Автор: Ксения Михайловна Викторова
Работа с проектной технологией начинается с 1 курса освоения МДК 02.01 Методика организации досуговых мероприятий. На 1 курсе через участие в Социальном проекте «12 месяцев или как сделать праздник особенным» студенты осваивают Алгоритм организации досугового мероприятия (автор Б.В.Куприянов), где реализуют следующие виды деятельности, контролируемые и регулируемые преподавателем:
Подготовительный этап реализации проекта:
1. Определение схемы организации досугового мероприятия через применение технологий исследования. Поступает реальны заказ на проведение досугового мероприятия от партнеров колледжа. Студенты разрабатывают вопросы к беседе с заказчиком и в режиме реального времени проводят данную беседу, определяя: место, время, форму, целевую аудиторию и другие показатели, которые ложатся в основу процессов целеполагания и планирования досуговых мероприятий по определенной тематике.
2. В ходе диагностики интересов целевой аудитории также применяется технология исследовательской деятельности. Студенты осуществляют подбор, проведение и анализ результатов исследования досуговых интересов детей и родителей, учитывая предмет, объект и возраст целевой аудитории.
3. Следующим шагом является разработка Плана досуговых мероприятий, посвященных определенному событию. На 1 курсе данным событием является Новый год. Студенты через освоение приемов 4К-технологии разрабатывают соответствующий план. Следует отметить, что шаблон данного плана заимствован из конкурсных заданий Чемпионата «Профессионалы», что также способствует подготовке будущих конкурсантов и соответствует направленности деятельности дополнительного образования, осваиваемого студентами педагогического колледжа.
Основной этап реализации проекта:
4. Далее студенты приступают к разработке сценария досугового мероприятия: определение темы, идеи, сценарного хода, а также игровых эпизодов. На данном этапе освоения программы модуля общий сценарий компонует педагог. На основе сценария разрабатывает сценическое, музыкальное оформления. Данная деятельность также осуществляется с применением 4к-технологий. Итоги оформляются в соответствующей методической разработке досугового мероприятия, разработанного педагогом.
5. Постановочная и репетиционная работа предполагает применение игровых технологий, где студенты в игровой форме осваивают основные приемы проведения досуговых мероприятий.
Заключительные этап реализации проекта:
6. Проведение досугового мероприятия позволяет студентам получить практический опыт взаимодействия с целевой аудиторией, импровизации, соблюдения требований техники безопасности и СанПин при проведении мероприятий, что позволяет не только апробировать сценарный материал, но и закрепить полученные знания, актуализировав их в ходе проведения мероприятия. Как правило, на 1 курсе используем театрализованную игровую программу.
7. Анализ проведенного мероприятия проводится в ходе совместной деятельности со студентами. Разбирается каждый этап реализации проекта, определяются достоинства и недостатки, опыт, полученный в ходе деятельности, перспективы дальнейшего участия в проекте.
В ходе данной деятельности студенты принимают роль учащихся творческого объединения, а преподаватель осуществляет функции организатора.
На 2 курсе, в ходе Учебной и Производственной практик, студенты разрабатывают и реализуют коллективные творческие проекты. Механизм прост: определяются досуговых мероприятия и оформляются в календарно-тематическом плане практики. Студенты делятся на подгруппы, каждая из которых отвечает за организацию того или иного досугового мероприятия. В ходе данной деятельности каждая из подгрупп разрабатывает и защищает Творческий проект досугового мероприятия определенной тематики, отвечая на вопросы и осуществляя соответствующие корректировки. Далее, в ходе практики, творческая группа проекта реализует его. Остальные члены студенческой группы выполняют роль учащихся творческого объединения. В ходе данной деятельности, студенты осваивают методику организации совместной деятельности по подготовке досугового мероприятия. Следует подчеркнуть, что в основу данной деятельности положены не только требования ФГОС, но и опыт Чемпионата « Профессионалы».
В ходе разработки и реализации Творческих проектов студенты следуют алгоритму, освоенному на 1 курсе, и принимают позицию педагога. Преподаватель, в данном случае, осуществляет функцию координатора и наставника.
На 3 курсе студенты получают опыт разработки и реализации индивидуальных проектов. Данные проекты, зачастую, ложатся в основу из Выпускных квалификационных работ, а также реализуются в рамках Преддипломной практики. Здесь активно применяются технологии «Педагогических мастерских», поскольку студенты старших курсов демонстрируют практические навыки организации и проведения досуговых мероприятий студентам 1 курсов, приглашая их в качестве зрителей, участников, волонтеров и т.д., а также организуя мастер-классы по соответствующему виду деятельности. Преподаватель занимает позицию наставника.
Таким образом, представленная авторская технология по применению проектной деятельности в полной мере решает вопрос формирования практического опыта по планированию и проведению досуговых мероприятий различных форм и тематики у студентов педагогического колледжа в рамках освоения МДК 02.01 Методика организации досуговых мероприятий.