Автор: Мишушина Евгения Александровна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа Тольятти «Школа № 18 имени Ф.М. Колыбова»
Мишушина Е.А.
учитель английского языка
Пример проекта плана психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.
Адресат и обоснование (по заключению ПМПК).
Ф.И.О. ребенка: Миронова Дарья Владимировна
Дата рождения: 19.04.2010 года
Школа, класс: МБУ «Школа № 18», 8 «В» класс
Дарья обучается в данной школе с 1 класса. На данный момент обучение Дарьи проводится по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ЗПР. Форма обучения: в общеобразовательном классе.
Темп психических процессов несколько замедлен. Общий запас знаний и представлений о мире и людях вокруг соответствует возрасту. Уровень способностей к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации средний. Средний уровень волевой саморегуляции. Средняя динамика запоминания учебного материала и средний уровень кратковременной памяти. Работоспособность средняя, задания не доделывает до конца. Самооценка соответствует возрасту.
За время обучения в школе у Дарьи наблюдается средний уровень успеваемости. В течение учебного года, у нее возникают трудности по ряду учебных предметов. В большей степени оценки удовлетворительные. Обучающаяся испытывает сложности в овладении программным материалом, не уверена в своих силах и знаниях.
Общий вывод о необходимости уточнения, изменения, подтверждения образовательного маршрута: уровень актуального развития и интеллектуального ниже показателей нормы возрастного развития, рекомендуется продолжение обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ЗПР (7.2).
Содержание сопровождения (мнение ППк)
Коллегиальное заключение ППк образовательной организации в части обучения английского языка: рекомендуется продолжение обучения английскому языку по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ЗПР (7.2)
Предмет, трудности обучающегося.
Готовность Дарьи к усвоению учебного материала по английскому языку несколько снижена, что обусловлено недостаточной дифференцированностью восприятия, непрочностью связи между вербальной и невербальной сферами, слабостью развития познавательных процессов: памяти, мышления, речи
При психологическом обследования у Дарьи были выявлены следующие особенности:
I. Описание особенностей ребенка, выявленных в ходе обследования
Особенности протекания психических процессов:
Темп психических процессов замедленный, переключаемость затруднена.
Особенности внимания:
Внимание концентрируется недостаточно, трудности сосредоточения при увеличении объема стимульного материала.
Особенности восприятия:
Имеет трудности с восприятием и воспроизведением информации.
Уровень развития интеллекта: ниже возрастной нормы (низкий).
Характеристики умственной работоспособности:
Работоспособность низкая, наблюдается замедленный темп мыслительных операций, имеются проявления утомляемости при длительной и серьезной интеллектуальной нагрузке.
II. Вывод, сделанный педагогом-психологом в результате проведенной психодиагностической работы: низкая учебная мотивация. Уровень развития высших психических функций не соответствует возрастной норме.
Планируемые результаты:
предметные: знать лексику по изучаемым темам, усвоение базовых грамматических конструкций;
личностные: проявление учебно-познавательного интереса к изучаемым темам;
регулятивные: выполнение учебных действий в паре и индивидуально;
коммуникативные: формирование способности составлять несложные предложения по изучаемым темам.
Планирование сопровождения.
Планируемые результаты достигаются путем вовлечения Дарьи в разные виды деятельности и через использование различных дидактических средств, которые применяются в ходе уроков и домашних заданий.
Технологическая карта инклюзивного урока английского языка для обучающегося с ОВЗ (ЗПР)
Класс: 8 класс, английский язык.
Учебник: Английский язык 8 класс Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, К. Макбет.
Тема: «Работа по дому»
Цель урока: изучить новую лексику по теме «Права и обязанности»
Планируемые результаты:
— предметные:
знать: лексику по теме: «Права и обязанности»
уметь: использовать лексику по теме при составлении коротких высказываний, понимать несложные тексты.
— метапредметные и личностные (УУД):
— личностные: проявление учебно-познавательного интереса к новой теме;
— регулятивные: выполнение учебных действий в паре и индивидуально;
— коммуникативные: формирование способности составлять несложные предложения по теме, находить необходимую информацию.
На уроке применяются следующие коррекционные методы: актуализация знаний, самоопределение к деятельности, обобщении изученного материала.
Дидактические приёмы, применяемые в учебно-воспитательном процессе детей с ограниченными возможностями здоровья: сознательность и активность в усвоении знаний; учёт индивидуальных особенностей.
Применяемые технологии: проблемное обучение, здоровье сберегающие технологии
Оборудование: учебник, карточка для ребенка с ОВЗ
Тип урока: комбинированный
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, дифференцированная, парная.
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Компетенции/аспекты компетенции/УУД |
||
Общеобразовательная программа |
Адаптированная программа для ребенка с ЗПР |
||||
1 этап. Организационный |
|||||
Создать языковую среду и постараться вовлечь обучающегося в учебный процесс. |
Приветствие учащихся и учителя. Проверка готовности класса к уроку английского языка. Создание доброжелательной атмосферы. Привлекает внимание обучающихся новым ЛЕ. |
Учащиеся приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя. Проявляют готовность к уроку.
|
Отвечает на приветствие учителя. Проверяет готовность к уроку под присмотром учителя.
По просьбе учителя обучающийся предполагает, о чем пойдет речь на уроке. |
Регулятивные: — самоконтроль -проявлять умение высказывать свое предположение при определении темы урока и умение формулировать цель урока.
|
|
2 этап. Фонетическая зарядка |
|||||
Совершенствование произносительных навыков на английском языке. Развитие восприятия иностранной речи на слух. |
Привлекает внимание обучающихся к фонетическому тексту по теме урока. Воспроизводит текст и привлекает отдельных ребят к повторению услышанного материала. |
Вслух отрабатывают лексический материал.
|
Чтение слов по цепочке, послушав нескольких ребят. При необходимости учитель помогает правильно произнести слова, корректирует верность значений. Делается акцент на развитие кратковременной памяти Обучающийся по мере возможности произносит и запоминает названия слов по теме. |
Познавательные: — узнавать новые слова, их значения. Регулятивные: — осуществлять самоконтроль; Коммуникативные: — слушать и понимать речь других обучающихся; |
|
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Компетенции/аспекты компетенции/УУД |
||||
Общеобразовательная программа |
Адаптированная программа для ребенка с ЗПР |
||||||
3 этап. Развитие монологической речи. |
|||||||
Совершенствование навыков монологической речи. |
Предлагает познакомиться с опорными фразами для составления коротких предложений.
|
Дети сначала читают образец, который дан в учебнике. Повторяют за учителем. Потом работают индивидуально. Отдельные обучающиеся воспроизводят свои предложения перед классом. |
Ребенок с ОВЗ слушает, составляет предложение по образцу и все время работает с опорой на открытый учебник, при содействии более сильного ученика, который при необходимости помогает ученику с ОВЗ. На этом этапе поощряем ребенка для мотивации к дальнейшей учебной деятельности.
|
Познавательные: -умение работать по образцу; -умение выделять нужные ЛЕ; -строить короткое предложение. Регулятивные: — высказывать свое предположение; Коммуникативные: — слушать и понимать речь других; — уметь выражать свои мысли; |
|||
4 этап. Физкультминутка |
|||||||
Снятие эмоционального и физического напряжения. Развитие мелкой моторики. |
Совместная работа все учеников с применением предмета, не связанного с обучением (мягкая игрушка, мяч, массажный шарик и т.д.) |
Учащиеся передают предмет друг другу, называя слова по категориям (слова с положительным значением, глаголы, имена героев мультфильмов и кино и т.д.)
|
Ребенок с ОВЗ выполняет упражнение вместе с другими детьми по самочувствию.
|
|
|||
5 этап. Письмо |
|||||||
Совершенствование письменных навыков |
Переключает внимание обучающихся на новый вид деятельности. |
Обучающиеся выполняют задание учителя, обмениваются работами для самопроверки. |
Обучающийся выполняет данное с помощью более сильного ученика или учителя. |
Познавательные: -умение орфографически правильно писать знакомые и новые слова; -заполнение пропусков с визуальной опорой. Коммуникативные: — слушать и понимать речь одноклассников; — уметь правильно извлечь необходимую информацию. |
|||
6 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
|||||||
Организация самооценки учащимися собственной учебной деятельности на уроке. |
Организует самооценку и рефлексию. Учитель предлагает обучающимся оценить свою работу, с применением графиков или таблиц, символов и т.д. Озвучивает домашнее задание.
|
Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу Учитель поощряет работу обучающихся.
Убирают рабочее место. |
Учащийся с ОВЗ оценивает свою работу, анализирует вместе с учителем трудности и выстраивают дальнейшие действия, чтобы эти трудности преодолеть . Учитель поощряет работу обучаю—щегося.
Убирает рабочее место. |
Регулятивные: — самоконтроль; Коммуникативные: — уметь логично выражать свои мысли. |
|||
Технологическая карта инклюзивного урока английского языка для обучающегося с ОВЗ (ЗПР)
Класс: 8 класс, английский язык.
Учебник: Английский язык 8 класс Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, К. Макбет.
Тема: «Молодые люди и закон»
Цель урока: изучить новую лексику по теме «Молодые люди и закон»
Планируемые результаты:
— предметные:
знать: лексику по теме: «Молодые люди и закон»
уметь: использовать лексику по теме в диалогической и монологической речи.
— метапредметные и личностные (УУД):
— личностные: проявление учебно-познавательного интереса к новой теме;
— регулятивные: выполнение учебных действий в паре и индивидуально;
— коммуникативные: формирование способности составлять несложные предложения по теме, задавать вопрос другу с запросом необходимой информации.
На уроке применяются следующие коррекционные методы: актуализация знаний, самоопределение к деятельности, обобщении изученного материала.
Дидактические приёмы, применяемые в учебно-воспитательном процессе детей с ограниченными возможностями здоровья: сознательность и активность в усвоении знаний; учёт индивидуальных особенностей.
Используемые технологии: здоровье сберегающие, проблемное обучение.
Оборудование: учебник, шаблон с речевыми клише для составления диалога.
Тип урока: комбинированный
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, дифференцированная, парная.
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Компетенции/аспекты компетенции/УУД |
|||||||
Общеобразовательная программа |
Адаптированная программа для ребенка с ЗПР |
|||||||||
1 этап. Организационный |
||||||||||
Создать языковую среду и постараться вовлечь обучающегося в учебный процесс. |
Приветствие учащихся и учителя. Проверка готовности класса к уроку английского языка. Создание доброжелательной атмосферы. Привлекает внимание обучающихся новым ЛЕ. |
Учащиеся приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя. Проявляют готовность к уроку.
|
Отвечает на приветствие учителя. Проверяет готовность к уроку под присмотром учителя.
|
Регулятивные: — самоконтроль -проявлять умение высказывать свое предположение при определении темы урока и умение формулировать цель урока.
|
||||||
2 этап. Фонетическая зарядка |
||||||||||
Совершенствование произносительных навыков на английском языке. Развитие фонематического слуха. |
Учитель предлагает повторить лексику по теме «Преступление», кратко описывает сюжет известных сказок или фильмов, в которых было некое правонарушение
|
Предполагают какие преступления имели место быть
|
Получает карточку с заданием на соотнесение текста и вида преступления. |
Познавательные: — узнавать новые слова, их значения. Регулятивные: — осуществлять самоконтроль; Коммуникативные: — слушать и понимать речь других обучающихся; — уметь распределять слова по категориям. |
||||||
3 этап. Развитие монологической речи. |
||||||||||
Совершенствование навыков монологической речи |
привлекает внимание к тексту статьи, предлагает ее прослушать и прочитать |
Дети читают и слушают текст, затем работают с задание по ее содержанию |
Ребенок с ОВЗ читает текст, слушает вопросы и отвечает на них с помощь учителя На этом этапе учитель поощряем ребенка для мотивации к дальнейшей учебной деятельности.
|
Познавательные: -умение работать по образцу; -умение давать короткие ответы на вопросы, -строить мини-монолог с опорой на образец. Регулятивные: — высказывать свое предположение; Коммуникативные: — слушать и понимать речь других; — уметь выражать свои мысли; |
||||||
4 этап. Физкультминутка |
||||||||||
Снятие эмоционального и физического напряжения. Развитие мелкой моторики. |
Учитель привлекает более активных ребят, которые помогают провести физкультминутку «Simon said…» |
Учащиеся выполняют действия за учеником. |
Ребенок с ОВЗ выполняет упражнение вместе с другими детьми по самочувствию.
|
|
||||||
5 этап. Развитие диалогической речи |
||||||||||
Совершенствование диалогической речи. |
Предлагает составит вопрос к тексту статьи, с опорой на слово-подсказку, затем задать вопрос любому ученику в классе. |
Обучающиеся составляют вопросы и задают друг другу. |
Обучающийся с ОВЗ составляет диалог и разыгрывает его с опорой на шаблон с более сильного учеником. |
Познавательные: -умение работать по образцу; — умение давать короткие и развернутые ответы на вопросы; — умение строить диалог с опорой на образец. Коммуникативные: — слушать и понимать речь одноклассников; — уметь выражать свои мысли. |
||||||
6 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
||||||||||
Организация самооценки учащимися собственной учебной деятельности на уроке. |
Организует самооценку и рефлексию. Учитель предлагает обучающимся оценить свою работу, с применением графиков или таблиц, символов и т.д. Озвучивает домашнее задание.
|
Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу Учитель поощряет работу обучающихся.
Убирают рабочее место. |
Учащийся с ОВЗ оценивает свою работу, анализирует вместе с учителем трудности и выстраивают дальнейшие действия, чтобы эти трудности преодолеть. Учитель поощряет работу обучающегося.
Убирает рабочее место. |
Регулятивные: — самоконтроль; Коммуникативные: — уметь логично выражать свои мысли. |
||||||
Материально-техническое обеспечение: наглядный материал (опорные таблицы и схемы, пособия), индивидуальный раздаточный материал (карточки), ноутбук или друга звуковая аппаратура.
Мониторинг: индивидуальные психологические и педагогические консультации.
консультации.