Примерная схема построения уроков по сольному пению с учащимися старшего школьного возраста

Автор: Лазаркевич Ольга Юрьевна

Normal
0

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;
mso-fareast-language:EN-US;}

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ СО «СВЕРДЛОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ»

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

                                                                     

«Примерная схема построения уроков по сольному пению с учащимися старшего школьного возраста»

(для студентов специализации  «Эстрадное пение» специальности                                  «Музыкальное искусство эстрады»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Автор:  Лазаркевич О.Ю.

                                        Преподаватель ПЦК

                                                             «Музыкальное искусство эстрады»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2024 г.

Аннотация

 

Одной из причин появления этой работы  явилась необходимость уделить целенаправленное внимание к повышению профессиональной подготовки кадров для учреждений дополнительного образования, в том числе для ДШИ и ДМШ.

Другой причиной является недостаточность учебно-методического обеспечения подготовки специалистов на специализации «Эстрадное пение».

Умение схематически, а также развёрнуто выстраивать урок с учётом вокально-физиологических различий в разных возрастных группах детей школьного возраста – важнейшее условие успешной деятельности педагога.

Данная работа  является обобщением личного опыта работы преподавателя и представляет собой собрание всех, часто используемых в практике форм, методов и приёмов работы по развитию вокально-технических навыков учащихся класса сольного пения.

Содержание работы отражается в заголовках  её разделов: Введение; Основная часть — 1.1. «Примерная схема построения уроков по сольному пению»;  1.2. «План-конспект урока по развитию вокально-эстрадных навыков для старшей группы театрального коллектива; Заключение; Список используемой литературы; Приложение; Оглавление;

Работа может быть использована как учебно-методическое пособие в учебных дисциплинах колледжа: «Педагогические основы преподавания теоретических дисциплин» (ПОПТД, 2-4 курсы), «Учебно-методическое обеспечение» (УМО,3-4 курсы),  «Педагогическая практика» (3 курс) и «Педагогическая работа» (3-4 курсы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Данная методическая работа  написана автором в 2024 г. и предназначена для студентов специализации  «Эстрадное пение» специальности  «Музыкальное искусство эстрады» в ГБПОУ СО «Свердловском колледже  искусств и культуры».

Как уже было сказано выше, работа может быть использована как методическое пособие в учебных дисциплинах колледжа: «Педагогические основы преподавания теоретических дисциплин» (ПОПТД, 2-4 курсы), «Учебно-методическое обеспечение» (УМО,3-4 курсы), «Педагогическая практика» (3 курс) и «Педагогическая работа» (3-4 курсы), «Эстрадное пение» (1-4 курсы).

Предлагаемый здесь материал соотнесён с требованиями к результатам освоения профессионального модуля педагогической деятельности (ПМ02), представленном в паспорте рабочей программы профессионального модуля, разработанного на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (СПО).

ПМ02 (педагогическая деятельность) –  это знание музыкально-педагогического репертуара ДМШ и ДШИ, умение организовывать обучение учащихся вокалу с учетом их возраста и уровня подготовки, проводить методический разбор музыкально-педагогического репертуара разных эпох и стилей для ДМШ и ДШИ и т.д.

Адресатом работы могут быть как учащиеся СПОУ, которым в будущем предстоит заниматься преподавательской работой, в частности, быть педагогами эстрадного вокала или руководителями детских и юношеских эстрадно-ансамблевых коллективов, так и начинающие преподаватели учебных заведений как среднего, так и младшего звена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Главное условие  любой успешной вокальной работы любого педагога должно быть связано  с нахождением наиболее эффективных и безопасных для детского голоса способов развития вокально-технических навыков.

По утверждению физиолога  И. Сеченова  — любая деятельность человека – это результат мышечных движений. Это утверждение относится и к вокально-техническим навыкам, так как они тоже являются двигательными навыками. А двигательные навыки – это условные рефлексы, которые нужно выработать и закрепить.

Не смотря на то, что многое в деле выработки и закрепления вокально-технических навыков зависит от ученика (вокальные данные, работоспособность, приспособляемость к данному виду деятельности, физические данные и т.д.), решающая роль все же принадлежит преподавателю, который объясняет, корректирует, приводит примеры верного звучания.

Но первое, что нужно учителю для плодотворной деятельности – это знать физиологию совершающихся процессов во время пения, особенности строения и развития детского голосового аппарата.            

Обучая вокалу, очень важно научить детей контролировать и анализировать свои ощущения во время пения – мышечные, слуховые, вибрационные. Ощущения певца связаны с наблюдением, вниманием, памятью.

Но, главное, что должен делать преподаватель сольного пения — это уделять особое, целенаправленное внимание развитию голоса учащихся и их вокально-технических навыков, а также  использовать все возможные способы и методы, начиная с методичного выстраивания схемы построения урока и уметь обосновать выбор используемых методов, приёмов и средств обучения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

 

1.1.    Примерная схема построения уроков по сольному пению

 

 

 Существует великое множество вариантов построения уроков по сольному пению, различных по своему содержанию и воплощению.

Но, несмотря на такое многообразие, можно определить  основную схему, некий план-конспект, в котором должны прослеживаться определённые структурирующие моменты такие, как: выбор темы урока (обусловленный вокально-технологическими  недостатками голосообразования учащегося и/или недочётами музыкально-исполнительского плана), выявление цели, постановка  задач урока (необходимых для достижения цели), определение этапов урока и их взаимосвязи, завершение урока — подведение итога по решению задач и достижению цели, а также раскрытию темы урока, выдача домашнего задания с учётом обобщения итоговых данных по уроку.

В более общем плане: первый этап урока — это настрой на него, организационный момент: создание психологического комфорта для учащихся, налаживание доброжелательного контакта, мотивация к приобретению и закреплению полученных и получаемых знаний, умений и навыков; второй этап – распевание; третий этап – работа над вокальными произведениями.

Более развёрнутую и исчерпывающую структуру урока по сольному пению, на взгляд автора настоящей работы, даёт Теринцова Л. А. в своей работе, выложенной на Цифровом образовательном ресурсе под названием «Структура открытого урока по сольному пению» (17).

Хотелось бы привести в пример такую дидактически верную и  выстроенную структуру:  Итак, структура данного урока в этой работе разворачивается следующим образом:

ТЕМА УРОКА à ЦЕЛЬ à ЗАДАЧИ:

1)образовательные;

2)развивающие;

3)воспитательные;

Далее следует ПЛАН урока в виде ЭТАПОВ урока:

I.           Организационный;

II.         Основной;

III.      Заключительный;

I.           Организационный этап состоит из следующих параметров:

1.          Дидактическая задача: подготовка учащегося к работе на уроке; установление правильности и объёмности выполнения домашнего задания; подготовка к основному этапу урока;

2.          Показатель реального результат решения задачи: полная готовность класса и оборудования; быстрое включение учащегося в деловой ритм; оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и её коррекции;

II.        Основной этап:

1.          Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения; установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявления пробелов и неверных представлений и их коррекция;  обобщение и систематизация;

2.          Показатель реального результат решения задачи: активные действия учащегося с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в овладении способами действий; усвоение сущности способов действий; ликвидация типичных ошибок или недостатков; активная продуктивная деятельность учащегося по систематизации знаний, умений и навыков;

III.     Заключительный этап:

1.          Дидактическая задача: анализ и оценка успешности достижения цели; обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания;

2.          Показатель реального результат решения задачи:  адекватность самооценки учащегося оценке учителя; получение учащимся информации о реальных результатах; реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания в соответствии с уровнем развития учащегося;

Такая структура урока, на наш взгляд,  хорошо подошла бы не только для построения урока по сольному пению, но и  почти под любой  урок по музыкальной (и/или иной) индивидуальной дисциплине.

Целью построения таких схем (или написания планов-конспектов) является выработка умения  определить педагогические цели и задачи, спланировать занятия и (или) циклы занятий, направленных на освоение эстрадного пения, а также разработка учебно-методических материалов для  реализации учебных программ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.План-конспект урока по развитию вокально-эстрадных навыков для старшей группы театрального коллектива

 

Работа по оцениванию учебных достижений учащихся. Обоснование выбора используемых методов, приемов и средств обучения. 

Выбор темы урока обусловлен  особенностями вокально — музыкальных данных учащихся: глухим, заглубленным характером звучания голоса, отсутствием яркости в тембре.

Тема урока: «Развитие вокально-эстрадных навыков резонации и фокусировки голоса с учащимися старшей театральной группы»

Цель урока: достижение собранности голоса и более яркой выраженности резонации голоса —  как неотъемлемых навыков работы театрального и вокального артиста;

Задачи урока:

1.Обучающие:

— обобщить, систематизировать и укрепить ранее полученные знания по теме «Резонаторы и фокусировка голоса»;

— обеспечить формирование знаний об особенностях работы с резонаторами голоса;

— укрепить навыки и умения создания высокой позиции и грудного резонирования  в сочетании с навыками эстрадного пения в речевой позиции;

— обучить приёмам самопроверки работы резонаторов и умения усиливать их работу;

2.  Развивающие:

— развивать умения и навыки использования высокой позиции, фокусировки голоса и грудного резонирования;

—  развить умение находить и использовать в практике взаимосвязь  и взаимозависимость формирования навыков верной резонации, фокусировки голоса и ясности артикуляции гласных, чёткости  согласных звуков;

—    развивать умение направлять звук в основные резонаторы трёх регистров;

—  развивать данные умения и   навыки при пении упражнений и в процессе работы над вокальными произведениями;

— усиливать творческие способности учащихся через использование различных эмоциональных, артистических и динамических оттенков при пропевании упражнений и произведений;

3. Воспитательные:

—   воспитывать сознательный подход к обучению;

— повышать уровень самооценки, стремления к самосовершенствованию  и творческой самореализации;

усиливать мотивацию учащихся к музыкально-вокальной деятельности, способствуя усилению волевых и организационных качеств обучающихся;

— стимулировать творческий поиск в создании интерпретации произведений.  Тип урока: комбинированный, нацеленный на подведение итогов по пройденному  материалу;

Методы работы: 

По типу преподнесения материала:

— наглядные: наглядно – иллюстративный (слайды, плакаты, схемы); наглядно-слуховой (личный показ с демонстрацией певческих приёмов, наблюдение);  

— словесный:  комментарии, объяснения (пояснения  действий), беседа; эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);

— практический:   работа над упражнениями, исполнением музыкальных произведений;

По характеру используемой познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый и элементы исследовательского метода;

По методам вокальной педагогики, используемым на уроке:  фонетический, метод подражания и показа, метод сравнительного анализа.

 

Технологии:

— развивающего обучения,

— элементы проблемного обучения,

— имитационно — игрового моделирования профессиональной деятельности,

— личностно-ориентированного обучения; 

— Исполнительские технологии:

— становления ассоциативно-образного мышления,

— формирования певческой культуры,

— валеологические технологии;

 

Материально-техническое обеспечение:

 — кабинет для занятий по вокалу;

— фортепиано;

— зеркало;

— доска;

— набор наглядных средств (таблицы, плакаты, схемы)

—  ноутбук с подборкой различных: видео, аудиозаписей записей (MP3, DVD, CD);

— музыкальная звукоусиливающая аппаратура (Музыкальный центр с колонками, микрофоны, микшерский пульт)

 

Используемая  литература для подготовки урока:

 

1.Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М., 1968 г.

2.Емельянов В.В. Фонопедический метод развития показателей певческого голосообразования. Южно-Сахалинск, 1990. — 156 с.

3.Кравченко А. Секреты Бельканто. Книга для начинающих певцов. Симферополь, 1993

4. Огороднов Д. Е. Методика музыкально-певческого воспитания. 4-е изд. испр.-СПб.: изд. «Лань» «Планета музыки», 2014

                                                          

                                     Ход  урока

 

I.Вступительная часть урока: создание рабочей и, одновременно, творческой атмосферы на уроке, краткое объявление темы, цели и задач урока.

II. Центральная часть урока:

1. Создание мотивационного настроя на урок через связь данной темы с предыдущей – наводящие вопросы по пройденной ранее теме; нахождение параллелей и ассоциаций, общего и различий; определение того, что проходили в предыдущий раз; обновление и актуализация знаний;

2. Информационная часть. Теория: иллюстративно-наглядные материалы о строении резонаторов и их функции в голосовом аппарате, репродуктивные методы повторения информации (в том числе, повторная  фрагментарная презентация главных элементов темы);

3. Практика формирования и закрепления навыков резонации и фокусировки голоса: выполнение комплекса специализированных довокальных и вокальных упражнений; развитие навыка высокой позиции и выраженной головной  и грудной резонации; резонационные упражнения, усиливающие качество артикуляции и дикции:

А)  Работа над упражнениями:

1)  Общий резонаторный «разогрев» голоса, так называемая резонаторная «стимуляция» голоса с помощью  традиционных для многих вокальных методик (например, элементы методики С. Риггса) «довокальных» подготовительных упражнений – на  «ПР», «БР»,  «В», «М», «Р» и некоторые совместные их варианты;

2) Направленное воздействие на общее усиление резонации через фонетический метод по методике А. М. Кравченко  с помощью узких и высокорезонирующих, в том числе,  «ё-тированных» гласных в сочетании с сонорными согласными (см. кн. «Секреты bel canto»)- слоговое сочетание – слога «ми» с  «вье», «вья» и др.;

3) Заострение отдельных звуковых зон диапазона («фокусировка») с помощью приближающих звук (т. е. выводящих его вперёд, в передний план звучания голоса —  на зубы и губы) слоговых сочетаний («зи-и-зай», «зи-и-зуй» и др.);

Фонетические упражнения на йотированные гласные и на различные слоговые сочетания с ними, в основном, с сонорными согласными – «Н», «М», «Л» «Р» и другими, способствуют развитию  и постановке основных вокальных, в том числе, резонаторных навыков (авторы фонетического метода – Кравченко А., авторы фонопедического метода — Емельянов В.В.)

Параллельно с пением упражнений вводится метод «эмоционально-артистического» воздействия для развития образного мышления учащихся. Так, используются разные эмоциональные подтексты в упражнениях: печаль, радость, ярость, восторг и так далее.

Задачи работы над упражнениями:

— активизировать и усилить общую резонацию голоса;

— сформировать правильную певческую высокую, и, одновременно, речевую позицию эстрадного голоса;

— улучшить качество головного и грудного резонирования и качество микста; 

— привести учащихся к осознанию пройденных понятий на практике.

Б) Работа   над  исполнением вокальных произведений.

4) Закрепление найденных координаций голоса  происходит в работе над вокальными произведениями русскоязычной и зарубежной фонетики.        Например, в некоторых песнях русских авторов —  в данном случае, А. Зацепина «Мир без любимого»  — присутствует очень много гласных «И» и, озвончающих  голос,  сонорных согласных таких, как: «М», «Н», «Р».

В этом произведении полезна работа над усилением резонации  нижнего регистра в куплетах и верхнего регистра  в припевах,  а также  над высокой позицией голоса в целом и выработкой общей речевой позиции пения.

Далее идёт работа над французской и английской песнями. Работа над песнями французских авторов, благодаря своей фонетике, очень полезна для укрепления чувства «маски».  А песни с английской фонетикой во многом способствуют созданию эталонного звучания голоса вследствие своего особого звукосочетания (в данном произведении проводится работа на укрепление нижнего грудного регистра, микстового регистра, на выработку речевой позиции и др.). Поэтому на данном уроке ведётся работа и над французской и над английской песнями.

Задачи работы над музыкальными произведениями:

— учиться «включать» наработанные на упражнениях навыки при исполнении произведений;

— обратить особое внимание на активность всех резонаторов;

— выстраивание качественного яркого звука благодаря верно выстроенным резонаторно-певческим координациям и установкам;

— в результате восприятия и анализа музыки и текста необходимо дать учащимся возможность осознать текст, прочувствовать художественный образ и  пережить его;

— необходимо способствовать осмысленному эмоционально насыщенному исполнению каждой музыкальной фразы, хорошей подачи художественного слова

— используя образное мышление и  воображение учащихся, необходимо создать  ситуацию,  приводящую их к яркому выразительному исполнению и грамотному построению драматургии произведения;

— создать поисковые (проблемные) ситуации и наводящие вопросы, способствующие самостоятельному нахождению соответствующих приёмов вокального исполнения, благодаря чему развивается мышление, самостоятельность и творчество обучающихся пению.

В итоге освоения данных навыков, важно подвести учащихся к постепенному осмыслению  своих вокальных действий и самостоятельному их использованию: они должны сами найти внутренние установки для выполнения той или иной  задачи, используя зрительный, вибрационный, тактильный самоконтроль.

III. Завершающая часть, подведение итогов, выводы

    В завершении урока  подводится его итог и делается вывод по решению поставленных в начале урока задач, достижению цели урока и  раскрытию заявленной темы урока. Эта часть строится на основе совместной с учащимися  рефлексии и обсуждения того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки и  как их можно исправить.

IV. Домашнее задание

       Найти в ИНТЕРНЕТ РЕССУРСАХ различные варианты исполнения данных произведений   (в том числе, кавер версии) и сделать их сравнительный анализ. Продумать несколько возможных вариантов исполнения произведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, умение планомерно выстраивать урок с учётом всех дидактических методических особенностей построения урока, а также с учётом  вокально-физиологических различий в разных возрастных группах детей школьного возраста на занятиях по сольному пению, оказывается важнейшим условием успешной деятельности педагога.

Строить примерные  схемы  или составлять планы-конспекты уроков нужно уметь и студенту, проходящему педагогическую практику по сольному пению,  и начинающему преподавателю, используя  в своей педагогической работе традиционные и инновационные методы работы.

Целью построения таких схем (или написания планов-конспектов), как уже было сказано выше,  является выработка умения  определять педагогические цели и задачи, спланировать занятия и/или циклы занятий, направленных на освоение эстрадного сольного пения, а также разработка учебно-методических материалов для  реализации учебных программ.

Но, главное, что должен делать преподаватель сольного пения — это уделять особое, целенаправленное внимание развитию голоса учащихся и их вокально-технических навыков,  используя при этом всевозможные способы и методы, начиная с методичного выстраивания схемы построения урока и заканчивая умением обосновать выбор используемых методов, приемов и средств обучения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1.Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М., 1968 г.

2.Демченко А.Д. Вокальные игры с детьми: программно — методическое пособие по постановке певческого и речевого голоса ребенка/ А.Д. Демченко. – Москва: Скрипторий 2003, 2010. – 72 с    

3.Демченко  А.Д. «Вокальные игры с детьми» (пособие по постановке певческого и речевого голоса ребёнка) Москва 2000 г.

4.Емельянов В.В. Фонопедический метод развития показателей певческого голосообразования. Южно-Сахалинск, 1990. — 156 с.

5. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пеию. СПб.: Муз. палитра, 2018

6.Кравченко А. Секреты Бельканто. Книга для начинающих певцов. Симферополь, 1993

7. Огороднов Д. Е. Методика музыкально-певческого воспитания. 4-е изд. испр.-СПб.: изд. «Лань» «Планета музыки», 2014

8. Основные направления политики правительства  Свердловской области в сфере образования и программа их реализации // Правительство Свердловской области, Министерство общего и профессионального образования.  – Екатеринбург, 2000.

9. Педагогическая практика: учебно–методическое пособие для студентов средних педагогических учебных заведений по специальности 0312.  Ред. Коджаспирова Г. М., Борикова Л. В.  – М., 1998.

10. Пилипенко Л.Л., Пичугина Л.Н Особенности работы в детской эстрадно-музыкальной студии: Методические рекомендации. – Екатеринбург: УрГПУ, 2003.

11. Программа развития образования в сфере культуры и искусства в Свердловской области на 2009-2015 гг.// Правительство Свердловской области, Министерство общего и профессионального образования, Министерство культуры Свердловской области. – Екатеринбург, 2008.

12.  Прянишников. И. П. Советы обучающимся пению. –  Санкт-Петербург, Москва, Краснодар, 2018.

13. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика.  Ред. Г.М. Цыпин. –  М., 2003.

14. Сергеев А. А. Воспитание детского голоса. –  М., 1950.

15. Стулова Г. П.  Развитие детского голоса в процессе обучению пению. – М., 1994.

16. Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором. – М., 2002.

17. Теринцова Л. А. Структура открытого урока по сольному пению. Цифровой образовательный ресурс:  https://documents.infourok.ru

18. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 070214 «Музыкальное искусство эстрады» (по видам). М., 2010.

19. Щетинин. М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой./ М.Н. Щетинин. – 2-е изд. – М., 2005 – 367с. http://strelnikova.ru

Приложение

 

Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой

 

Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой

Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:

·             восстанавливают нарушенное носовое дыхание,

·             улучшают дренажную функцию бронхов,

·             положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани,

·             повышают общую сопротивляемость организма, его тонус,

·             улучшают нервно — психическое состояние организма.

Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего “стрельниковская сотня” — 96 раз, но поскольку эта гимнастика — один из видов работы на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем.  Желательно делать по 32 движений  дыхательных упражнения из раздела «Постановка голоса», готовящих голосовой аппарат к дальнейшей работе. Это упражнения:

Упражнение «Обними плечи» (Вдох на сжатии грудной клетки).

Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.

Упражнение «Насос». Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.

Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.

Упражнение «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»). Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) — вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, — тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами — движениями. Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох).

Тик- так, вдох с пола — вдох с потолка. Сильно в пояснице не прогибайтесь и не напрягайтесь: всё делается легко и просто, без лишних усилий.

С этими упражнениями справляются все дети. Незамысловатые названия – «Ладошки», «Насос», «Погончики», «Большой маятник» и другие – помогают включить воображение. Эти упражнение помогают организовать вдох, правильную работу диафрагмы.

Но певческое дыхание – это и равномерный выдох, расходование дыхания при пении. Плавный выдох на звук «с» позволяет нам сыграть в игру «Жадина». Почему такое название? Всё просто, исполняя это упражнение, нужно попросить детей немного пожадничать и не отдавать звук сразу, а оставить себе как можно дольше

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

              

Аннотация………………………………………………………………………….2  

Содержание………………………………………………………………………..3       

Введение……………………………………………………………………………4

Основная часть…………………………………………………………………….5 

1.1. Примерная схема построения уроков по сольному пению………………..5

1.2. План-конспект урока по развитию вокально-эстрадных навыков для старшей группы театрального коллектива .…………………………………….7

Заключение……………………………………………………………………….12

Список используемой литературы………………………………………………13

Приложение………………………………………………………………………14          Оглавление………………………………………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

×
×