Автор: Лазаркевич Ольга Юрьевна
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;
mso-fareast-language:EN-US;}
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ СО «СВЕРДЛОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
«Примерная схема построения уроков по сольному пению с учащимися старшего школьного возраста»
(для студентов специализации «Эстрадное пение» специальности «Музыкальное искусство эстрады»)
Автор: Лазаркевич О.Ю.
Преподаватель ПЦК
«Музыкальное искусство эстрады»
Екатеринбург
2024 г.
Аннотация
Одной из причин появления этой работы явилась необходимость уделить целенаправленное внимание к повышению профессиональной подготовки кадров для учреждений дополнительного образования, в том числе для ДШИ и ДМШ.
Другой причиной является недостаточность учебно-методического обеспечения подготовки специалистов на специализации «Эстрадное пение».
Умение схематически, а также развёрнуто выстраивать урок с учётом вокально-физиологических различий в разных возрастных группах детей школьного возраста – важнейшее условие успешной деятельности педагога.
Данная работа является обобщением личного опыта работы преподавателя и представляет собой собрание всех, часто используемых в практике форм, методов и приёмов работы по развитию вокально-технических навыков учащихся класса сольного пения.
Содержание работы отражается в заголовках её разделов: Введение; Основная часть — 1.1. «Примерная схема построения уроков по сольному пению»; 1.2. «План-конспект урока по развитию вокально-эстрадных навыков для старшей группы театрального коллектива; Заключение; Список используемой литературы; Приложение; Оглавление;
Работа может быть использована как учебно-методическое пособие в учебных дисциплинах колледжа: «Педагогические основы преподавания теоретических дисциплин» (ПОПТД, 2-4 курсы), «Учебно-методическое обеспечение» (УМО,3-4 курсы), «Педагогическая практика» (3 курс) и «Педагогическая работа» (3-4 курсы).
Содержание
Данная методическая работа написана автором в 2024 г. и предназначена для студентов специализации «Эстрадное пение» специальности «Музыкальное искусство эстрады» в ГБПОУ СО «Свердловском колледже искусств и культуры».
Как уже было сказано выше, работа может быть использована как методическое пособие в учебных дисциплинах колледжа: «Педагогические основы преподавания теоретических дисциплин» (ПОПТД, 2-4 курсы), «Учебно-методическое обеспечение» (УМО,3-4 курсы), «Педагогическая практика» (3 курс) и «Педагогическая работа» (3-4 курсы), «Эстрадное пение» (1-4 курсы).
Предлагаемый здесь материал соотнесён с требованиями к результатам освоения профессионального модуля педагогической деятельности (ПМ02), представленном в паспорте рабочей программы профессионального модуля, разработанного на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (СПО).
ПМ02 (педагогическая деятельность) – это знание музыкально-педагогического репертуара ДМШ и ДШИ, умение организовывать обучение учащихся вокалу с учетом их возраста и уровня подготовки, проводить методический разбор музыкально-педагогического репертуара разных эпох и стилей для ДМШ и ДШИ и т.д.
Адресатом работы могут быть как учащиеся СПОУ, которым в будущем предстоит заниматься преподавательской работой, в частности, быть педагогами эстрадного вокала или руководителями детских и юношеских эстрадно-ансамблевых коллективов, так и начинающие преподаватели учебных заведений как среднего, так и младшего звена.
Введение
Главное условие любой успешной вокальной работы любого педагога должно быть связано с нахождением наиболее эффективных и безопасных для детского голоса способов развития вокально-технических навыков.
По утверждению физиолога И. Сеченова — любая деятельность человека – это результат мышечных движений. Это утверждение относится и к вокально-техническим навыкам, так как они тоже являются двигательными навыками. А двигательные навыки – это условные рефлексы, которые нужно выработать и закрепить.
Не смотря на то, что многое в деле выработки и закрепления вокально-технических навыков зависит от ученика (вокальные данные, работоспособность, приспособляемость к данному виду деятельности, физические данные и т.д.), решающая роль все же принадлежит преподавателю, который объясняет, корректирует, приводит примеры верного звучания.
Но первое, что нужно учителю для плодотворной деятельности – это знать физиологию совершающихся процессов во время пения, особенности строения и развития детского голосового аппарата.
Обучая вокалу, очень важно научить детей контролировать и анализировать свои ощущения во время пения – мышечные, слуховые, вибрационные. Ощущения певца связаны с наблюдением, вниманием, памятью.
Но, главное, что должен делать преподаватель сольного пения — это уделять особое, целенаправленное внимание развитию голоса учащихся и их вокально-технических навыков, а также использовать все возможные способы и методы, начиная с методичного выстраивания схемы построения урока и уметь обосновать выбор используемых методов, приёмов и средств обучения.
Основная часть
1.1. Примерная схема построения уроков по сольному пению
Существует великое множество вариантов построения уроков по сольному пению, различных по своему содержанию и воплощению.
Но, несмотря на такое многообразие, можно определить основную схему, некий план-конспект, в котором должны прослеживаться определённые структурирующие моменты такие, как: выбор темы урока (обусловленный вокально-технологическими недостатками голосообразования учащегося и/или недочётами музыкально-исполнительского плана), выявление цели, постановка задач урока (необходимых для достижения цели), определение этапов урока и их взаимосвязи, завершение урока — подведение итога по решению задач и достижению цели, а также раскрытию темы урока, выдача домашнего задания с учётом обобщения итоговых данных по уроку.
В более общем плане: первый этап урока — это настрой на него, организационный момент: создание психологического комфорта для учащихся, налаживание доброжелательного контакта, мотивация к приобретению и закреплению полученных и получаемых знаний, умений и навыков; второй этап – распевание; третий этап – работа над вокальными произведениями.
Более развёрнутую и исчерпывающую структуру урока по сольному пению, на взгляд автора настоящей работы, даёт Теринцова Л. А. в своей работе, выложенной на Цифровом образовательном ресурсе под названием «Структура открытого урока по сольному пению» (17).
Хотелось бы привести в пример такую дидактически верную и выстроенную структуру: Итак, структура данного урока в этой работе разворачивается следующим образом:
ТЕМА УРОКА à ЦЕЛЬ à ЗАДАЧИ:
1)образовательные;
2)развивающие;
3)воспитательные;
Далее следует ПЛАН урока в виде ЭТАПОВ урока:
I. Организационный;
II. Основной;
III. Заключительный;
I. Организационный этап состоит из следующих параметров:
1. Дидактическая задача: подготовка учащегося к работе на уроке; установление правильности и объёмности выполнения домашнего задания; подготовка к основному этапу урока;
2. Показатель реального результат решения задачи: полная готовность класса и оборудования; быстрое включение учащегося в деловой ритм; оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и её коррекции;
II. Основной этап:
1. Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения; установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявления пробелов и неверных представлений и их коррекция; обобщение и систематизация;
2. Показатель реального результат решения задачи: активные действия учащегося с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в овладении способами действий; усвоение сущности способов действий; ликвидация типичных ошибок или недостатков; активная продуктивная деятельность учащегося по систематизации знаний, умений и навыков;
III. Заключительный этап:
1. Дидактическая задача: анализ и оценка успешности достижения цели; обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания;
2. Показатель реального результат решения задачи: адекватность самооценки учащегося оценке учителя; получение учащимся информации о реальных результатах; реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания в соответствии с уровнем развития учащегося;
Такая структура урока, на наш взгляд, хорошо подошла бы не только для построения урока по сольному пению, но и почти под любой урок по музыкальной (и/или иной) индивидуальной дисциплине.
Целью построения таких схем (или написания планов-конспектов) является выработка умения определить педагогические цели и задачи, спланировать занятия и (или) циклы занятий, направленных на освоение эстрадного пения, а также разработка учебно-методических материалов для реализации учебных программ.
1.2.План-конспект урока по развитию вокально-эстрадных навыков для старшей группы театрального коллектива
Работа по оцениванию учебных достижений учащихся. Обоснование выбора используемых методов, приемов и средств обучения.
Выбор темы урока обусловлен особенностями вокально — музыкальных данных учащихся: глухим, заглубленным характером звучания голоса, отсутствием яркости в тембре.
Тема урока: «Развитие вокально-эстрадных навыков резонации и фокусировки голоса с учащимися старшей театральной группы»
Цель урока: достижение собранности голоса и более яркой выраженности резонации голоса — как неотъемлемых навыков работы театрального и вокального артиста;
Задачи урока:
1.Обучающие:
— обобщить, систематизировать и укрепить ранее полученные знания по теме «Резонаторы и фокусировка голоса»;
— обеспечить формирование знаний об особенностях работы с резонаторами голоса;
— укрепить навыки и умения создания высокой позиции и грудного резонирования в сочетании с навыками эстрадного пения в речевой позиции;
— обучить приёмам самопроверки работы резонаторов и умения усиливать их работу;
2. Развивающие:
— развивать умения и навыки использования высокой позиции, фокусировки голоса и грудного резонирования;
— развить умение находить и использовать в практике взаимосвязь и взаимозависимость формирования навыков верной резонации, фокусировки голоса и ясности артикуляции гласных, чёткости согласных звуков;
— развивать умение направлять звук в основные резонаторы трёх регистров;
— развивать данные умения и навыки при пении упражнений и в процессе работы над вокальными произведениями;
— усиливать творческие способности учащихся через использование различных эмоциональных, артистических и динамических оттенков при пропевании упражнений и произведений;
3. Воспитательные:
— воспитывать сознательный подход к обучению;
— повышать уровень самооценки, стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации;
—усиливать мотивацию учащихся к музыкально-вокальной деятельности, способствуя усилению волевых и организационных качеств обучающихся;
— стимулировать творческий поиск в создании интерпретации произведений. Тип урока: комбинированный, нацеленный на подведение итогов по пройденному материалу;
Методы работы:
По типу преподнесения материала:
— наглядные: наглядно – иллюстративный (слайды, плакаты, схемы); наглядно-слуховой (личный показ с демонстрацией певческих приёмов, наблюдение);
— словесный: комментарии, объяснения (пояснения действий), беседа; эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);
— практический: работа над упражнениями, исполнением музыкальных произведений;
По характеру используемой познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый и элементы исследовательского метода;
По методам вокальной педагогики, используемым на уроке: фонетический, метод подражания и показа, метод сравнительного анализа.
Технологии:
— развивающего обучения,
— элементы проблемного обучения,
— имитационно — игрового моделирования профессиональной деятельности,
— личностно-ориентированного обучения;
— Исполнительские технологии:
— становления ассоциативно-образного мышления,
— формирования певческой культуры,
— валеологические технологии;
Материально-техническое обеспечение:
— кабинет для занятий по вокалу;
— фортепиано;
— зеркало;
— доска;
— набор наглядных средств (таблицы, плакаты, схемы)
— ноутбук с подборкой различных: видео, аудиозаписей записей (MP3, DVD, CD);
— музыкальная звукоусиливающая аппаратура (Музыкальный центр с колонками, микрофоны, микшерский пульт)
Используемая литература для подготовки урока:
1.Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М., 1968 г.
2.Емельянов В.В. Фонопедический метод развития показателей певческого голосообразования. Южно-Сахалинск, 1990. — 156 с.
3.Кравченко А. Секреты Бельканто. Книга для начинающих певцов. Симферополь, 1993
4. Огороднов Д. Е. Методика музыкально-певческого воспитания. 4-е изд. испр.-СПб.: изд. «Лань» «Планета музыки», 2014
Ход урока
I.Вступительная часть урока: создание рабочей и, одновременно, творческой атмосферы на уроке, краткое объявление темы, цели и задач урока.
II. Центральная часть урока:
1. Создание мотивационного настроя на урок через связь данной темы с предыдущей – наводящие вопросы по пройденной ранее теме; нахождение параллелей и ассоциаций, общего и различий; определение того, что проходили в предыдущий раз; обновление и актуализация знаний;
2. Информационная часть. Теория: иллюстративно-наглядные материалы о строении резонаторов и их функции в голосовом аппарате, репродуктивные методы повторения информации (в том числе, повторная фрагментарная презентация главных элементов темы);
3. Практика формирования и закрепления навыков резонации и фокусировки голоса: выполнение комплекса специализированных довокальных и вокальных упражнений; развитие навыка высокой позиции и выраженной головной и грудной резонации; резонационные упражнения, усиливающие качество артикуляции и дикции:
А) Работа над упражнениями:
1) Общий резонаторный «разогрев» голоса, так называемая резонаторная «стимуляция» голоса с помощью традиционных для многих вокальных методик (например, элементы методики С. Риггса) «довокальных» подготовительных упражнений – на «ПР», «БР», «В», «М», «Р» и некоторые совместные их варианты;
2) Направленное воздействие на общее усиление резонации через фонетический метод по методике А. М. Кравченко с помощью узких и высокорезонирующих, в том числе, «ё-тированных» гласных в сочетании с сонорными согласными (см. кн. «Секреты bel canto»)- слоговое сочетание – слога «ми» с «вье», «вья» и др.;
3) Заострение отдельных звуковых зон диапазона («фокусировка») с помощью приближающих звук (т. е. выводящих его вперёд, в передний план звучания голоса — на зубы и губы) слоговых сочетаний («зи-и-зай», «зи-и-зуй» и др.);
Фонетические упражнения на йотированные гласные и на различные слоговые сочетания с ними, в основном, с сонорными согласными – «Н», «М», «Л» «Р» и другими, способствуют развитию и постановке основных вокальных, в том числе, резонаторных навыков (авторы фонетического метода – Кравченко А., авторы фонопедического метода — Емельянов В.В.)
Параллельно с пением упражнений вводится метод «эмоционально-артистического» воздействия для развития образного мышления учащихся. Так, используются разные эмоциональные подтексты в упражнениях: печаль, радость, ярость, восторг и так далее.
Задачи работы над упражнениями:
— активизировать и усилить общую резонацию голоса;
— сформировать правильную певческую высокую, и, одновременно, речевую позицию эстрадного голоса;
— улучшить качество головного и грудного резонирования и качество микста;
— привести учащихся к осознанию пройденных понятий на практике.
Б) Работа над исполнением вокальных произведений.
4) Закрепление найденных координаций голоса происходит в работе над вокальными произведениями русскоязычной и зарубежной фонетики. Например, в некоторых песнях русских авторов — в данном случае, А. Зацепина «Мир без любимого» — присутствует очень много гласных «И» и, озвончающих голос, сонорных согласных таких, как: «М», «Н», «Р».
В этом произведении полезна работа над усилением резонации нижнего регистра в куплетах и верхнего регистра в припевах, а также над высокой позицией голоса в целом и выработкой общей речевой позиции пения.
Далее идёт работа над французской и английской песнями. Работа над песнями французских авторов, благодаря своей фонетике, очень полезна для укрепления чувства «маски». А песни с английской фонетикой во многом способствуют созданию эталонного звучания голоса вследствие своего особого звукосочетания (в данном произведении проводится работа на укрепление нижнего грудного регистра, микстового регистра, на выработку речевой позиции и др.). Поэтому на данном уроке ведётся работа и над французской и над английской песнями.
Задачи работы над музыкальными произведениями:
— учиться «включать» наработанные на упражнениях навыки при исполнении произведений;
— обратить особое внимание на активность всех резонаторов;
— выстраивание качественного яркого звука благодаря верно выстроенным резонаторно-певческим координациям и установкам;
— в результате восприятия и анализа музыки и текста необходимо дать учащимся возможность осознать текст, прочувствовать художественный образ и пережить его;
— необходимо способствовать осмысленному эмоционально насыщенному исполнению каждой музыкальной фразы, хорошей подачи художественного слова
— используя образное мышление и воображение учащихся, необходимо создать ситуацию, приводящую их к яркому выразительному исполнению и грамотному построению драматургии произведения;
— создать поисковые (проблемные) ситуации и наводящие вопросы, способствующие самостоятельному нахождению соответствующих приёмов вокального исполнения, благодаря чему развивается мышление, самостоятельность и творчество обучающихся пению.
В итоге освоения данных навыков, важно подвести учащихся к постепенному осмыслению своих вокальных действий и самостоятельному их использованию: они должны сами найти внутренние установки для выполнения той или иной задачи, используя зрительный, вибрационный, тактильный самоконтроль.
III. Завершающая часть, подведение итогов, выводы
В завершении урока подводится его итог и делается вывод по решению поставленных в начале урока задач, достижению цели урока и раскрытию заявленной темы урока. Эта часть строится на основе совместной с учащимися рефлексии и обсуждения того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки и как их можно исправить.
IV. Домашнее задание
Найти в ИНТЕРНЕТ РЕССУРСАХ различные варианты исполнения данных произведений (в том числе, кавер версии) и сделать их сравнительный анализ. Продумать несколько возможных вариантов исполнения произведений.
Заключение
Таким образом, умение планомерно выстраивать урок с учётом всех дидактических методических особенностей построения урока, а также с учётом вокально-физиологических различий в разных возрастных группах детей школьного возраста на занятиях по сольному пению, оказывается важнейшим условием успешной деятельности педагога.
Строить примерные схемы или составлять планы-конспекты уроков нужно уметь и студенту, проходящему педагогическую практику по сольному пению, и начинающему преподавателю, используя в своей педагогической работе традиционные и инновационные методы работы.
Целью построения таких схем (или написания планов-конспектов), как уже было сказано выше, является выработка умения определять педагогические цели и задачи, спланировать занятия и/или циклы занятий, направленных на освоение эстрадного сольного пения, а также разработка учебно-методических материалов для реализации учебных программ.
Но, главное, что должен делать преподаватель сольного пения — это уделять особое, целенаправленное внимание развитию голоса учащихся и их вокально-технических навыков, используя при этом всевозможные способы и методы, начиная с методичного выстраивания схемы построения урока и заканчивая умением обосновать выбор используемых методов, приемов и средств обучения.
Список используемой литературы
1.Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М., 1968 г.
2.Демченко А.Д. Вокальные игры с детьми: программно — методическое пособие по постановке певческого и речевого голоса ребенка/ А.Д. Демченко. – Москва: Скрипторий 2003, 2010. – 72 с
3.Демченко А.Д. «Вокальные игры с детьми» (пособие по постановке певческого и речевого голоса ребёнка) Москва 2000 г.
4.Емельянов В.В. Фонопедический метод развития показателей певческого голосообразования. Южно-Сахалинск, 1990. — 156 с.
5. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пеию. СПб.: Муз. палитра, 2018
6.Кравченко А. Секреты Бельканто. Книга для начинающих певцов. Симферополь, 1993
7. Огороднов Д. Е. Методика музыкально-певческого воспитания. 4-е изд. испр.-СПб.: изд. «Лань» «Планета музыки», 2014
8. Основные направления политики правительства Свердловской области в сфере образования и программа их реализации // Правительство Свердловской области, Министерство общего и профессионального образования. – Екатеринбург, 2000.
9. Педагогическая практика: учебно–методическое пособие для студентов средних педагогических учебных заведений по специальности 0312. Ред. Коджаспирова Г. М., Борикова Л. В. – М., 1998.
10. Пилипенко Л.Л., Пичугина Л.Н Особенности работы в детской эстрадно-музыкальной студии: Методические рекомендации. – Екатеринбург: УрГПУ, 2003.
11. Программа развития образования в сфере культуры и искусства в Свердловской области на 2009-2015 гг.// Правительство Свердловской области, Министерство общего и профессионального образования, Министерство культуры Свердловской области. – Екатеринбург, 2008.
12. Прянишников. И. П. Советы обучающимся пению. – Санкт-Петербург, Москва, Краснодар, 2018.
13. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика. Ред. Г.М. Цыпин. – М., 2003.
14. Сергеев А. А. Воспитание детского голоса. – М., 1950.
15. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучению пению. – М., 1994.
16. Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором. – М., 2002.
17. Теринцова Л. А. Структура открытого урока по сольному пению. Цифровой образовательный ресурс: https://documents.infourok.ru
18. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 070214 «Музыкальное искусство эстрады» (по видам). М., 2010.
19. Щетинин. М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой./ М.Н. Щетинин. – 2-е изд. – М., 2005 – 367с. http://strelnikova.ru
Приложение
Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой
Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой
Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:
· восстанавливают нарушенное носовое дыхание,
· улучшают дренажную функцию бронхов,
· положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани,
· повышают общую сопротивляемость организма, его тонус,
· улучшают нервно — психическое состояние организма.
Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего “стрельниковская сотня” — 96 раз, но поскольку эта гимнастика — один из видов работы на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем. Желательно делать по 32 движений дыхательных упражнения из раздела «Постановка голоса», готовящих голосовой аппарат к дальнейшей работе. Это упражнения:
Упражнение «Обними плечи» (Вдох на сжатии грудной клетки).
Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.
Упражнение «Насос». Исходное положение: встать прямо, руки опущены.
Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.
Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.
Упражнение «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»). Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) — вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, — тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами — движениями. Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох).
Тик- так, вдох с пола — вдох с потолка. Сильно в пояснице не прогибайтесь и не напрягайтесь: всё делается легко и просто, без лишних усилий.
С этими упражнениями справляются все дети. Незамысловатые названия – «Ладошки», «Насос», «Погончики», «Большой маятник» и другие – помогают включить воображение. Эти упражнение помогают организовать вдох, правильную работу диафрагмы.
Но певческое дыхание – это и равномерный выдох, расходование дыхания при пении. Плавный выдох на звук «с» позволяет нам сыграть в игру «Жадина». Почему такое название? Всё просто, исполняя это упражнение, нужно попросить детей немного пожадничать и не отдавать звук сразу, а оставить себе как можно дольше
Оглавление
Аннотация………………………………………………………………………….2
Содержание………………………………………………………………………..3
Введение……………………………………………………………………………4
Основная часть…………………………………………………………………….5
1.1. Примерная схема построения уроков по сольному пению………………..5
1.2. План-конспект урока по развитию вокально-эстрадных навыков для старшей группы театрального коллектива .…………………………………….7
Заключение……………………………………………………………………….12
Список используемой литературы………………………………………………13
Приложение………………………………………………………………………14 Оглавление………………………………………………………………….16