Автор: Бурмистрова Ольга Владимировна
v\:* {behavior:url(#default#VML);}
o\:* {behavior:url(#default#VML);}
w\:* {behavior:url(#default#VML);}
.shape {behavior:url(#default#VML);}
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;}
table.MsoTableGrid
{mso-style-name:»Сетка таблицы»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-priority:59;
mso-style-unhide:no;
border:solid windowtext 1.0pt;
mso-border-alt:solid windowtext .5pt;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-border-insideh:.5pt solid windowtext;
mso-border-insidev:.5pt solid windowtext;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-font-family:Calibri;
mso-fareast-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-language:EN-US;}
Аннотация
В данной статье представлен опыт учителя по использованию технологии Клоуз-теста на уроках русского языка и литературы.
Основная цель использования Клоуз-теста – формирование коммуникативного и контекстного мышления обучаемых.
Решение предметных задач предоставляет учащимся возможность реализовать свой интерес к литературе и русскому языку; повышает мотивацию обучаемых к освоению филологических дисциплин, к чтению художественной литературы; воспитывает квалифицированного читателя, формирует навыки анализа эпизода; обучает текстовой деятельности в рамках филологических дисциплин (умение устанавливать внутритекстовые связи, выявлять особенности композиции, значимость языковых явлений и др. ).
Решение метапредметных задач способствует формированию информационной компетенции и универсальных учебных действий, таких как способность чтения и понимания текста, умение обрабатывать информацию (сжатие текста до ключевых слов, развёртывание текста по ключевым словам), а также формирует коммуникативную компетенцию: выдвижение и аргументирование своей версии подобранного слова, встраивание подобранного слова в смысловую позицию автора (диалог «автор — читатель»); восприятие, понимание чужой версии, выражение отношения к ней; сопоставление разных версий (диалог «ученик — ученик»), основанное на критериях понимания смысла текста.
Клоуз — тест еще называют тестом дополнения или восстановления. Он был разработан и предложен американским ученым В. Тейлором для определения того, насколько труден тот или иной текст для чтения, понимания, а также насколько он интересен для читателя. Как правило, используется в методике преподавания иностранных языков.
Клоуз — тест на уроках русского языка и литературы позволяет формировать очень важные компетенции: коммуникативное и контекстное мышление. «Главная цель работы с клоуз — тестом … научить ребёнка понимать смысл текста, устройство его смысловой организации, и только на этой основе работать с языковыми явлениями, законами, правилами» (Максимова Н. В. Как и зачем работать с клоуз — тестом // www. kgo. ucoz. ru: Клоуз — тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенции).
В клоуз — тесте обязательны пропуски ключевых слов, восстановление которых возможно исходя из смысловой организации текста. При этом формальная и смысловая стороны текста понимаются как единство двух процессов — смысло — и текстообразования.
Дополнительные (неключевые) слова выступают в клоуз — тестах в качестве материала для дополнительной языковой работы с текстом.
Клоуз — тест обладает огромным дидактическим потенциалом для формирования контекстного и коммуникативного мышления обучаемых, это один из способов развития коммуникативной компетенции обучаемых в ситуациях, приводящих в движение механизм вероятностного прогнозирования.
Клоуз — тест – это и средство мониторинга языкового развития школьников и активизации их учебно — познавательной деятельности, т. к. успешное выполнение клоуз — теста находится в прямой зависимости от быстроты, глубины и целостности понимания всего текста.
Ведь главным условием построения качественного клоуз — теста является то, что пропущенное слово обязательно можно найти из контекста. Не угадать, а именно найти, опираясь на контекст, зная законы построения текста, законы функционирования ключевых слов.
Предметная область— русский язык, литература.
Оформление образовательного продукта — Пояснительная записка. Примеры Клоуз-тестов.
Методическая статья адресована учителям русского языка и литературы.
Пояснительная записка
В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, которая и является целью образования. Поэтому педагогический процесс имеет ориентацию на индивидуальный подход к каждому ученику, который имеет свои способности. И педагогу нужно найти в каждом ученике его лучшие качества, учитывать особенности его личности, формировать у него положительную Я — концепцию, стимулировать «к учению с увлечением», повышать качество образования.
Современные требования к урокам русского языка достаточно высокие. На уроках должны быть реализованы следующие взаимосвязанные задачи обучения:
— вооружение учащихся знаниями основ науки о языке (знание признаков грамматических понятий, их классификация и др.);
— формирование умений практического владения русским языком (его орфографическими, пунктуационными, культурно-речевыми нормами), умения чётко, ясно выражать свои мысли в устной и письменной речи в разных жизненных ситуациях;
— воспитание чувства ответственности по отношению к слову, чуткости к красоте и выразительности русской речи.
Для решения этих задач в учебный процесс стараюсь внедрить инновационные методики, которые обеспечивают индивидуализацию обучения, развивают самостоятельность учащихся. Использую в своей работе такие формы, как мастерская знаний, проектная технология, ТРКМ, информационно-коммуникационные технологии и др.
На рубеже веков появилась масса методической литературы о новых дидактических средствах и методиках преподавания. Впервые о работе с клоуз-тестом я узнала работая над темой самообразования и заинтересовалась данной методикой работы, так как клоуз-тесты помогают развивать следующие умения:
— вступать в диалог с автором,
— управлять своей читательской деятельностью,
— развивают контекстное мышление, коммуникабельность.
В начале учебного года провожу диагностику умений работать с текстом в 5- 9 классах. Анализ диагностики показывает, что особые трудности у учащихся вызвают задания на определение темы и идеи текста, на определение изобразительно-выразительных средств, на вставку пропущенных слов в тексте, поэтому неслучайно я заинтересовалась данной методикой работы. Работа с клоуз-тестом помогает ликвидировать подобные «пробелы» в обучении.
Методическая статья предназначена для учителей русского языка и литературы.
Цель: познакомить с технологией клоуз-теста в преподавании русского языка и литературы
Актуальностью данной темы является то, что с помощью Клоуз-теста формируются очень важные компетенции: коммуникативное и контекстное мышление, а так же использование его в качестве эффективного приема контроля, выполняемого преимущественно в письменной форме.
Методическая статья об использовании приёма Клоуз-теста при работе с текстом на уроках русского языка и литературы.
Клоуз-тест был разработан и предложен американским ученым В. Тейлором. Как правило, используется в методике преподавания иностранных языков. В изучении родного языка клоуз-тексты могут использоваться на уроках по развитию речи.
Клоуз-тест – это вид работы, при котором ребенку необходимо дописать уже имеющийся текст.
Пропуски ставятся в местах, где возможна вариативность. Упражнение снимает страх учащегося перед написанием сочинения, потому что ему нужно не создавать целый текст, а лишь придумывать фрагменты. Оригинальный (исходный) текст учащимся не предъявляется. Важно не угадать, что сказал автор, а придумать своё.
Клоуз-тест на уроках русского языка позволяет формировать очень важные компетенции: коммуникативное и контекстное мышление.
В лингвистике и методике преподавания русского языка клоуз-тестом принято называть текст с пропущенными компонентами (главным образом, отдельными словами, но не только). Задача выполняющего клоуз-тест — вставить эти компоненты.
Главная цель работы с клоуз-тестом связана с тем, чтобы научить ребёнка понимать смысл текста, устройство его смысловой организации, и только на этой основе работать с языковыми явлениями, законами, правилами. Поэтому обязательным условием формата клоуз-теста явились пропуски ключевых слов, восстановление которых возможно исходя из смысловой организации текста. При этом формальная и смысловая стороны текста понимаются как единство двух процессов — смысло- и текстообразования. Круг материала составляют такие тексты, которые позволяют работать с двумя сторонами ключевых слов — свойством повторяемости (вариативного повтора) и свойством концептуальности, то есть выражения главного, концептуально значимого смысла текста. Дополнительные (неключевые) слова выступают в клоуз-тестах в качестве материала для дополнительной языковой работы с текстом.
Таким образом, клоуз-тест, построенный на основе пропусков ключевых слов, обеспечивает развитие контекстного мышления, способности понимания текста и коммуникативной способности (диалог «автор – читатель», «ученик – ученик»).
Контекстное мышление – способность «видеть» (воспринимать, анализировать, понимать и создавать) слово в контексте смысла ситуации или текста: в отношениях и связях с другими словами текста и компонентами коммуникативной ситуации – кто, что, кому, зачем и почему говорит; способность выбирать знак на основе его обусловленности смыслом данного конкретного контекста / ситуации.
Клоуз-тест — это не только способ обучения текстовой деятельности в рамках филологических дисциплин, но и способ формирования таких ключевых компетенций и универсальных учебных действий, как
— способность чтения и понимания текста,
— умение обрабатывать информацию (сжатие текста до ключевых слов, развёртывание по ключевым словам),
— информационная компетенция,
— коммуникативные способности и умения: выдвижение и аргументирование своей версии подобранного слова, встраивание в смысловую позицию автора (диалог «автор — читатель»), восприятие, понимание чужой версии, выражение отношения к ней, сопоставление разных версий (диалог «ученик — ученик»), основанное на критериях понимания смысла текста (коммуникативная компетенция).
Клоуз-тест может использоваться в следующих учебных ситуациях:
а) на уроке русского языка:
— при обучении изложению (например, при подготовке к его написанию);
— как подготовительная работа с текстом перед сочинением-рассуждением, при обучении его написанию;
— при обучении чтению и пониманию текстов разных типов;
— при подготовке к ЕГЭ и ГИА: части В, С (от клоуз-теста к сочинению-размышлению);
— при изучении тем «Лексика», «Текст», «Средства связи в тексте»,
«Типы текста», многих тем по развитию речи, при изучении тем по стилистике и др;
— как предварительная работа с языковым анализом текста: дети сначала вникают в смысл текста, а потом переходят к грамматике, орфографии, синтаксису, пунктуации, к комплексному анализу текста;
— при изучении нового материала, при проведении обобщающих уроков, на первых вводных уроках в начале года, при повторении;
б) на уроке литературы
— для повышения мотивации, интереса к книге, художественному тексту,
— с целью формирования вдумчивого читателя, способности к «медленному чтению»,
— при работе над темами: пейзаж, интерьер, портрет героя, роль детали в художественном произведении, когда ученики сначала восстанавливают текст, проникают в его смысл, а потом говорят о законах построения произведения,
— при знакомстве с художественными приёмами,
— при подготовке к написанию сочинения,
— при анализе эпизода в старших классах,
— при работе с биографией автора,
— при обучении анализу языка литературного произведения,
— при изучении стиля какого-либо автора, его мировоззрения,
— при обучении пониманию проблемы, идеи текста,
— как форма проведения зачёта;
в) при диагностике…
— контекстного мышления и коммуникативных навыков,
— читательского и «писательского» уровня у учеников,
— умения устанавливать внутритекстовые связи,
— способности понимания текста, его смысла,
— понимания смысловой, композиционной целостности текста,
— затруднений учащегося (в грамматике, лексической сочетаемости, в работе с текстовым смыслом — какой тип затруднения испытывает учащийся).
Главным условием построения качественного клоуз-теста является то, что пропущенное слово обязательно можно найти из контекста. Не угадать, а именно найти, опираясь на контекст, зная законы построения текста, законы функционирования ключевых слов.
Сначала предлагается вопрос на первичное восприятие общего смысла текста с пропусками. Этот вопрос задаётся на этапе перед заполнением пропусков. Такой вопрос, с одной стороны, заставляет ребят увидеть главное в тексте, уловить наиболее общее, невзирая на пропуски. С другой стороны, для учителя это диагностический вопрос: если дети на него отвечают, то можно приступать к заполнению пропусков. Часто это вопрос об основной мысли, теме текста, задание на озаглавливание.
Технология работы с Клоуз-тестом:
— Чтение текста с пропусками с целью понимания смысла текста (Зачем автор разворачивает текст?).
— Вопрос (задание) на первичное восприятие текста с пропусками и диагностику понимания основного смысла текста.
— Индивидуальное выполнение клоуз-теста (отводится ограниченное время).
— Фиксация возникающих в классе вариантов (письменно, таблица: Мои версии. Версии моих одноклассников. Авторская версия).
— Обсуждение критериев подстановки слов и версий по заполнению пропусков (углубление понимания смысла текста; разграничение подходящих вариантов и вариантов, противоречащих смыслу текста; углубление понимания того, как подбирать слово).
— Фиксация результатов работы. Оценка, самооценка результатов работы. Сравнение с авторским вариантом.
— Чтение текста без пропусков.
— Вопросы (задания), направленные на анализ языковых средств.
— Рефлексия деятельности: предметная (Что удалось понять?), операциональная (Как, с помощью каких средств это удалось понять?), личностная (Что я понял о себе как о читателе? как об обучающемся? как о коммуниканте?).
Клоуз-тесты могут быть обучающие и диагностические.
Диагностический клоуз-тест учащиеся выполняют тест самостоятельно — без предварительного обсуждения.
Диагностический клоуз-тест (промежуточный или итоговый) возможно проводить только после систематической работы обучающего характера. Регулярность совместной, обучающей работы с клоуз-тестом — примерно 1 раз в 2 недели в течение 3-4 мес. В результате такой работы дети
— знают признаки ключевых слов,
— понимают критерии оценки версий по вставке слов,
— умеют выдвигать и объяснять свою версию по вставке слова,
— умеют принимать чужую версию, сопоставлять разные версии,
— умеют различать среди пропусков ключевые слова и неключевые,
— умеют отвечать на вопрос об основном смысле текста по тексту с пропусками.
Если такое обучение состоялось, можно проводить диагностику.
Варианты учебных заданий, составляющих по форме индивидвозможно проводить только после систематической работы обучающего характера. Регулярность совместной, обучающей работы с клоуз-тестом — примерно 1 раз в 2 недели в течение 3-4 мес. В результате такой работы дети знают признаки ключевых слов, понимают критерии оценки версий по вставке слов, умеют выдвигать и объяснять свою версию по вставке слова, умеют принимать чужую версию, сопоставлять разные версии, умеют различать среди пропусков ключевые слова и неключевые, умеют отвечать на вопрос об основном смысле текста по тексту с пропусками. Если такое обучение состоялось, можно проводить диагностику.
В качестве обучающего момента необходимо использовать памятку по выполнению клоуз-теста.
Памятка (для учащихся).
— Прочитай весь текст (в том числе название и имя автора). Озаглавь его (если у текста есть заголовок, расшифруй его для себя, подумай, почему текст так назван?).
— Восстанавливая пропущенное слово, имейте в виду, что пропущенное слово, как правило, — ключевое, то есть важное для понимания смысла всего текста, его главной мысли, оно находится во взаимосвязи с другими словами текста.
— Работа с ближним и дальним контекстом поможет восстановить слово, для этого необходимо постоянно перечитывать текст. Ключевое слово может повторяться в различных вариантах.
— Подобранное слово должно «вписаться» в предложение не только по смыслу, но и грамматически.
— С помощью стрелок покажите смысловые отношения между словами, которые помогли восстановить вам пропущенное слово.
— Если работа делается совместно или проверяется в классе, вступайте в диалог с другими читателями.
При работе с клоуз-тестом очень важно выдерживать принцип от простого к сложному. Начинать можно с тестов, в основе которых одно — два высказывания, то есть очень короткий текст. Затем постепенно увеличивать объём.
Дети, обученные работе с клоуз-тестом, успешно применяют имеющиеся навыки в других ситуациях текстовой деятельности, например, при написании изложения: слушая текст, они фиксируют ключевые слова, фрагменты текста, а затем именно по ним восстанавливают текст. Поэтому клоуз-тест эффективен как способ подготовки к изложению, сочинению.
Работа над клоуз-тестом прошла на уроке успешно, если:
— ученики обосновывают выбор слова, опираясь на текст, на смысл текста;
— была возможность каждому учащемуся доказать свой вариант вставки; учитель мотивировал каждого ученика на работу;
— дети понимают замысел автора и готовы вступить с ним в диалог; состоялся диалог на основе прочитанного;
— ребята заинтересовались работой с текстом, самим текстом (тема, проблема текста близка и интересна учащимся); идёт активная работа со стороны учащихся; был высокий уровень учебной мотивации;
— варианты вставленных слов были разнообразны, оригинальны (не менее интересны, чем авторский вариант) и стали основой для обсуждения;
— к концу работы с текстом учащиеся поняли смысл текста более глубоко, чем в начале;
— возможно продолжение разговора по содержанию текста;
— учащиеся смогли оценить себя как читателей; сделан анализ после проведения теста; произошло движение вперёд в освоении клоуз-теста;
— учащиеся смогли сформулировать собственную позицию по проблеме текста;
— работа принесла удовлетворение всем участникам учебного процесса (учитель тоже продвинулся в понимании и смысла текста, и законов его устройства, и себя как читателя);
— работа над клоуз-тестом не стала самоцелью, а была подчинена какой-либо учебной задаче; работа с текстом помогла достигнуть цели, поставленной в зависимости от учебной ситуации;
— больше половины класса справились с работой;
— работа по конкретному тесту включена в контекст систематической работы.
Методика составления «клоуз-теста»
Методика составления «клоуз-теста» не представляет особых трудностей. При разработке теста данного вида педагог должен руководствоваться следующими проверенными на практике рекомендациями.
— Для основы «клоуз-теста» необходимо выбрать отрывок литературного произведения объемом не менее 100 и не более 300—400 слов, в котором пропускается каждое n-е (т.е. 5-е, 7-е и т.д.) слово, независимо от того, структурное оно или знаменательное. Отрывок прозы должен представлять законченное по смыслу, логически обоснованное изложение фактов или событий, в котором почти не упоминаются имена собственные, а пропущенные слова достаточно легко восстанавливаются за счет контекста.
— Подготовленный таким способом текст заготавливается в количестве, соответствующем числу испытуемых, и распределяется между ними. Учащиеся читают текст про себя два раза. При первом прочтении они знакомятся с его общим содержанием, при втором — заполняют пропуски теми словами, которые они находят необходимыми для восстановления содержания текста. Обучающиеся вписывают слова в «клоуз-тест» или записывают свои ответы на специальных опросных листах. Правильность заполнения пропусков свидетельствует о точном понимании текста во всей взаимосвязи лингвистических и экстралингвистических факторов, представленных в нем, а также о владении лексическим материалом в процессе чтения.
Данная форма применяется двояко: с фиксированным пропуском слов и нефиксированным, когда опускаются только, например, служебные слова. Задание к данному тесту формулируется следующим образом: «Прочтите текст и заполните пропуски, используя только одно слово для каждого пропуска». При выполнении такого теста станет ясно, что некоторые слова восстанавливаются сравнительно легко, а некоторые случаи вызывают затруднение. Следовательно, составление данного вида теста подразумевает не чисто механическое удаление слов через равные промежутки из случайно взятого текста, а удаляются те языковые единицы, восстановление которых обусловлено семантическими и грамматическими особенностями текста.
Важнейшими моментами подготовки клоуз-тестов являются следующие:
1) выбор адекватного теста, содержание которого доступно развитию испытуемого на данном этапе, а лингвистические трудности соответствуют уровню его обученности;
2) определение общего количества и характера слов, которые следует убрать из текста;
3) стиль теста должен соответствовать требованиям тестирования;
4) должны быть даны четкие инструкции по выполнению теста;
5) одним из условий успешного выполнения теста является предоставление тестируемому возможности ознакомиться с данной технологией заранее, т.е. выполнить несколько подобных тестов до того, как будет дан итоговый тест.
Таким образом, с помощью данного «клоуз-теста» достаточно точно и объективно устанавливаются и степень сформированности навыков чтения и уровень владения лексикой при чтении.
Клоуз-тест так же можно использовать и в целях текущего контроля, когда важно своевременно выявить, как учащиеся овладели тем или иным лексическим материалом, пройденным за определенный промежуток времени.
При разработке клоуз-теста, так же как и при разработке клоуз-теста для контроля навыков аудирования, допускается вносить изменения в текст-основу.
Критерии оценки Клоуз-теста
При выполнении Клоуз-теста предметом оценки является умение ребёнка встраиваться в текстовую (авторскую) концепцию и подбирать слова, не противоречащие
1) грамматике (умение работать с ближайшим от пропуска контекстом
– встраиваться в словосочетание и предложение),
2) логике (умение работать с контекстом соседних предложений),
3) текстовому смыслу (умение работать со смыслом текста в целом,
понимать авторский замысел, концепцию текста).
При этом каждое из вставленных ребенком слов может показывать противоречивость / непротиворечивость вставки по каждой из этих трех позиций. В результате определяется та или иная степень соответствия вставленных слов тексту.
Таким образом, в оценку входит соотнесенность трех уровней соответствия:
1.Соответствие (словосочетание, предложение) – как правило, это грамматический параметр вставки.
2. Соответствие / несоответствие контексту соседних предложений –
как правило, это лексический, логико-смысловой параметр вставки.
3. Соответствие / несоответствие смыслу целого текста, авторской
концепции.
Каждое слово оценивается из 5 баллов. Максимум (5 баллов) ставится,
если слово не противоречит авторской концепции, всем трем названным позициям.
Баллы снимаются:
— если слово не соответствует авторской концепции — снимается 2
балла;
— если слово лексически и логически не соответствует смыслу соседних
предложений – снимается 1 балл;
— если слово не соответствует ближайшему контексту (словосочетание,
предложение) – снимается 1 балл;
Если слово вставлено, но не соответствует ни одному из трех уровней,
оно оценивается в 1 балл.
«Клоуз-тест» может быть использован для всех видов контроля — предварительного, текущего, промежуточного и итогового – при условии методически грамотной организации и систематичности работы с этим видом тестирования.
Пример использования клоуз-теста на уроке русского языка в 9 классе.
Текст
В.П. Астафьев «Затеси»: «Хрустальный звон».
«Затеси» — это короткие рассказы-воспоминания, лирико-философские раздумья о жизни, о природе, о любви, бытовые зарисовки.
*Затеси – метки, зарубки на деревьях для того, чтобы не заблудиться или как памятка.
Хрустальный звон
Вышел утром на берег реки, а по ней звон, тонкий-тонкий, еле___________.
Не сразу понял, в чем дело: река уходила в зиму высокая, прибрежные кусты затоплены, ночью ударил заморозок — вода «подсохла», — и на всех веточках, побегах тальников и на затопленной осоке настыло по ледышке. Висели они колокольцами над водой, струями шевелило тальники, льдинки позванивали едва ___________, а когда занимался ветерок, звон густел, угрюмая, бурная, все лето недовольно ____________река начинала искрить из конца в конец, открываясь добрым материнским ликом.
В тихом, отходящем звуке, в легком свечении пустынной, всеми ___________реки чудилась вроде бы даже покаянная виноватость — была вот все лето злая, мутная, неласковая, затопила птичьи гнезда, не оделила добычей рыбаков, не одарила радостью купальщиков, распугала с берега детей, отпускников…
Поздняя осень, чуть _________позднее солнце, но сколько от него светлого свету! И чуть слышный ______________звон кругом, россыпь искрящихся__________над берегами — голост ______предзимья по всему поднебесному миру.
(150 слов)
Карта текста
1. Вопросы на восприятие текста:
+ Определите стиль и тип речи.
+ Найдите абзац, в котором сформулирована главная мысль текста.
2. Пропущенные слова:
+уловимый (дети: слышный, слышимый и т.д.);
+внятно (дети: слышно, звонко, тонко, уловимо, понятно)
Авторское слово показывает меньшую степень звука.
Можно порассуждать, почему автор в первом предложении написал «…звон…еле уловимый», а в третьем предложении «…льдинки позванивали едва внятно…» — мозговой штурм
+гудевшая (дети: бурлящая, шумящая, гремящая);
+забытой (дети: заброшенной, оставленной);
+ греющее (дети: теплое, светящее, ласкающее);
+ колокольчиков (дети: льдинок, ледышек, бубенчиков);
+ грустного (дети: печального, тоскливого, мрачного, скорого, раннего).
3. Тест предназначен для учащихся 9 классов (базовый уровень).
4. Языковой анализ текста:
+Назовите средства выразительности в данном тексте
(эпитеты, повторы, синонимы, метафоры, олицетворение)
+объясните постановку знаков препинания в предложениях
а) с обособленными определениями, обстоятельствами;
б) в сложном предложении с различными видами связи.
Технологическая карта учебного занятия на основе клоуз-теста
Класс |
9 |
Учитель |
Бурмистрова Ольга Владимировна |
Предмет |
Русский язык |
Тема |
Систематизация и обобщение по теме «Синтаксис» |
Цель |
систематизировать и обобщить материал по теме «Синтаксис», а именно: правила о постановке знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях, предложениях с различными видами связи; а также правила постановки знаков препинания при причастном и деепричастном оборотах; об обособлении нераспространенных согласованных определений. |
Основные технологические приемы |
1. Учебный диалог 2. Прогнозирование 3. Клоуз-тест 4. Мозговой штурм 5. Поисковая деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
|
личностный |
осознание богатства, образности, красочности родного языка; стремление с речевому самосовершенствованию. |
метапредметный |
навык смыслового чтения; умение вступать в учебный диалог; умение формулировать собственные мысли, выражать свою точку зрения |
предметный |
повторение знания уч-ся о постановке знаков препинания предложениях с различными видами связи; об обособлении нераспространенных согласованных определений обстоятельств |
Этапы урока |
|
1. Мотивационный момент |
|
2. Работа с текстом |
|
А) клоуз-тест: прогнозирование (работа с заголовком) |
|
Б) вопросы на восприятие текста |
|
В) работа с пропущенными словами 1. при работе со вторым словом – мозговой штурм 2. при работе с третьим словом вспоминаем термин «звукопись» 3. постоянное сравнение с авторским словом |
|
Г) Языковой анализ текста: 1.средства выразительности в данном тексте 2.постановка знаков препинания в предложениях |
|
3. Рефлексия |
Результаты данной методики
Применение данной методики позволило повысить интерес учащихся к русскому языку, повысить уровень речевого развития.
Достигнуты следующие результаты:
— развивается положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера;
— изменилось отношение учащихся к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно, возросло умение преодолевать трудности);
— удалось мотивироваь учащихся к дальнейшей деятельности (они учатся рефлексировать свою деятельность и развивают коммуникативную культуру);
— на уроках удалось создать атмосферу доверия, сотрудничества, выработать осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
— ребята участвуют в районных, международных конкурсах, общешкольных мероприятиях, применяя полученные умения и навыки, также применяют умения и навыки на других предметах;
— стабильные результаты успеваемости и успешности по русскому языку;
— повысились результаты сдачи ОГЭ по русскому языку и литературе;
— при работе с «клоуз-тестом» развиваются следующие УУД:
предметная
— Что удалось понять?
— Как, с помощью каких средств это удалось понять?
регулятивная
— Соблюдал ли я регламент на уроке?
личностная
— Что я понял о себе как о читателе?
— Как об обучающемся? Как о коммуниканте?
коммуникативная
— Умел ли я аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров?
— результаты ГИА (2018-2019 гг.) по русскому языку — успеваемость – 100%, успешность- 63%; по литературе – успеваемость – 100%, успешность – 100%.
Использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом. Каждый из нас ищет себя, пытается найти нужные приемы и методы для своего предмета. Главное понять, что одна технология не является «панацеей» в этом вопросе.