Автор: Людмила Александровна Ярухина
Применение технологии развития критического мышления на уроках родного языка и литературы
Моя педагогическая деятельность направлена на реализацию ФГОС, использование инновационных моделей обучения, имеющих поисковую направленность, то есть организацию интегративной над предметной поисковой учебной деятельности, цель которой заключается в формировании у обучающихся гражданской ответственности, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе.
Как организовать на уроке процесс поиска? Как научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться полученному результату?
На эти вопросы я нашла ответы, обратившись к приемам технологии развития критического мышления.
Критическое мышление — это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Это способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения.
Дэвид Клустер в работе «Что такое критическое мышление?» предлагает пять пунктов, определяющих данное понятие:
Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное.
Во-вторых, информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления, ведь чтобы прийти к какой-то мысли, надо переработать множество фактов, идей, текстов, то есть информации.
В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
В-четвёртых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами.
В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию.
Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс (развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни — умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.):
Мы должны научить школьников:
— выделять причинно-следственные связи;
— рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
— отвергать ненужную или неверную информацию;
— понимать, как различные части информации связаны между собой;
— выделять ошибки в рассуждениях;
— делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
— избегать категоричности в утверждениях;
— быть честным в своих рассуждениях;
— определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
— выявлять предвзятое отношение, мнение и суждение;
— уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
— подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
— отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.
Каким образом технология развития критического мышления связана с чтением и письмом? Многие слишком буквально понимают её как обучение чтению или письму и потому связывают исключительно с начальной школой. А что означает вдумчивое чтение или вдумчивое письмо? Чтение и письмо — это и инструменты, и продукты нашего мышления. Чтение служит для анализа, сравнения, сопоставления и оценивания того, что мы уже знаем, и неизвестного.
Итак, как применить технологию критического мышления на уроках родного языка и литературы? Как лучше организовать урок?
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учащегося к учебной деятельности; побудить его к активной работе на уроке и дома.
Возможные приёмы и методы:
— составление списка «известной информации», рассказ-предположение, по ключевым словам,
— систематизация материала (графическая):
кластеры, таблицы;
— верные и неверные утверждения;
— перепутанные логические цепочки и т.д
Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным. Деятельность учителя на этой стадии: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».
Деятельность учащихся: ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.
Возможные приёмы и методы активного чтения:
— маркировка с использованием значков «v», «+», «-«, «?» (по мере чтения ставятся на полях справа);
— ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; — поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.
Вывод: происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.
Третья стадия – рефлексия. На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям — предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.
Деятельность учащихся: учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.
Возможные приёмы и методы:
— заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;
— возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
— ответы на поставленные вопросы;
— организация устных и письменных круглых столов;
— организация различных видов дискуссий;
— написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе).
Описание основных, наиболее часто применяемых приёмов данной технологии: Наиболее популярным из современных методов является – кластер. Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Прием инсерт – звуковой аналог условного английского сокращения в дословном переводе означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления.
Синквейн —происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Графическая организация материала. На гранях кубика дается задание. В группах учащиеся заполняют на развороте грани кубика. Опрос — выбрасывается кубик, ответ учащиеся дают на задание выпавшей грани. Осмысление. Рефлексия
Прием «Толстых и тонких вопросов». Я попрошу команды придумать по одному «тонкому и толстому» вопросу. В помощь вам таблица-помощница. Карточку получает игрок, который ответит быстрее в команде.
Эффективен, на мой взгляд, прием «Письмо по кругу». Учащиеся делятся на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Я предлагаю учащимся записать на листке одно-три предложения по определенной теме. На это отводится две минуты. Потом каждый должен прочитать написанное на листке и продолжить записи. Затем снова происходит обмен записями, и так до тех пор, пока листок не вернется к первому автору. Каждый ученик читает написанное, затем я предоставляю слово одному ученику, который вслух читает записи. Остальные потом дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.
Преимущества технологии:
— Повышается ответственность за качество собственного образования.
— Развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; овладевают умением интегрировать информацию.
— Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыт, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление).
— Развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
Я считаю, что использование разнообразных приемов, методов, технологий на уроках – это не самоцель. В работе важен результат. Используя на уроках приемы ТРКМ, убеждаюсь, что данная технология позволяет поддерживать внимание детей на высоком уровне, снижает утомляемость, повышает мотивацию обучения и интерес детей к школе, формирует обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывает в детях чувство собственного достоинства, дает им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносит радость. Сила и оригинальность этой технологии состоит в том, что ее создатели выстроили систему методов и приемов обучения. Я наблюдаю, как эти методы меняют моих учеников, меняют атмосферу занятий, повышают активность на уроке, заинтересованность; намечается путь успеха даже у слабоуспевающих и безразличных к учебе учащихся.