Автор: Комлева Галина Александровна
ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Галина Александровна Комлева,
педагог-организатор
Муниципальное бюджетное
учреждение дополнительного
образования Центр детский
(подростковый) «Эдельвейс»
Свердловская обл.,г. Серов
Здоровье детей – один из основных источников счастья, радости и полноценной жизни родителей, педагогов, общества в целом. Главной проблемой, которая связана с нашим будущим, является сохранение и укрепление здоровья детей и подростков. Сухомлинский В.А. писал: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание» [6].
В последние годы появилось понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» и связано это с попытками образовательных учреждений проводить работу по охране здоровья детей. Трактуется данное понятие многими педагогами по-разному.
Под данными технологиями можно понимать средства работы, использование которых в образовательных организациях идет на пользу и благо здоровья детей и подростков.
Очевидно, что задачи педагогов по подготовке воспитанника к самостоятельной жизни предполагают необходимость формирования у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями и умениями, формирование соответствующих навыков. И это не значит, что ребенок должен изучать «основы анатомии, биологии, физиологии и медицинских знаний». Исходя из этого в научной литературе выделяется понятие «здоровьеформирующие образовательные технологии», понимая под этим все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у детей и подростков культуры здоровья, личностных качеств, способствующих, его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Одним из самых важных направлений клуба «Дружба» МБУ ДО ЦДП «Эдельвейс» является здоровьесберегающие мероприятия, основой которых является регулярное планирование и реализация деятельности по сохранению здоровья детей и подростков.
Вопрос о комфортности самочувствия ребенка в учреждении дополнительного образования — один из самых важных. Вот почему в течение ряда лет педагоги учреждения трудятся над созданием и укреплением постоянного детского коллектива. Ребенок идет к нам и находится в клубе, поскольку ему интересно. Дети и подростки, приходящие к нам, реализуют свои творческие способности, они находят здесь необходимый для всех психологический комфорт. У детей, особенно с стрессонеустойчивым здоровьем, ярко выражена потребность в особом внимании, в адекватной оценке своих стараний и усилий. Если же этого нет, к возникновению конфликтных ситуаций. Наши педагоги подходят к проблеме сохранения здоровья детей и подростков и разработали образовательную программу клуба, включающую в себя обширный раздел «Шаг к здоровью». В данном разделе очень много различных мероприятий, направленных на расширение представление детей о здоровом образе жизни; формирование позитивного отношения к активному образу жизни, к занятиям физической культурой. А так же побуждение детей к двигательной активности, саморазвитию, самосовершенствованию. Цель этого направления – организация мероприятий для детей по пропаганде здорового образа жизни.
Задачи:
— Дать основные знания по здоровому образу жизни и укреплению здоровья;
— Развивать физические и умственные способности детей и подростков;
— Способствовать самоформированию активной жизненной позиции;
— Прививать правила личной гигиены.
Воспитанники нашего клуба являются постоянными участниками всевозможных видов деятельности: акции, эстафеты, экскурсии, интернет-конференции, театрализованные представления, конкурсы, спортивные мероприятия, конкурсы рисунков, разработка и издание буклетов, видеоматериалов.
Педагоги создают полноценные условия для сохранения здоровья детей, развивают интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии, внедряют эти технологии в ежедневный образовательный процесс и закрепляют навыки и умения детей, с целью улучшения физического здоровья, а так же здоровья психики ребенка и комфортного состояния в образовательном процессе.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем дополнительного образования, их применение в работе повысит результативность, сформирует у воспитанников ценностные ориентации, ориентированные на сохранение здоровья и их гармоничное развитие. Для сохранения здоровья детей и подростков в учреждении дополнительного образования необходима рациональная организация занятий с обязательным применением здоровьесберегающих технологий.