

                     Метод выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых.

                     Метод выступает как специфическая разновидность проектной технологии. В рамках кейс-метода идёт формирование проблемы и путей её решения на основании «кейса», который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий.

А. А. Никишов также описывает работу с кейсом как постадийный процесс, в котором отражены вышеописанные этапы работы:

1. Индивидуальная самостоятельная работа учащихся с материалами кейса

2. Объединение учащихся и работа в небольших группах по решению выявленной ключевой проблемы.

3. Презентация от групп результатов, общая дискуссия.

Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает две фазы. Первая фаза представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа. Она осуществляется за пределами аудитории и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя.

Вторая фаза включает в себя деятельность преподавателя в аудитории, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад обучающихся в анализ ситуации.

Кейс на тему «Угарный газ»

Этот Новый год Маша с родителями решила отпраздновать в загородном доме. Дом был добротный, двухэтажный, да еще и с камином. Вечером 31 декабря, проводя всех гостей и пожелав доброй ночи родителям, Маша отправилась спать в залу, где чудно потрескивал камин. Почувствовав холод, Маша подошла к камину. Закрыв заслонку в дымоходе, поворошив кочергой еще краснеющие угли и подбросив к ним пару поленьев, Маша вернулась в постель и задремала. Проснулась она от того, что мама будила ее шлепками по лицу, сидя на ступеньках у входа в дом. Папа в это время вызывал скорую помощь.

Вопросы и задания к кейсу:

1. Внимательно прочитайте кейс.

2. В чем причина произошедшего?

3. Опишите физические свойства угарного газа. Сделайте вывод о его опасности.

4. Поясните, каково назначение печной заслонки в дымоходе и когда ее следует открывать/закрывать?

5. В чем сущность отравления угарным газом? Напишите химическую реакцию, отражающую это, обозначив Hb за гемоглобин.

6. Составьте памятку по теме «Первая помощь при отравлении угарным газом»

Многие авторы путают понятия «ситуационные задачи» и «задания кейсов», главное их отличие состоит в том, что ситуационные задачи, не относятся к средствам проектного обучения: они не требуют изготовления какого-либо продукта и не предполагают публичного его обсуждения или презентации. Ситуационная задача является средством практико-ориентированного обучения, предоставляющим студенту ряд описываемых условий, реальных или приближенных к реальным, нацеленных в итоге на решение проблемного вопроса практической направленности.

Но также необходимо отметить сходство кейсов и ситуационных задач: и те, и другие задания содержат описание каких-либо реальных ситуаций, но в случае с кейсами наблюдается важная особенность: описываемое содержание кейса обязательно включает некоторое количество скрытых проблем, которые необходимо выявить и предложить способ(-ы) их решения; ситуационные задачи, напротив, проблем не содержат: в ситуационной задаче обязательным элементом является проблемный вопрос, который не входит в основной текст задачи.

Приведем пример используемых обучающих кейсов:

Тема занятия «Металлы»

Вам выданы образцы воды, взятой из разных источников (они указаны на этикетках). Предположительно в них содержатся ионы: Fe2+, Fe3+, Zn2+, Cu2+, Pb2+.

Составьте план их определения.

Предложите способы очистки воды от этих ионов.

Каковы будут ваши действия, если концентрация указанных ионов в образцах будет слишком высокой (значительно превышать ПДК)?

«Решение экспериментальных задач по общей химии»

Космический корабль совершил аварийную посадку на неизвестную планету. Одному из космонавтов было предложено определить состав атмосферы, но в его распоряжении оказались лишь яблоко (не произошло изменения цвета на разрезе), немного известковой воды (не мутнела в атмосфере планеты) и малахитовая шкатулка, при нагревании кусочка малахита образовался красный порошок.

К какому выводу пришел космонавт?

Подводя итог необходимо сказать: Кейс-технология объединяет теорию и сложную реальность в учебные задачи, которые обсуждаются и решаются преимущественно в небольших группах, причем теория не иллюстрируется примерами, а осваивается в ходе изучения и анализа примеров.

В определенном смысле метод кейсов можно назвать тренингом принятия решения, ибо дидактика анализа ситуаций (случаев) имеет прямое отношение к теории принятия решений.

Профессор Роберт Мери отметил: «Под Case – методом я подразумеваю изучение студентами большого набора ситуаций в запланированном отрезке времени. Обучение – это процесс принятия решения, а не обзор того, что решают сделать другие».

×
×