Автор: Лазаркевич Ольга Юрьевна
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;
mso-fareast-language:EN-US;}
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ СО «СВЕРДЛОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
«Примерная схема построения уроков по сольному пению с учащимися младшего школьного возраста»
(для студентов специализации «Эстрадное пение» специальности «Музыкальное искусство эстрады»)
Автор: Лазаркевич О.Ю.
Преподаватель ПЦК
«Музыкальное искусство эстрады»
Екатеринбург
2023 г.
Аннотация
Одной из причин появления этой работы явилась необходимость уделить целенаправленное внимание к повышению профессиональной подготовки кадров для учреждений дополнительного образования, в том числе для ДШИ и ДМШ.
Другой причиной является недостаточность учебно-методического обеспечения подготовки специалистов на специализации «Эстрадное пение».
Умение схематически, а также развёрнуто выстраивать урок с учётом вокально-физиологических различий в разных возрастных группах детей школьного возраста – важнейшее условие успешной деятельности педагога.
Данная работа является обобщением личного опыта работы преподавателя и представляет собой собрание всех, часто используемых в практике форм, методов и приёмов работы по развитию вокально-технических навыков учащихся класса сольного пения.
Содержание работы отражается в заголовках её разделов: Введение; Основная часть — 1.1.Примерная схема построения уроков по сольному пению; 1.2 План-конспект урока по развитию вокально-эстрадных навыков для младшей группы эстрадного коллектива; Заключение; Список используемой литературы; Приложение; Оглавление;
Работа может быть использована как учебно-методическое пособие в учебных дисциплинах колледжа: «Педагогические основы преподавания теоретических дисциплин» (ПОПТД, 2-4 курсы), «Учебно-методическое обеспечение» (УМО,3-4 курсы), «Педагогическая практика» (3 курс) и «Педагогическая работа» (3-4 курсы).
Содержание
Данная методическая работа написана автором в 2023 г. и предназначена для студентов специализации «Эстрадное пение» специальности «Музыкальное искусство эстрады» в ГБПОУ СО «Свердловском колледже искусств и культуры».
Как уже было сказано выше, работа может быть использована как методическое пособие в учебных дисциплинах колледжа: «Педагогические основы преподавания теоретических дисциплин» (ПОПТД, 2-4 курсы), «Учебно-методическое обеспечение» (УМО,3-4 курсы), «Педагогическая практика» (3 курс) и «Педагогическая работа» (3-4 курсы), «Эстрадное пение» (1-4 курсы).
Предлагаемый здесь материал соотнесён с требованиями к результатам освоения профессионального модуля педагогической деятельности (ПМ02), представленном в паспорте рабочей программы профессионального модуля, разработанного на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (СПО).
ПМ02 (педагогическая деятельность) – это знание музыкально-педагогического репертуара ДМШ и ДШИ, умение организовывать обучение учащихся вокалу с учетом их возраста и уровня подготовки, проводить методический разбор музыкально-педагогического репертуара разных эпох и стилей для ДМШ и ДШИ и т.д.
Адресатом работы могут быть как учащиеся СПОУ, которым в будущем предстоит заниматься преподавательской работой, в частности, быть педагогами эстрадного вокала или руководителями детских и юношеских эстрадно-ансамблевых коллективов, так и начинающие преподаватели учебных заведений как среднего, так и младшего звена.
Введение
Главное условие любой успешной вокальной работы любого педагога должно быть связано с нахождением наиболее эффективных и безопасных для детского голоса способов развития вокально-технических навыков.
По утверждению физиолога И. Сеченова — любая деятельность человека – это результат мышечных движений. Это утверждение относится и к вокально-техническим навыкам, так как они тоже являются двигательными навыками. А двигательные навыки – это условные рефлексы, которые нужно выработать и закрепить.
Не смотря на то, что многое в деле выработки и закрепления вокально-технических навыков зависит от ученика (вокальные данные, работоспособность, приспособляемость к данному виду деятельности, физические данные и т.д.), решающая роль все же принадлежит преподавателю, который объясняет, корректирует, приводит примеры верного звучания.
Но первое, что нужно учителю для плодотворной деятельности – это знать физиологию совершающихся процессов во время пения, особенности строения и развития детского голосового аппарата.
Обучая вокалу, очень важно научить детей контролировать и анализировать свои ощущения во время пения – мышечные, слуховые, вибрационные. Ощущения певца связаны с наблюдением, вниманием, памятью.
Но, главное, что должен делать преподаватель сольного пения — это уделять особое, целенаправленное внимание развитию голоса учащихся и их вокально-технических навыков, а также использовать все возможные способы и методы, начиная с методичного выстраивания схемы построения урока и уметь обосновать выбор используемых методов, приёмов и средств обучения.
Основная часть
1.1. Примерная схема построения уроков по сольному пению
Существует великое множество вариантов построения уроков по сольному пению, различных по своему содержанию и воплощению.
Но, несмотря на такое многообразие, можно определить основную схему, некий план-конспект, в котором должны прослеживаться определённые структурирующие моменты такие, как: выбор темы урока (обусловленный вокально-технологическими недостатками голосообразования учащегося и/или недочётами музыкально-исполнительского плана), выявление цели, постановка задач урока (необходимых для достижения цели), определение этапов урока и их взаимосвязи, завершение урока — подведение итога по решению задач и достижению цели, а также раскрытию темы урока, выдача домашнего задания с учётом обобщения итоговых данных по уроку.
В более общем плане: первый этап урока — это настрой на него, организационный момент: создание психологического комфорта для учащихся, налаживание доброжелательного контакта, мотивация к приобретению и закреплению полученных и получаемых знаний, умений и навыков; второй этап – распевание; третий этап – работа над вокальными произведениями.
Более развёрнутую и исчерпывающую структуру урока по сольному пению, на взгляд автора настоящей работы, даёт Теринцова Л. А. в своей работе, выложенной на Цифровом образовательном ресурсе под названием «Структура открытого урока по сольному пению» (17).
Хотелось бы привести в пример такую дидактически верную и выстроенную структуру: Итак, структура данного урока в этой работе разворачивается следующим образом:
ТЕМА УРОКА à ЦЕЛЬ à ЗАДАЧИ:
1)образовательные;
2)развивающие;
3)воспитательные;
Далее следует ПЛАН урока в виде ЭТАПОВ урока:
I. Организационный;
II. Основной;
III. Заключительный;
I. Организационный этап состоит из следующих параметров:
1. Дидактическая задача: подготовка учащегося к работе на уроке; установление правильности и объёмности выполнения домашнего задания; подготовка к основному этапу урока;
2. Показатель реального результат решения задачи: полная готовность класса и оборудования; быстрое включение учащегося в деловой ритм; оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и её коррекции;
II. Основной этап:
1. Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения; установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявления пробелов и неверных представлений и их коррекция; обобщение и систематизация;
2. Показатель реального результат решения задачи: активные действия учащегося с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в овладении способами действий; усвоение сущности способов действий; ликвидация типичных ошибок или недостатков; активная продуктивная деятельность учащегося по систематизации знаний, умений и навыков;
III. Заключительный этап:
1. Дидактическая задача: анализ и оценка успешности достижения цели; обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания;
2. Показатель реального результат решения задачи: адекватность самооценки учащегося оценке учителя; получение учащимся информации о реальных результатах; реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания в соответствии с уровнем развития учащегося;
Такая структура урока, на наш взгляд, хорошо подошла бы не только для построения урока по сольному пению, но и почти под любой урок по музыкальной (и/или иной) индивидуальной дисциплине.
Целью построения таких схем (или написания планов-конспектов) является выработка умения определить педагогические цели и задачи, спланировать занятия и (или) циклы занятий, напрвленных на освоение эстрадного пения, а также разработка учебно-методических материалов для реализации учебных программ.
1.2.План-конспект урока по развитию вокально-эстрадных навыков для младшей группы эстрадного коллектива
Тип данного урока – изучение нового материала.
Тема урока: «Развитие вокально-эстрадных навыков правильного дыхания и опоры дыхания у младших школьников»
Цель урока: улучшение качества звука путем работы над верным дыханием и его опорой, а также общей активизацией дыхательного аппарата.
Задачи урока:
1.Обучающие:
— в обобщённой и игровой форме предоставить знания по теме «Дыхание и опора дыхания»;
— обеспечить формирование у учащихся знаний об особенностях работы дыхательного аппарата в жизни и в певческом состоянии;
— обучить детей правильной певческой и вдыхательной установкам;
— обучить правильному дыханию и дать понимание опоры дыхания;
2. Развивающие:
— развивать умения и навыки использования нижнерёберно-диафрагматического типа дыхания;
— развивать дыхательные навыки и навыки опоры дыхания при пении упражнений и в процессе работы над вокальными произведениями;
— развивать мотивацию и творческие способности детей через применение игровых форм при объяснении верного типа дыхания и ощущения опоры дыхания;
3. Воспитательные:
— воспитывать сознательный подход к обучению;
— повышать уровень самооценки, стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации;
— стимулировать творческий поиск детей в создании интерпретации произведений.
Тип урока: комбинированный, нацеленный на изучение нового материала;
Методы работы:
По типу преподнесения материала:
— наглядные: наглядно – иллюстративный (слайды, плакаты, схемы, написание терминов на доске); наглядно-слуховой (личный показ с демонстрацией певческих приёмов, наблюдение);
— словесный: комментарии, объяснения (пояснения действий), беседа; эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);
— практический: упражнения и практические задания;
По характеру используемой познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый и элементы исследовательского метода (последние – при выходе на понимание терминов, нахождении практических вокальных приёмов);
По методам вокальной педагогики, используемым на уроке: фонетический, метод подражания и показа, метод сравнительного анализа.
Технологии:
— развивающего обучения,
— элементы проблемного обучения,
— имитационно — игрового моделирования профессиональной деятельности,
— личностно-ориентированного обучения;
— Исполнительские технологии:
— становления ассоциативно-образного мышления,
— формирования певческой культуры,
— валеологические технологии;
Материально-техническое обеспечение:
— кабинет для занятий по вокалу;
— фортепиано;
— зеркало;
— доска;
— набор наглядных средств (таблицы, плакаты, схемы)
— ноутбук с подборкой различных: видео, аудиозаписей записей (MP3, DVD, CD) и презентацией по теме урока;
— музыкальная звукоусиливающая аппаратура (Музыкальный центр с колонками, микрофоны, микшерский пульт)
Используемая литература для подготовки урока:
1.Демченко А.Д. Вокальные игры с детьми: программно — методическое пособие по постановке певческого и речевого голоса ребенка/ А.Д. Демченко. – Москва: Скрипторий 2003, 2010. – 72 с
2.Демченко А.Д. «Вокальные игры с детьми» (пособие по постановке певческого и речевого голоса ребёнка) Москва 2000 г.
3. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М., 1968 г.
4.Емельянов В.В. Фонопедический метод развития показателей певческого голосообразования. Южно-Сахалинск, 1990. — 156 с.
5. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пеию. СПб.: Муз. палитра, 2018
6. Кравченко А. Секреты Бельканто. Книга для начинающих певцов. Симферополь, 1993
7. Огороднов Д. Е. Методика музыкально-певческого воспитания. 4-е изд. испр.-СПб.: изд. «Лань» «Планета музыки», 2014
8. Щетинин. М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой./ М.Н. Щетинин. – 2-е изд. – М., 2005 – 367с. http://strelnikova.ru
Ход урока
I.Вступительная часть урока: создание доверительной атмосферы общения на уроке, краткое объявление темы, цели и задач урока.
II. Центральная часть урока:
1. Создание мотивационного настроя на урок через связь новой темы с пройденной ранее старой – наводящие вопросы по пройденной ранее теме, нахождение параллелей и ассоциаций, общего и различий; определение того, что проходили в предыдущий раз; обновление и актуализация знаний;
2. Информационная часть. Теория: иллюстративно-наглядные материалы о строении дыхательного аппарата, о различии и сходстве дыхания в жизни и в пении, о правильной певческой и вдыхательной установках, об опоре дыхания – игровые (например, совместное с детьми «создание правил» этих установок через — «вредные советы») и иллюстративные, репродуктивные методы освоения данной информации (в том числе, презентация темы);
3. Практика формирования и закрепления вокальных навыков: Выполнение комплекса дыхательных упражнений. Развитие навыка нижнереберного дыхания. Упражнения, тренирующие дозирование «вдоха» и удлинённого выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения. Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и формированием звука:
Довокальные (шумовые и озвученные) задания и упражнения, построенные на игровых элементах:
1) Комплекс голосовых игр (разработку вопросов, связанных с введением голосовых игр в практику вокального обучения детей проводили — В.В. Емельянова, А.Д.Демченко, Д.Е. Огороднов и др.) способствует качественной начальной подготовке детей младшего школьного возраста к певческой деятельности, включает следующие игры на формирование:
— на формирование певческой установки («На рынке», «Пиджачок», «Кукушка», «Гусь»);
— певческого нижнерёберно-диафрагматического дыхания («Воздушный шар», «Ветер», «Таинственный прием»);
— на формирование умения связывать пение и жесты («Плакса», «Лес», «Самоутверждение») //см. Приложение № 1. //
2) Возможное включение некоторых элементов дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, например, упражнения «Насос», «Большой маятник» и др. //см. Приложение № 2//
3) Упражнения на дыхание и опору дыхания:
Беседа о существующих правилах дыхания и пения на опоре:
· Во время пения, где нет пауз, дышать только ртом. На больших паузах – вдох можно делать через нос;
· Рассчитывать дыхание так, чтобы хватило на фразу;
· Отключать опору только после снятия звука;
· Всегда чувствовать опору больше, чем силу звука;
· Пополнять дыхание только после окончания музыкальной фразы.
Практика:
1.Положить руки на диафрагму, сделать глубокий вздох через нос так, чтобы почувствовать движение мышц диафрагмы, её небольшое выпячивание. Вдох на 4 счёта (следить чтобы не поднимались плечи и грудь, не было зажима корпуса) Выдох — ровный, свободный. Сделать это 4-8р.
2.Тренировка мышц диафрагмы.
А) Вдох глубокий через нос. Выдох на звук ссс… Регулировать ровность выдоха, работу мышц диафрагмы.
Б) Вдох глубокий, выдох с усилием, короткими толчками на звук «с».
З. Вдох глубокий. Выдох — с усилием на определённый ритмический рисунок. Например: (3 триоли и последний выдох до конца. Управлять мышцами диафрагмы.)
4. Упражнение «Цветочек»- делаем долгий вдох (как будто нюхаем цветочек), а затем быстрый выдох (чихаем).
5.Сделать активный короткий вдох носом, а затем длинный фиксированный (через напряженные губы) выдох на счёт 5 – 10 — 15 (про себя).
Задачи всех вышеперечисленных упражнений – активизировать дыхательный аппарат, сформировать правильное певческое дыхание и опору, привести учащихся к осознанию пройденных понятий на практике.
4) Использование мелодических упражнений:
— фонетические упражнения на округлые гласные «О», «У», на йотированные гласные и на различные слоговые сочетания с ними, в основном, с сонорными согласными – «Н», «М», способствующие развитию и постановке основных вокальных, в том числе, дыхательных навыков (авторы фонетического метода – Огороднов Д. Е., Кравченко А.)
Параллельное с пением упражнений использование метода «эмоционально-артистического» воздействия для развития образного мышления учащихся, используя разные эмоциональные подтексты в данных выше упражнениях: печаль, радость, ярость, восторг и так далее.
Подвести учеников к постепенному осмыслению своих вокальных действий и самостоятельному их использованию: они должны сами найти внутренние установки для выполнения той или иной задачи, используя зрительный, вибрационный, тактильный самоконтроль.
5) Работа над исполнением вокальных произведений
Задачи:
— учиться «включать» наработанные на упражнениях дыхательные навыки при исполнении вокальных произведений: использовать верную певческую и вдыхательную установки, свободное взятие «правильного» дыхания, использование опоры дыхания;
— обратить особое внимание на активность всего дыхательного аппарата учащихся;
— выстраивание качественного звука благодаря верным дыхательно-певческим навыкам и установкам;
— в результате восприятия и анализа музыки и текста необходимо дать ученикам возможность осознать текст, прочувствовать художественный образ и пережить его;
— способствовать осмысленному, эмоционально насыщенному исполнению каждой музыкальной фразы, хорошей подачи художественного слова;
— используя образное мышление, воображение учащихся младших классов, необходимо создать ситуацию, приводящую их к яркому выразительному исполнению и грамотному построению драматургии произведения;
— создать поисковые (проблемные) ситуации и наводящие вопросы, способствующие самостоятельному нахождению соответствующих приёмов вокального исполнения, благодаря чему развивается мышление, самостоятельность и творчество обучающихся пению.
III. Завершающая часть, подведение итогов, выводы
(на основе рефлексии и совместного обсуждения того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки и как их можно исправить).
IV. Домашнее задание.
Найти в ИНТЕРНЕТ РЕССУРСАХ различные варианты исполнения данных произведений (интерпретации) и сделать их сравнительный анализ. Продумать несколько возможных вариантов исполнения произведений.
Заключение
Таким образом, умение планомерно выстраивать урок с учётом всех дидактических методических особенностей построения урока, а также с учётом вокально-физиологических различий в разных возрастных группах детей школьного возраста на занятиях по сольному пению, оказывается важнейшим условием успешной деятельности педагога.
Строить примерные схемы или составлять планы-конспекты уроков нужно уметь и студенту, проходящему педагогическую практику по сольному пению, и начинающему преподавателю, используя в своей педагогической работе традиционные и инновационные методы работы.
Целью построения таких схем (или написания планов-конспектов), как уже было сказано выше, является выработка умения определять педагогические цели и задачи, спланировать занятия и/или циклы занятий, направленных на освоение эстрадного сольного пения, а также разработка учебно-методических материалов для реализации учебных программ.
Но, главное, что должен делать преподаватель сольного пения — это уделять особое, целенаправленное внимание развитию голоса учащихся и их вокально-технических навыков, используя при этом всевозможные способы и методы, начиная с методичного выстраивания схемы построения урока и заканчивая умением обосновать выбор используемых методов, приемов и средств обучения.
Список используемой литературы
1.Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М., 1968 г.
2.Демченко А.Д. Вокальные игры с детьми: программно — методическое пособие по постановке певческого и речевого голоса ребенка/ А.Д. Демченко. – Москва: Скрипторий 2003, 2010. – 72 с
3.Демченко А.Д. «Вокальные игры с детьми» (пособие по постановке певческого и речевого голоса ребёнка) Москва 2000 г.
4.Емельянов В.В. Фонопедический метод развития показателей певческого голосообразования. Южно-Сахалинск, 1990. — 156 с.
5. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пеию. СПб.: Муз. палитра, 2018
6.Кравченко А. Секреты Бельканто. Книга для начинающих певцов. Симферополь, 1993
7. Огороднов Д. Е. Методика музыкально-певческого воспитания. 4-е изд. испр.-СПб.: изд. «Лань» «Планета музыки», 2014
8. Основные направления политики правительства Свердловской области в сфере образования и программа их реализации // Правительство Свердловской области, Министерство общего и профессионального образования. – Екатеринбург, 2000.
9. Педагогическая практика: учебно–методическое пособие для студентов средних педагогических учебных заведений по специальности 0312. Ред. Коджаспирова Г. М., Борикова Л. В. – М., 1998.
10. Пилипенко Л.Л., Пичугина Л.Н Особенности работы в детской эстрадно-музыкальной студии: Методические рекомендации. – Екатеринбург: УрГПУ, 2003.
11. Программа развития образования в сфере культуры и искусства в Свердловской области на 2009-2015 гг.// Правительство Свердловской области, Министерство общего и профессионального образования, Министерство культуры Свердловской области. – Екатеринбург, 2008.
12. Прянишников. И. П. Советы обучающимся пению. – Санкт-Петербург, Москва, Краснодар, 2018.
13. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика. Ред. Г.М. Цыпин. – М., 2003.
14. Сергеев А. А. Воспитание детского голоса. – М., 1950.
15. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучению пению. – М., 1994.
16. Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором. – М., 2002.
17. Теринцова Л. А. Структура открытого урока по сольному пению. Цифровой образовательный ресурс: https://documents.infourok.ru
18. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 070214 «Музыкальное искусство эстрады» (по видам). М., 2010.
19. Щетинин. М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой./ М.Н. Щетинин. – 2-е изд. – М., 2005 – 367с. http://strelnikova.ru
Приложение
Примеры голосовых игр и некоторых упражнений на дыхательную гимнастику
1.«Воздушный шар»; Чтобы включить в процесс дыхания работу диафрагмы, предлагается, как бы надуть «воздушный шарик». При этом должна значительно выступить вперед брюшная стенка. Затем воздух тонкой струйкой постепенно выпускается через рот на звук «с». Обязательно с определенным эмоциональным настроем (удивленно, жалобно, плаксиво, радостно, укоризненно) ее выполнение детьми.
Дыхательная гимнастика способствует не только нормальному развитию голоса, но и служит охране голоса от заболеваний. Важно сформировать у ребенка ощущение дыхания “в живот”. Необходимо контролировать правильность выполнения задачи, положив руку на живот. При этом нужно следить, чтобы плечи у ребенка не поднимались.
2.Голосовая игра «На рынке»; Формирование певческих навыков детей 6-7 лет начинается с выработки правильной певческой постановки. Для этого детям предлагается “отправиться на рынок”, выбирать самый красивый арбуз (или другой фрукт либо овощ) и с усилием поднимаем. Но, не рассчитав свои силы, резко бросаем овощ вниз и расслабляемся.
3.Голосовая игра «Пиджачок»; Детям предлагается устроить “примерку пиджачка”, описывая полукруговые движения плечами вперед (надели пиджачок) и назад (пиджачок сняли).
4.Голосовая игра «Ветер»; Игра на дыхание без звука. Детям предлагается превратиться в “ветер” и своим дыханием нарисовать разные настроения ветра (теплого и ласкового или сильного и холодного). Удлиняем выдох на звуках закрытых, экономных (шипящих или свистящих).
Для этого используем в работе различные образы, например:
· ветер играет с листьями;
· звуки пчелы, комара, жука;
· воздух спустился из колеса машины;
· сердитая кошка (выдыхание на согласных звуках “ш”, “ж”, “з”, “с”, “ф”). Формируя короткий вдох и длинный выдох, используем осенние листочки (на ниточках), снежинки (из салфеток), которые не должны упасть, поддерживаемые выдохом или бабочки (на ниточках) “танцуют” вальс.
Дети с удовольствием выполняют упражнения на увеличение выдоха (повторяют 30 строчку на одном дыхании), когда повторяется одно слово, затем два и так далее. Например: Слушай… Слушай шорох… Слушай шорох чащи… и т.д. 5. Голосовая игра-скороговорка «Егорки»;
Детям предлагается сказать скороговорку, которая произноситься на одном выдохе, без дополнительного вдоха. «Как на горке, на пригорке, жили тридцать три Егорки, Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…» Используется прием соревнования: кто из детей насчитает больше Егорок.
Обязательно нужно заранее объяснить детям, что нельзя продолжать “считать Егорок” с усилием, когда объем воздуха иссяк.
Двигательные упражнения, способствуют формированию правильной осанки и снятию мышечной зажатости перед пением.
Для оценки сформированности по каждому представленному навыку можно выделить 3 уровня: высокий, средний и низкий. Их можно оценивать по 3- х бальной шкале соответственно:
высокий – 3 балла,
средний – 2 балла,
низкий – 1 балл.
Критерий оценивания сформированности нижнереберно-диафрагматического типа дыхания:
– высокий уровень наблюдается, если учащийся использует нижнереберное дыхание и полностью опускает диафрагму в процессе пения;
– средний уровень – учащийся начинает фразу на хорошем глубоком дыхании, а в конце фразы переходит на поверхностное;
– низкий уровень наблюдается, если учащийся использует верхнеключичное дыхание.
Критерий оценивания координации между пением и двигательными действиями дошкольников:
– высокий уровень – учащийся без особого труда совмещает пение и движения, соответствующие характеру песни.
– средний уровень – учащийся совмещает пение и движение, но последние не совпадают с характером исполняемой песни.
– низкий уровень – учащийся не может совместить пение и движения, использует только одно движение, отражающее метро-ритмическое начало песни.
Методом замера первого критерия сформированности нижнереберно-диафрагматического типа дыхания явилось упражнение. Название упражнения: «Воздушный шар».
Цель упражнения – выявить, какой тип певческого дыхания учащийся использует в пении. Содержание упражнения: ученик должен выполнить указания педагога, используя ассоциации с надуванием воздушного шара. Инструкции учащемуся: педагог просит ученика представить надувание воздушного шара, который находится в животе. Ученик стоит. Выпрямив спину и положив руку на живот, ученик, не поднимая плеч, делает мягкий, 24 бесшумный вдох через нос, надувая живот (работа диафрагмы). Затем на звук «с» медленно спускает весь воздух. Плечи остаются на месте.
Методом замера третьего критерия, который оценивает координацию навыков певческой деятельности и двигательных движений является творческое задание. Название задания: «Танцуем и поем»
Цель – определить способности ребенка совмещать разные виды деятельности согласно заданного музыкального материала.
Содержание задания: ученик поет любую известную песню, при этом осуществляя различные двигательные действия. Инструкции учащемуся: педагог просит исполнить песню, одновременно двигаясь под музыку.
В качестве музыкального материала можно использовать такие песни, как «Колыбельная медведицы» (автор музыки: Евгений Крылатов, автор текста: Юрий Яковлев, «Улыбка» (автор музыки В.Шаинский, автор слов М.Пляцковский)
Для формирования умения связывать пение и движение можно применять следующие голосовые игры:
1. «Плакса»; Детям предлагается изобразить капризного ребенка, который просит игрушку» «Дай-дай дай». Желательно показывать жестами.
2. «Самоутверждение»; Педагог задает вопрос: «Кто самый лучший в мире?». Дети отвечают: «Я Я Я». Можно сжать кулачки (в этом же упражнении пытаемся толкнуть и раскачать качель) для того, чтобы почувствовать опору звука.
3. «Лес»; Детям предлагается представить ситуацию, что они заблудились в темном лесу и им нужно позвать на помощь. Кричат: «А-У-У-У-УУУУУ» при этом руками показывать длинный звук.
4. «Тигр»; Педагог предлагает изобразить рычание тигра. Пропевать звук «р-р-р» на удобной ноте как можно дольше. Затем петь «р-р-р» от нижних нот к верхним, как будто поднимаемся на лифте, и в обратном порядке. Выполнять игру в нижнем и среднем регистрах. К высоким нотам подбираемся постепенно, не форсируя нагрузку. К этой игре можно добавлять движение, имитирующее мягкую поступь тигра.
Отправной точкой при формировании певческих навыков является эталон певческого звука, для этого используются песни-игры по принципу “Эхо”, в которых у детей есть возможность ориентироваться на эталон певческого звука, а также увеличивается самоконтроль и появляется возможность сравнить свое исполнение с исполнением педагога или сверстников.
Методом замера критерия сформированности нижнереберно- диафрагматического типа дыхания явилась голосовая игра «Ветер».
Содержание игры: педагог просит детей изобразить дуновение ветра, удлиняя выдох на звуках закрытых, экономных (шипящих или свистящих). Для этого используются такие образы, например: — играет ветер с листвой; — звучат пчела, жук, комар; — спустился воздух из колеса машины; — сердится кошка (выдыхание на согласных звуках “ш”, “ж”, “з”, “с”, “ф”).
Критерии оценивания: – высокий уровень наблюдается, если учащийся использует нижнереберно-диафрагматический тип дыхания и полностью опускает диафрагму в процессе; – средний уровень – учащийся начинает фразу на хорошем глубоком дыхании, а в конце фразы переходит на поверхностное; – низкий уровень наблюдается, если учащийся использует верхнеключичное дыхание.
Оглавление
Аннотация…………………………………………………………………………2
Содержание……………………………………………………………………….3
Введение…………………………………………………………………………..4
Основная часть……………………………………………………………………5
1.1. Примерная схема построения уроков по сольному пению..……………….5
1.2. План-конспект урока по развитию вокально-эстрадных навыков для младшей группы эстрадного коллектива……………………………………….7
Заключение………………………………………………………………………12
Список используемой литературы……………………………………………..13
Приложение………………………………………………………………………14
Оглавление………………………………………………………………….17