Применение современных образовательных технологий в обучении школьников шахматам.

Автор: Агасыева Гульнур Фаязовна

 

Применение современных образовательных технологий в обучении школьников шахматам.

 

 

В воспитании культуры мышления

большое место отводилось шахматам.

Игра в шахматы дисциплинирует мышление,

 воспитывает сосредоточенность,

но самое главное – это развитие памяти».

В. Сухомлинский.

Сегодня активно идет процесс смены образовательных стандартов, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один — современным детям – современное образование. А современные дети, — какие они? Всё чаще и чаще можно услышать, что они какие-то другие.

Дети «очень изменились за последние годы»: «у них низкая концентрация внимания», «долго не могут сосредоточиться», «не слышат указаний учителя или делают вид, что не слышат», «очень подвижные», «их трудно организовать», «мыслят по-другому». Особенно остро обсуждается проблема гиперактивности и причин её возникновения. Задача каждого современного учителя заинтересовать ребёнка в учебной деятельности. В связи с этим я полностью включилась в современные технологии в образовательном  процессе.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.

В своей работе я использую различные образовательные технологии:

— технологию смешанного обучения;

— технологию развивающего обучения:

— технологию проблемного обучения,

— технологию проектной деятельности;

— технологию развития критического мышления;

— тестовую технологию;

— игровые технологии;

— здоровье сберегающие технологии.

— информационно-коммуникационная технология.

Применение этих технологий способствует развитию познавательной активности учащихся, формирует стойкий повышенный уровень интереса, развивает навыки самостоятельной работы, дает в руки учителя инструмент для индивидуальной работы с учащимися, для педагогического творчества.

Этот перечень был дополнен “Шахматно-задачной ” или иначе, более развернуто, – “Технология развития способности действовать “в уме” с использованием шахматного материала”».

 

 

 

 

Существует множество программ по внедрению шахмат в школах, как общеобразовательного предмета. Польза от занятий шахматами доказана многими научными экспериментами.

Достоинство и преимущество шахмат перед другими предметами как модели для изучения на шахматном материале некоторых универсальных понятий и закономерностей в начальной школе именно в том, что это интеллектуальная игра. Игра в шахматы – хороший тренер, она учит принимать решения и концентрировать внимание.

Во время занятий шахматами у ребёнка вырабатывается усидчивость, поскольку он концентрирует внимание на одном процессе. Особенно важно обучение игре в шахматы гиперактивных детей, которые с трудом могут усидеть пять минут на месте. Они становятся спокойнее, уравновешеннее.

Мнемические процессы также интенсивно используются в шахматах, поскольку игрок использует как долговременную, так и кратковременную память. Экспериментально подтверждено, что у детей, играющих в шахматы, скорость интеллектуальной реакции становится выше. У них улучшается успеваемость в школе, особенно по точным наукам.

Эти факты принимают во внимание педагоги всего мира. В некоторых странах шахматы являются обязательным школьным предметом;

Шахматы учат творчеству . Одним из важнейших качеств шахмат является то, что они могут стать школой творчества для детей, своеобразным выходом из одиночества и активный досугом, который позволяет утолить жажду общения и самовыражения. Играя с соперником, ребёнок постепенно начинает играть и с самим собой — и приходит к выводу, что моделировать ситуации и последствия ходов в уме куда эффективнее, чем испытывать их непосредственно на практике. Таким образом, мозг постепенно начинает работать не только на запоминание и воспроизведение информации, но и на поиск оригинальных идей и нестандартных решений для достижения желаемого результата.

Развивают логику и пространственное мышление. Прежде всего, шахматы — это прекрасный тренажёр для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности. В процессе игры происходит одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий мозга, благодаря чему отмечается активное развитие как логического, так и абстрактного мышления.

Благодаря шахматам в работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент, построение грамотных и последовательных цепочек.

Не менее значима и работа правого полушария, которое отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций, что влияет на развитие пространственного воображения. Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать все возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать решающие ходы – вот основные навыки, которые получает шахматист.

Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий — способности действовать в уме.

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает внимательность,  целеустремленность, вдумчивость.

 Шахматы научат детей не принимать поспешных решений, ибо они часто являются ошибочными. Статистический анализ доказывает, что из числа людей, умеющих играть в шахматы, вырастают многие выдающиеся специалисты, учёные и руководители большого государственного масштаба. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, начальные формы волевого управления поведением. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Шахматы формируют характер. Благодаря своей спортивной составляющей шахматы закаляют бойцовский характер: у ребёнка формируются такие черты как эмоциональная устойчивость, твёрдая воля, решимость, желание побеждать и стремление к победе. При этом поражения, которые неизбежно постигают любого игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, видя в нём новую возможность для развития, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.

Игра в шахматы напрямую связана с умственной деятельностью человека, и для успешной игры необходимо постоянно развивать умение производить действия в уме: непрерывно вести расчет вариантов, анализировать и оценивать позицию, составлять план игры.

Шахматные позиции изначально носят проблемный характер выбора хода, и учащийся все время сталкивается с ситуацией инвариантности решения, поэтому ключевой технологией при обучении шахматам является проблемное обучение.

Во время шахматной партии или разыгрывании учебных позиций учащимся все время необходимо анализировать множество факторов, влияющих на оценку позиции, выстраивать план игры и рассчитывать в уме варианты на много ходов вперед (на 7-8 году обучении глубина расчета может доходить до 10 ходов). Поэтому на занятиях большое внимание уделяется развитию умения оценивать и анализировать проблемные теоретические позиции, партии ведущих гроссмейстеров и своих соперников. Для этого используется частично-поисковый метод.

В  основе технологии развития критического мышления лежит теория осмысленного обучения известного советского психолога Льва Семеновича Выготского.

Одним из и приемов данной технологии, используемых педагогом, является дидактический синквейн.

Составление синквейна – довольно увлекательное и творческое занятие, которое при всей своей простоте помогает учащимся самого разного возраста развивать системное мышление и аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.

Для учащихся составление синквейна является своего рода «творческой паузой», вносящей в занятие разнообразие. А педагог, проанализировав творчество учащихся, оценивает их знание и понимание темы, и может внести коррективы в планы дальнейших занятий.

Для развития комбинационных способностей и мышления учащихся основной формой обучения является решение задач.

При реализации программы на 1-2 годах обучения учащиеся решают задачи алгоритмического типа, имеющие тактическое решение, которое включает оценку позиции, нахождение типовых идей и расчет вариантов, развивающие пространственное и тактическое мышление.

При обучении шахматам учащиеся сталкиваются с необходимостью запоминания большого объема абстрактной шахматной информации, необходимостью овладения сложной шахматной терминологией. Для эффективного решения этих задач используется игровая технология, позволяющая учащимся запомнить шахматные термины и понятия, типовые тактические приемы, названия дебютов, точные позиции. Занятия по шахматам для обучающихся выстраиваются согласно возрастным особенностям. В начале обучения прорабатывается самый элементарный шахматный материал, конечно, в занимательной форме: загадки про шахматные фигуры, сказки, игры «Поле чудес», «Своя игра», «Веселые гонки»,  викторины по истории шахмат, кроссворды, угадывание фигурок по описанию, по форме на ощупь «Волшебный мешочек», расставление партии на скорость. Также дети узнают о выдающихся шахматистах. Учащиеся проявляют себя не только на уроках обучения шахматам, но и на соревнованиях, занимая призовые места.

 

            Агасыева Гульнур Фаязовна,

учитель начальных классов

 ГБОУ  «РПМГ № 1»

×
×