Пример конструкта урока для обучающегося с ОВЗ

Автор: Мишушина Евгения Александровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Тольятти «Школа № 18 имени Ф.М. Колыбова»

 

                                                                                                                                                                    Мишушина Е.А.

                                                                                                  учитель английского языка

Пример проекта плана психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.

Адресат и обоснование (по заключению ПМПК).

 Ф.И.О. ребенка: Миронова Дарья Владимировна

Дата рождения: 19.04.2010 года

Школа, класс: МБУ «Школа № 18», 8 «В» класс

Дарья обучается в данной школе с 1 класса. На данный момент обучение Дарьи проводится по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ЗПР. Форма обучения: в общеобразовательном классе.

Темп психических процессов несколько замедлен. Общий запас знаний и представлений о мире и людях вокруг соответствует возрасту. Уровень способностей к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации средний. Средний уровень волевой саморегуляции. Средняя динамика запоминания учебного материала и средний уровень кратковременной памяти. Работоспособность средняя, задания не доделывает до конца. Самооценка соответствует возрасту.

За время обучения в школе у Дарьи наблюдается средний уровень успеваемости. В течение учебного года, у нее возникают трудности по ряду учебных предметов. В большей степени оценки удовлетворительные. Обучающаяся испытывает сложности в овладении программным материалом, не уверена в своих силах и знаниях.

Общий вывод о необходимости уточнения, изменения, подтверждения образовательного маршрута: уровень актуального развития и интеллектуального ниже показателей нормы возрастного развития, рекомендуется продолжение обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ЗПР (7.2).

Содержание сопровождения  (мнение ППк)

Коллегиальное заключение ППк образовательной организации в части обучения английского языка: рекомендуется продолжение обучения английскому языку по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ЗПР (7.2)

Предмет, трудности обучающегося.

Готовность Дарьи к усвоению учебного материала по английскому языку   несколько снижена, что обусловлено недостаточной дифференцированностью восприятия, непрочностью связи между вербальной и невербальной сферами, слабостью развития познавательных процессов: памяти, мышления, речи   

При психологическом обследования у Дарьи были выявлены следующие особенности:

I. Описание особенностей ребенка, выявленных в ходе обследования

Особенности протекания психических процессов:

Темп психических процессов замедленный, переключаемость затруднена.

Особенности внимания:

Внимание концентрируется недостаточно, трудности сосредоточения при увеличении объема стимульного материала.

Особенности восприятия:

 Имеет трудности с восприятием и воспроизведением информации.

Уровень развития интеллекта: ниже возрастной нормы (низкий).

 Характеристики умственной работоспособности:

 Работоспособность низкая, наблюдается замедленный темп мыслительных операций, имеются проявления утомляемости при длительной и серьезной интеллектуальной нагрузке.

IIВывод, сделанный педагогом-психологом в результате проведенной психодиагностической работы: низкая учебная мотивация. Уровень развития высших психических функций не соответствует возрастной норме.

Планируемые результаты:

предметные: знать лексику по изучаемым темам, усвоение базовых грамматических конструкций;

личностные: проявление учебно-познавательного интереса к изучаемым темам;

регулятивные: выполнение учебных действий в паре и индивидуально;

коммуникативные: формирование способности составлять несложные предложения по изучаемым темам.

Планирование сопровождения.

Планируемые результаты достигаются путем вовлечения Дарьи в разные виды деятельности и через использование различных дидактических средств, которые применяются в ходе уроков и домашних заданий.

  Технологическая карта инклюзивного урока английского языка для обучающегося с ОВЗ (ЗПР)

Класс: 8 класс, английский язык.

Учебник: Английский язык 8 класс Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, К. Макбет.

Тема: «Работа по дому»

Цель урока: изучить новую лексику по теме «Права и обязанности»

Планируемые результаты:

— предметные:

знать: лексику по теме: «Права и обязанности»

уметь: использовать лексику по теме при составлении коротких высказываний, понимать несложные тексты.

— метапредметные и личностные (УУД):

— личностные: проявление учебно-познавательного интереса к новой теме;

— регулятивные: выполнение учебных действий в паре и индивидуально;

— коммуникативные: формирование способности составлять несложные предложения по теме, находить необходимую информацию.

На уроке применяются следующие коррекционные методы: актуализация знаний, самоопределение к деятельности, обобщении изученного материала. 

Дидактические приёмы, применяемые в учебно-воспитательном процессе детей с ограниченными возможностями здоровья: сознательность и активность в усвоении знаний; учёт индивидуальных особенностей.

Применяемые технологии: проблемное обучение, здоровье сберегающие технологии

Оборудование: учебник, карточка для ребенка с ОВЗ 

Тип урока: комбинированный

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, дифференцированная, парная.

 

 

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/аспекты компетенции/УУД

Общеобразовательная программа

Адаптированная программа для ребенка с ЗПР

1 этап. Организационный

Создать языковую среду и постараться вовлечь обучающегося в учебный процесс.

Приветствие учащихся и учителя. Проверка готовности класса к уроку английского языка.

Создание доброжелательной атмосферы.

Привлекает внимание обучающихся новым ЛЕ.

Учащиеся приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя.

Проявляют готовность к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечает на приветствие учителя.

Проверяет готовность к уроку под присмотром учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По просьбе учителя обучающийся предполагает, о чем пойдет речь на уроке.

Регулятивные:

— самоконтроль

-проявлять умение высказывать свое предположение при

определении темы урока и умение формулировать цель урока.

 

2 этап. Фонетическая зарядка

Совершенствование произносительных навыков на английском языке. Развитие восприятия иностранной речи на слух.

Привлекает внимание обучающихся к фонетическому тексту по теме урока. Воспроизводит текст и привлекает отдельных ребят к повторению услышанного материала.

 Вслух отрабатывают лексический материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение слов по цепочке, послушав нескольких ребят. При необходимости учитель помогает правильно произнести слова, корректирует верность значений.

 Делается акцент на развитие кратковременной памяти

Обучающийся по мере возможности произносит и запоминает названия слов по теме.

Познавательные:

— узнавать новые слова, их значения.

Регулятивные:

— осуществлять самоконтроль;

Коммуникативные:

— слушать и понимать речь других обучающихся;

           

 

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/аспекты компетенции/УУД

Общеобразовательная программа

Адаптированная программа для ребенка с ЗПР

3 этап. Развитие монологической речи.

Совершенствование навыков монологической речи.

Предлагает познакомиться с опорными фразами для составления коротких предложений.

 

Дети сначала читают образец, который дан в учебнике. Повторяют за учителем. Потом работают индивидуально. Отдельные обучающиеся воспроизводят свои предложения перед классом.

Ребенок с ОВЗ слушает, составляет предложение по образцу и все время работает с опорой на открытый учебник, при содействии более сильного ученика, который при необходимости помогает ученику с ОВЗ.

На этом этапе поощряем ребенка для мотивации к дальнейшей учебной деятельности.

 

 

 

 

Познавательные:

-умение работать по образцу;

-умение выделять нужные ЛЕ;

-строить короткое предложение.

Регулятивные:

— высказывать свое предположение;

Коммуникативные:

— слушать и понимать речь других;

— уметь выражать свои мысли;

4 этап. Физкультминутка

Снятие эмоционального и физического напряжения. Развитие мелкой моторики.

Совместная работа все учеников с применением предмета, не связанного с обучением (мягкая игрушка, мяч, массажный шарик и т.д.)

Учащиеся передают предмет друг другу, называя слова по категориям (слова с положительным значением, глаголы, имена героев мультфильмов и кино и т.д.)

 

 

Ребенок с ОВЗ выполняет упражнение вместе с другими детьми по самочувствию.

 

 

 

 

 

5 этап. Письмо

Совершенствование письменных навыков

Переключает внимание обучающихся на новый вид деятельности.     

Обучающиеся выполняют задание учителя, обмениваются работами для самопроверки.

Обучающийся выполняет данное с помощью более сильного ученика или учителя.

Познавательные:

-умение орфографически правильно писать знакомые и новые слова;

-заполнение пропусков с визуальной опорой.

Коммуникативные:

— слушать и понимать речь одноклассников;

— уметь правильно извлечь необходимую информацию.

6 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Организация  самооценки учащимися собственной учебной деятельности на уроке.

Организует самооценку и рефлексию.  Учитель предлагает обучающимся оценить свою работу, с применением графиков или таблиц, символов и т.д.

Озвучивает домашнее задание.

 

Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу

Учитель поощряет работу обучающихся.

 

 

 

 

Убирают рабочее место.

Учащийся с ОВЗ оценивает свою работу, анализирует вместе с учителем трудности и выстраивают дальнейшие действия, чтобы эти трудности  преодолеть . Учитель поощряет работу обучающегося.

 

Убирает рабочее место.

Регулятивные:

— самоконтроль;

Коммуникативные:

— уметь логично выражать свои мысли.

               

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта инклюзивного урока английского языка для обучающегося с ОВЗ (ЗПР)

Класс: 8 класс, английский язык.

Учебник: Английский язык 8 класс Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, К. Макбет.

Тема: «Молодые люди и закон»

Цель урока: изучить новую лексику по теме «Молодые люди и закон»

Планируемые результаты:

— предметные:

знать: лексику по теме: «Молодые люди и закон»

уметь: использовать лексику по теме в диалогической и монологической речи.

— метапредметные и личностные (УУД):

— личностные: проявление учебно-познавательного интереса к новой теме;

— регулятивные: выполнение учебных действий в паре и индивидуально;

— коммуникативные: формирование способности составлять несложные предложения по теме, задавать вопрос другу с запросом необходимой информации.

На уроке применяются следующие коррекционные методы: актуализация знаний, самоопределение к деятельности, обобщении изученного материала. 

Дидактические приёмы, применяемые в учебно-воспитательном процессе детей с ограниченными возможностями здоровья: сознательность и активность в усвоении знаний; учёт индивидуальных особенностей.

Используемые технологии: здоровье сберегающие, проблемное обучение.

Оборудование: учебник, шаблон с речевыми клише для составления диалога. 

Тип урока: комбинированный

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, дифференцированная, парная.

 

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/аспекты компетенции/УУД

Общеобразовательная программа

Адаптированная программа для ребенка с ЗПР

1 этап. Организационный

Создать языковую среду и постараться вовлечь обучающегося в учебный процесс.

Приветствие учащихся и учителя. Проверка готовности класса к уроку английского языка.

Создание доброжелательной атмосферы.

Привлекает внимание обучающихся новым ЛЕ.

Учащиеся приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя.

Проявляют готовность к уроку.

 

 

 

 

 

 

Отвечает на приветствие учителя.

Проверяет готовность к уроку под присмотром учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

— самоконтроль

-проявлять умение высказывать свое предположение при

определении темы урока и умение формулировать цель урока.

 

2 этап. Фонетическая зарядка

Совершенствование произносительных навыков на английском языке. Развитие фонематического слуха.

Учитель предлагает повторить лексику по теме «Преступление», кратко описывает сюжет известных сказок или фильмов, в которых было некое правонарушение

 

 

 

 

 Предполагают какие преступления имели место быть

 

 

 

Получает карточку с заданием на соотнесение текста и вида преступления.

Познавательные:

— узнавать новые слова, их значения.

Регулятивные:

— осуществлять самоконтроль;

Коммуникативные:

— слушать и понимать речь других обучающихся;

— уметь распределять слова по категориям.

3 этап. Развитие монологической речи.

Совершенствование навыков монологической речи

 привлекает внимание к тексту статьи, предлагает ее прослушать и прочитать

Дети читают и слушают текст, затем работают с задание по ее содержанию 

Ребенок с ОВЗ читает текст, слушает вопросы и отвечает на них с помощь учителя

На этом этапе учитель поощряем ребенка для мотивации к дальнейшей учебной деятельности.

 

 

 

 

Познавательные:

-умение работать по образцу;

-умение давать короткие ответы на вопросы,

-строить мини-монолог с опорой на образец.

Регулятивные:

— высказывать свое предположение;

Коммуникативные:

— слушать и понимать речь других;

— уметь выражать свои мысли;

4 этап. Физкультминутка

Снятие эмоционального и физического напряжения. Развитие мелкой моторики.

Учитель привлекает более активных ребят, которые помогают провести физкультминутку «Simon said…»

Учащиеся выполняют действия за учеником.

Ребенок с ОВЗ выполняет упражнение вместе с другими детьми по самочувствию.

 

 

 

 

 

5 этап. Развитие диалогической речи

Совершенствование диалогической речи.

Предлагает составит вопрос к тексту статьи, с опорой на слово-подсказку, затем задать вопрос любому ученику в классе.

Обучающиеся составляют вопросы и задают друг другу.

Обучающийся с ОВЗ составляет диалог и разыгрывает его с опорой на шаблон с более сильного учеником.

Познавательные:

-умение работать по образцу;

— умение давать короткие и развернутые ответы на вопросы;

— умение строить диалог с опорой на образец.

Коммуникативные:

— слушать и понимать речь одноклассников;

— уметь выражать свои мысли.

6 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Организация самооценки учащимися собственной учебной деятельности на уроке.

Организует самооценку и рефлексию.  Учитель предлагает обучающимся оценить свою работу, с применением графиков или таблиц, символов и т.д.

Озвучивает домашнее задание.

 

Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу

Учитель поощряет работу обучающихся.

 

 

 

 

Убирают рабочее место.

Учащийся с ОВЗ оценивает свою работу, анализирует вместе с учителем трудности и выстраивают дальнейшие действия, чтобы эти трудности преодолеть. Учитель поощряет работу обучающегося.

 

Убирает рабочее место.

Регулятивные:

— самоконтроль;

Коммуникативные:

— уметь логично выражать свои мысли.

                     

 

Материально-техническое обеспечение: наглядный материал (опорные таблицы и схемы, пособия), индивидуальный раздаточный материал (карточки), ноутбук или друга звуковая аппаратура.

Мониторинг: индивидуальные психологические и педагогические консультации.

консультации.

×
×