Автор: Зотова Наталья Сергеевна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области
основная общеобразовательная школа с.Семёновка
муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области
Методическое объединение учителей
ДОКЛАД
на тему: «Применение ресурсов информационных и современных образовательных и логопедических технологий для реализации ИОМ обучающихся с ОВЗ»
Выполнила:
Учитель-логопед
Зотова Н.С.
2024-2025 учебный год
Применение ресурсов информационных и современных образовательных и логопедических технологий для реализации ИОМ обучающихся с ОВЗ
Введение:
В современном образовании, ориентированном на инклюзию и индивидуализацию, особую инновационность имеет развитая разработка и обеспечение индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Эффективная реализация ИОМ невозможна без активного использования информационных ресурсов, современных образовательных и логопедических технологий, позволяющих адаптировать процесс адаптации к потребностям каждого ребенка.
Актуальность:
Обучающиеся с ОВЗ обладают разнообразными формами потребностей, обусловленным характером и степенью выраженности разнообразия. Традиционные методы обучения зачастую оказываются недостаточно эффективными для обеспечения их успешного успеха в образовательной среде. Использование ресурсов информационных и современных технологий позволяет:
- Создать адаптивную образовательную среду, учитывающую особенности обучающегося.
- Обеспечить доступность образовательного контента для детей с помощью различных книг.
- Повысить мотивацию и познавательную активность обучающихся.
- Оптимизировать процесс коррекции и развития речи.
Основные направления применения информационных ресурсов и современных технологий:
В современных реалиях педагоги и родители сталкиваются такой проблемой как с нежеланием учеников учиться, в связи с этим, на первый план выходит развивающая функция образования, развитие и становление личности школьника. А одним из ведущих характеристик развития личности является познавательный интерес, которое в свою очередь определяет эффективность процесса обучения.
Особое место занимают дети с ОВЗ. Для них характерны рассеянность, быстрая истощаемость внимания, плохая память, эмоциональная неустойчивость, отсутствие интеллектуальных мотивов, снижение внешней мотивации учебной деятельности. Результатом их «особенностей» является снижение познавательного интереса, в связи с этим чтобы заинтересовать учащихся, сделать их обучение более осознанным, нужны новые техники и технологии.
o Использование электронных учебников и пособий:
Электронные ресурсы позволяют изменять размер шрифта, цвет фона, аудио- и видеосопровождение, что особенно важно для детей с нарушениями зрения, слуха и дислексией.
o Создание интерактивных заданий и упражнений: Интерактивные задания позволяют вовлечь обучающегося в активный процесс обучения, обеспечивают немедленную обратную связь и обеспечивают лучшее обучение материала.
o Разработка персонализированных учебных материалов: Использование специализированного программного обеспечения позволяет создавать промышленные технические материалы, уровень подготовки, темп обучения и особенности понимания каждого ребенка.
o Использование платформ дистанционного обучения (Moodle, Google Classroom и т. д.): Платформы дистанционного обучения позволяют организовать учебный процесс в удобном для учащихся формате, обеспечивая доступ к учебным материалам, интерактивным заданиям и консультациям с педагогом в любое время и из любой точки мира.
o Проведение онлайн-консультаций и вебинаров: Онлайн-консультации и вебинары позволяют изучать индивидуальную поддержку учащихся, отвечать на их вопросы и оказывать помощь в освоении учебных материалов.
o Использование организации видеоконференцсвязи для групповых занятий: Видеоконференцсвязь позволяет организовать групповые занятия для детей, находящихся на дистанционном обучении, что способствует их социализации и формированию коммуникативных навыков.
2. Использование логопедических технологий:
o Применение специализированных логопедических программ: различные специализированные программы, предназначенные для коррекции различных вариантов речи: дислалии, дизартрии, алалии, заикания и др. Эти программы содержат интерактивные упражнения, игры и задания, направленные на развитие фонематического слуха, артикуляционной моторики, грамматической строя речи и т.д.
o Использование интерактивных досок и проекторов: Интерактивные доски и проекторы позволяют визуализировать логопедические упражнения, сделать их более наглядными и интересными для детей.
o Применение выделенных презентаций и видеоматериалов: Мультимедийные презентации и видеоматериалы позволяют разнообразить логопедические занятия, сделать их более динамичными и увлекательными.
3. Создание доступной образовательной среды:
o Использование специальных технических средств: для учащихся с нарушениями зрения и слуха существуют специальные технические средства, такие как увеличительные стекла, лупы, слуховые аппараты, кохлеарные импланты, которые обеспечивают доступ к образовательной среде.
o Обеспечение доступности информации на образовательной площадке: Информация на образовательной организации должна быть предоставлена в формате, доступном для обучающихся с различными возможностями (например, с использованием альтернативного текста для изображений, субтитров для видеороликов и т.д. организации).
Примеры конкретных технологий и ресурсов:
- Программы для чтения с экрана (скринридеры): JAWS, NVDA (для обучающихся с нарушениями зрения).
- Программы для преобразования речи в текст (преобразование речи в текст): Dragon NaturallySpeaking.
- Программы для создания интерактивных упражнений: LearningApps.org, Hot Potatoes.
- Логопедические программы: «Игры для Тигры», «Дэльфа-142.1», «Логопедическое Домино».
Вызовы и пути их разрешения:
- Недостаточная обеспеченность образовательных организаций современным оборудованием и программным обеспечением. Необходимо целенаправленное финансирование на приобретение и обновление оборудования и программного обеспечения.
- Недостаточная квалификация педагогов и логопедов в области использования информационных технологий. Необходимо организовать систему повышения квалификации педагогов и логопедов, направленную на освоение современных образовательных и логопедических технологий.
- Недостаточная разработанность методических рекомендаций по применению информационных технологий в работе с обучающимися приходится на ОВЗ. Необходимо разработать и внедрить методические рекомендации, учитывающие особенности обучения и развития детей с различными географическими условиями.
Заключение:
Применение ресурсов информационных и современных образовательных и логопедических технологий является необходимым условием для реализации ИОМ обучающихся с ОВЗ. Комплексное использование этих средств позволяет создать адаптивную образовательную среду, обеспечить доступность образовательного контента, повысить мотивацию и познавательную активность обучающихся, адаптировать процесс коррекции и развитие речи, что в конечном итоге способствует их успешному руководству в обществе. Необходима дальнейшая работа по развитию и внедрению инновационных технологий в образовательный процесс, направленных на обеспечение равных условий для всех детей, независимо от их характера развития.