Применение технологии критического мышления на уроках английского языка для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения.

Автор: Игорь Анатольевич Тарасов

«Использование технологии критического мышления на уроках с целью повышения мотивации к изучению английского языка»

 

«Если вы мне расскажете, я это быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню»

Жан Жак Руссо

Согласно Закону РФ «Об образовании» в статье 66, пункт 1 и 2 говорится, что основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности учащихся (компетентностей.) [1]

Главной целью обучения иностранному языку в школе является формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся, задача учителя – это создать условия для практического владения языком. Отсутствие мотивации не дает желаемых результатов. Чтобы совершенствовать и оптимизировать учебный процесс учитель вынужден дополнять и сочетать привычные методики с новыми технологиями в преподавании иностранных языков.

По моему мнению, одной из эффективных технологий,  повышающих  мотивацию обучающихся к изучению иностранного языка, является технология критического мышления.

Цель исследования: установление связи между применением технологии критического мышления  и учебной мотивацией учащихся.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

-изучить и обобщить педагогический опыт по данной теме;

-апробировать методы и приемы технологии при проведении учебных занятий;

-проанализировать и оценить эффективность использования технологий критического мышления при обучении английскому языку.

Предмет исследования: эффективность воздействия технологий на весь процесс обучения английскому языку.

Объект исследования: взаимодействие участников образовательной деятельности при использовании технологии критического мышления.

Мной была выдвинута гипотеза исследования: если использовать технологию критического мышления на уроках английского языка  в системе, то она будет способствовать развитию высокой учебной мотивации к овладению английским языком.

Технология развития критического мышления появилась в 1995 г. Впервые разработана в 1980 г. Воганом Эстесом.

Термин «критическое мышление» известен очень давно из работ таких известных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Бруннер, Л. С. Выготский, в профессиональном языке педагогов-практиков в России его стали употреблять сравнительно недавно.

Сегодня в различных научных исследованиях можно найти определение термина «критическое мышление». Дж. А. Браус и Д. Вуд определяют его как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критическое мышление, по их мнению, — поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных предубеждений.

Мы будем опираться на следующее определение:

Критическое мышление (англ. critical thinking) — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.

Этапы урока с использованием технологии развития критического мышления

По технологии развития критического мышления используется модульный урок, состоящий из трех этапов.

Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая стадия – «осмысление». Эта стадия позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями, проанализировать новую информацию и уже имеющиеся знания.

Третья стадия – «рефлексия»— размышления. На этом этапе основным является целостное осмысление, обобщение полученной информации, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. [2]

Приемы и стратегии

Технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности: Кластеры, «Инсерт», «Фишбоун», чтение с остановками, «Идеал», синквейн.

Для учащихся начальной школы применяю прием «Мозговой штурм», «Концептуальное колесо». Для учащихся среднего звена — «Из старого сделай новое», Метод «5-вопросов» (таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?»)

Концептуальное колесо

Прием «концептуальное колесо» эффективно использовать на стадии вызова. Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса. Например: подбор синонимов к слову like:                 

enjoy

to be

fond of

like

love

Мозговой штурм. Creative ABC

Учащиеся пишут свое слово на английском языке по вертикали. Затем на каждую буквы главного слова пишут знакомое слово. Для сильных учащихся задание усложняется. Написать нужно слова, которые будут начинаться с букв главного слова. Например,

 

Pen

cAr

paRk

Tea

tYpe

Put

Ant

Rabbit

Ten

Year

 

«Из старого сделай новое».

На доске пишется предложение на английском языке. Затем нужно написать столько предложений, сколько слов в этом предложении. Но все предложения должны начинаться только с тех слов, которые есть в основном предложении. Например, I live in Russia.

1.      I …..

2.       Live ….

3.      In …..

4.      Russia….

Метод «5-вопросов» (таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?»)

Возможно использовать при работе с текстом.

Учащиеся, прочитав текст, заполняют таблицу.

Who?                         What?                        When?                       Where?          Why?

 

Для определения уровня мотивации и интереса к предмету в начале и конце учебного года вместе с психологом проводили анкетирование 5 класса (нынешний 6 класс)

Анкета для оценки уровня мотивации и интереса учащихся к английскому языку (См. Приложение 1)

После анкетирования была осуществлена обработка результатов:

На диаграмме показано, что в начале года у большинства ребят был третий уровень мотивации (у учащихся не было негативного отношения к предмету, но и большого интереса они не проявляли), а в конце года у большинства учащихся первый и второй уровень мотивации (у детей появился интерес изучать английский язык и некоторые даже  захотели связать свою будущую профессию с английским языком).

В связи с увеличением мотивации к изучению иностранного языка, повышается качество знаний. Мои ученики принимают участия в дистанционных конкурсах, олимпиадах. Федорова Арина заняла первое место во всероссийской олимпиаде «Knowledge of the English language»,2018 год. Смирнов Дмитрий является призером олимпиады по английскому языку в 2018-2019 учебном году. Волкова Анна награждена похвальной грамотой за Всероссийскую онлайн-олимпиаду Учи.ру по английскому языку, декабрь 2018 года.

 

 

 

 

 

 

В заключение хочу сказать, что учитель призван быть творцом своих уроков. Технология критического мышления – это огромное поле для деятельности. Существует много методов, которые можно и нужно применять на уроках. Нужно только не лениться и уметь находить время и возможности для самообразования.

 

 

 

 

 

Приложение 1

Анкета для оценки уровня мотивации и интереса учащихся к английскому языку

Вопросы

Ответы

Балл

1

Сколько времени вы тратите на подготовку домашнего задания по английскому языку?

А) 1 час

Б) 2-2,5 часа

В)3 часа и более

3

1

0

2

Знаете ли вы каких-либо английских авторов?

А) многих

Б) некоторых

В) очень мало

3

1

0

3

Нравится ли вам изучать английский язык?

А) очень

Б) да, нравится

В) вовсе, нет

3

1

0

4

Занимаетесь ли вы дополнительно английским языком?

А) хожу на дополнительные занятия

Б) занимаюсь дома самостоятельно

В) нет

3

 

1

 

0

5

Общались ли вы с носителями английского языка?

А) да, очень часто

Б) время от времени

В) только один раз, никогда

3

1

0

6

Хотели бы вы посетить англоговорящую страну?

А) очень сильно хочу

Б) да, не отказался/лась бы

В) нет

3

1

0

7

Есть ли у вас иностранные друзья по переписке?

А) да, много

Б) один-два

В) нет

3

1

0

8

Хотели бы вы связать свою будущую профессию с английским языком?

А) очень

Б) еще не знаю

В) нет

3

1

0

Первый уровень 20-24 баллов – высокий уровень  мотивации и интереса к предмету

Второй уровень  16-19 баллов – хорошая мотивация, средний уровень

Третий уровень. 11-15 баллов – положительное отношение к предмету, но без особого интереса

Четвертый уровень. 7-10 баллов – низкая мотивация

Пятый уровень. Ниже 7 баллов – негативное отношение к предмету

 

Приложение 2

Список используемой литературы

1.      Закон «Об образовании», № 273-ФЗ, стр 90.

2.      Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя, И. В. Муштавинская, 2009 год

3.      Слабова Т.Л. Использование современных образовательных технологий при обучении английскому языку. – www.edu.ru

4.      Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам М., 2000.

 

 

 

 

 

 

 

×
×