Автор: Аманатова Елена Петровна
Аманатова Елена Петровна
учитель начальных классов
начальной школы «ЯПК им. С.Ф. Гоголева»
Приёмы скорочтения для обучающихся начальной школы.
Значение скоростного и смыслового чтения для успешного освоения учебного материала учащимися состоит в том, что сформированный навык смыслового чтения на основе скорочтения является фундаментом всех УУД и предметных действий. Через смысловое чтение формируются УУД: поиск, понимание, преобразование, интерпретация, оценка.
От скорости чтения зависит также процесс развития. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе. Необходимо стремиться, чтобы в конце начального обучения ребѐнок читал осознанно, правильно, выразительно.
Главной задачей занятий по скорочтению является обучение детей осмысленному чтению, улучшению зрительной и слуховой памяти и логическому мышлению. На занятиях дети читают слоги различной сложности, затем переходят к словам разной сложности, а затем к отработке текстов различной сложности. Для развития памяти используются рисунки и слова, с каждым занятием количество слов и рисунков увеличивается.
Совершенствованию навыков чтения способствует и домашняя тренировочная работа. Здесь важная роль отводиться родителям. На занятиях и консультациях родители знакомятся с различными приемами и упражнениями по формированию навыка чтения, чтобы помощь была эффективнее.
Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу. Дети, читающие ниже нормы, уходя в среднее звено, не в силах освоить программу. Они тратят много времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют, не могут решать задачи. Формируется своеобразный психологический барьер: ученик не верит в возможность достижения хороших результатов, в следующих классах у него снижается эмоциональная отзывчивость, возникают частые конфликты с учителем. Поэтому, нужно научить учащихся начальной школы быстро и правильно читать. Для того, чтобы повысить технику чтения и сознательность чтения, пользуюсь нетрадиционными методами обучения чтению. Изучала методику разных авторов: Н.С. Жукова, Шамиля Ахмадуллина, В.Н. Зайцева и др. Эту работу начинала с начала учебного года в 1 классе. Единственное условие — работать каждый день.
Цель самообразования: развивать интерес к чтению у младших школьников, разработать методическую копилку для учителей с лучшими упражнениями, методиками и приёмами по формированию навыка чтения.
Задачи:
— изучить литературу по теме самообразования;
— разработать методику повышения и стимулирования техники чтения;
— определить наиболее целесообразные методы и приёмы работы, способствующие развитию беглости, правильности, осознанности и выразительности чтения;
Чему мы с вами научим детей в начальной школе, то будет с ними всю жизнь.
Почему? Потому что физиологами, психологами и педагогами доказано, что именно в начальной школе, в возрасте 6-10 лет наиболее активно и продуктивно у детей развивается логика, мышление, ассоциативная память. За 4 года обучения в «началке» словарный запас ребенка увеличивается примерно в 3-4 раза. Именно в этом возрасте очень развита любознательность, нестандартное мышление и готовность учиться.
Скорочтение- это метод быстрого чтения с высокой степенью понимания и запоминания прочитанного. Скорочтение развивает смысловое чтение, читательскую грамотность и в то же время функциональную грамотность.
Читательская грамотность: понимание, рефлексия и использование прочитанного текста. Они взаимосвязаны и обогащают друг друга. Рефлексия предполагает раздумья о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования человеком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения: для участия в экономической, политической, социальной и культурной жизни общества.
Много ли читают современные дети?
Когда задаешь этот вопрос родителям и учителям, то как правило получаешь ответ: «Читают мало. Читать не любят». Вынесем за скобки «Читать не любят». Проанализируем «Читают мало». Что под этими словами понимают родители?
Чаще всего только то, что ребенка не заставишь читать художественную литературу. Но, кроме такой литературы дети читают: учебники, сообщения от родителей и одноклассников, сообщения, обсуждения, отзывы на форумах и в соцсетях, описания (правила, советы и т.д.) к великому множеству компьютерных игр.
Современные дети читают много. Проблема в том, что контент современного интернета, а значит всего этого чтива сегодня крайне примитивен. И, поэтому, понимание более длинных, более сложных (и тем более научно-популярных) текстов становится для детей проблемой. Идет деградация навыков работы с объемной информацией.
Дети не понимают эти тексты, эту информацию. Стараются читать медленнее, чтобы понять. Понимания не прибавляется, но формируется навык читать медленно.
И если в начальной школе эту привычку медленно читать не преодолеть, то уже в средней школе у ребенка появляются большие проблемы с учебой, т.к. он не успевает прочитать и понять все, что дается на уроках.
Если мы хотим избежать этих проблем, то надо научить ребенка читать быстро и осознанно. Быстро это как? Кто должен проверять технику чтения? Как научиться быстро читать?
Конечной целью должно быть сформированное у ребенка умение читать быстро, «про себя» и при этом понимать текст.
Читать текст вслух, читать выразительно, соблюдая все знаки препинания, читать быстро и при этом понимать, о чем ты читаешь практически невыполнимая задача для ребенка. Да, и для многих взрослых тоже.
Понимание смысла текста при чтении вслух намного ниже, чем при чтении «про себя».
Конечно, чтение вслух является неотъемлемой частью обучения чтению вообще, но не является конечной целью.
ФГОС НОО: ориентировочный темп для выпускника 4 класса 100-120 слов в минуту. 4 класс:100-120 слов в минуту; 3 класс- 75-90 слов в минуту;2 класс- 50-60 слов в минуту;1 класс-25-30 слов в минуту.
Зачем ученику начальной школы надо читать в соответствующем темпе?
А если ребёнок читает со скоростью не 100 слов в минуту, а 80? Или даже 60? Что-то надо предпринимать? Или как читает, так пусть и читает? Попробуем ответить на этот вопрос.
ВПР. Русский язык. 4 класс. На выполнение 2-й части работы по русскому языку отводится 45 минут. 12 заданий. (вариант 1).
Общее количество слов во 2-й части работы – 406.
100 сл/мин: 4,1 мин – читает; 6,2 мин – пишет = 10,3 мин, «на подумать» остаётся 34,7 мин, т.е. 2,9 мин на обдумывание каждого задания.
80 сл/мин: 5,1 мин – читает; 7,6 мин – пишет = 12,7 мин, «на подумать» остаётся 32,3 мин, т.е. 2,7 мин на обдумывание каждого задания.
60 сл/мин: 6,8 мин – читает; 10,2 мин – пишет = 17 мин, «на подумать» остаётся 28 мин, т.е. 2,3 мин на обдумывание каждого задания.
Таким образом, цифры показывают, что, если ребёнок читает медленно, у него остаётся меньше времени на анализ информации и выбор способа выполнения задания.
Для того, чтобы ученик успешно осваивал учебную программу, уверенно чувствовал себя на различных контрольных и проверочных работах, ему надо научиться быстро читать.
Оптимальная скорость чтения должна соответствовать темпу разговорной речи. Чтобы добиться таких результатов необходимо: увеличить частоту чтения; расширить угол периферического зрения; повышать устойчивость внимания; улучшить оперативную память; совершенствовать артикуляционный аппарат. Их можно использовать во время «пятиминуток» (см. Приложение).
Что мешает детям читать быстро и как им помочь?
1. Общее развитие ребенка, в т.ч. словарный запас.
Скорость чтения не бывает сама по себе. Если у ребенка плохо развито внимание, память, бедный словарный запас – он не будет читать быстро. То есть, скорость чтения напрямую зависит от уровня развития ребенка.
Не стоит надеяться на то, что «… вот пойдет в школу и всему научится». Необходимо уделять внимание развитию памяти, внимания и словарного запаса буквально с того момента, как начали с ребенком учить буквы (совет для родителей).
Ну, а если, Вы (совет для учителей) увидели, что в 1 класс ребенок пришел «абсолютно» не подготовленным, то Вам придется давать ему специальные дополнительные задания, оставляя после уроков или пригашать по субботам, проводить кружки по чтению.
Хотелось бы остановиться на методике Надежды Жуковой. Мы часто пользуемся ее методикой, читаем «Букварь». Методика Жуковой по обучению чтению – это комбинирование традиционного звукового (от звука к букве, от буквы к слову) подхода с логопедическим. Единицей чтения выступает не отдельная буква, а слог.
Хотелось бы остановиться на порядок изучения букв в «Букваре» Жуковой: А,У,О,М,С,Х,Р,Ш,Ы,Л,Н,К,Т,И,П,З,Й,Г,В,Д,Б,Ж,Е,ь,Я,Ю,Ё,Ч,Э,Ц,Ф,Щ.ъ.
В нашей традиционной «Азбуке» В.Г. Горецкого, В.А. Кирюкмна, Л.А. Виноградской , М.В. Бойкиной:
В 1 части «Азбуки»- А,О,И,Ы,У,Н,С,К,Т,Л,Р,В,Е,П,М,З,Б,Д,Я,Г- 20 букв.
Во 2 части «Азбуки»- Ч,Ш,Ж.Ё,Й,Х,Ю,Ц,Э,Щ,Ф, ь,ъ – 13 букв.
Изучив расстановку букв, решила поэкспериментировать на дополнительных занятиях с детьми, которые в конце 3 четверти 1 класса до сих затруднялись читать. Это дети, которые пришли в школу «не читающими». У детей слабая память, медленно запоминают звуки и буквы, не развито внимание. Начала менять расстановку букв, начинаю учить с гласных букв (начинаю изучать с так называемых твёрдых согласных, далее следует познакомить ученика с твёрдыми звонкими согласными. Затем знакомимся с глухими и шипящими звуками.
Чтобы быстро учить гласные буквы, пользуюсь видеоуроком «Умачка» — www.umachka.net. В течении 1-2 занятий, дети уже знают 10 гласных букв. Далее изучаем согласные буквы по расстановке Н. Жуковой, сразу читаем «открытые» и «закрытые» слоги с пройденными буквами, а затем и односложные, двусложные, трёхсложные слова.
2. Что мешает? Неправильное движение глаз.
Как мы читаем? Мы ведем глазами по строчке текста. Движения глаз должны плавными, без резких скачков.
Проверить это можно следующим образом: попросите ребенка следить за кончиком ручки, которую Вы медленно двигаете вправо-влево примерно в 30 см от его лица. Если Вы увидите, что глаза у ребенка движутся рывками, значит ему тяжело следить за ручкой. А значит при чтении ему также будет трудно вести глазами по строке с текстом.
3. Узкое поле зрения.
Поле зрения – это пространство восприятия текста. Ребенок, который читает медленно, одновременно видит от двух до шести символов (букв). Для освоения техники быстрого чтения необходимо, чтобы пространство восприятия текста составляло от 8 до 20 символов. И воспринимать их ребенок должен все сразу.
Т.е. нужно развивать область периферийного зрения. Как это сделать? С помощью специальных приёмов можно научиться воспринимать информацию, которая расположена в области, охватываемой периферийным зрением.
Что у нас должно получиться? Глаза не должны фокусироваться на одном слове. Школьник должен воспринимать текст целиком, то есть взгляд должен останавливаться не на отдельных словах, а на пробелах между ними, захватывая сразу фразу или предложение.
Упражнения на расширение поля зрения.
Логично предположить следующее: для того чтобы увидеть достаточно большой объем информации, ученику необходимо видеть ясным взором большую область. Это называется «пятно ясного видения». Одно из лучших упражнений для увеличения пятна ясного видения — это таблицы Шульте. Таблица Шульте состоит из чисел, расположенных в произвольном порядке Есть разные интерпретации: от 3 х 3 (для маленьких детей) до 4 х 4 и 5 х 5.
Как работать с таблицей Шульте? Нужно расположить таблицу так, чтобы расстояние до глаз в 3-4 раза превышало длину ее стороны. То есть если сторона таблицы равна 10 см, то требуемое расстояние составит 30-40 см.
Необходимо, сконцентрировавшись на центре таблицы, боковым зрением находить цифры от 1 до 9.
В процессе тренировки движение глаз будет уменьшаться. Конечно, полностью его исключить невозможно, но ученики смогут свести эти движения к минимуму, потому что пятно ясного видения у них будет большим. Это говорит о том, что данный навык хорошо тренируется и очень важно делать это упражнение честно, особенно на начальных этапах. Честность ученика во многом зависит от учителя, потому что если сильно давить на ученика, есть вероятность, что ему захочется обмануть, показать, что он делает лучше, чем на самом деле. Очень важно дать понять ученику следующее: чем честнее он выполнит упражнение, тем более высоких результатов достигнет.
Следующее упражнение — на расширение горизонтальной и вертикальной составляющей пятна ясного видения, так называемые клиновидные таблицы.
Цель этого задания — глядя на центральную линию, при каждом движении взгляда увидеть цифры или буквы, которые находятся по разным сторонам. Тем самым расширяется поле зрения. При ошибке необходимо вернуться на два шага назад и продолжать.
Упражнения на синхронизацию обоих полушарий.
Третий блок упражнений — это упражнения на одновременную работу обоих полушарий мозга. То есть если левое полушарие — это последовательность, логика и структура, то правое полушарие — это интуиция, воображение, образы и т. д.
Есть один медицинский факт: за левую часть тела отвечает правое полушарие мозга, а за правую часть, соответственно, левое полушарие. И все мы знаем, что непереученные левши — личности более творческие. Еще один практический вывод заключается в том, что, заставляя синхронно работать оба полушария мозга, можно получать состояние сверхобучаемости, в котором процесс обучения проходит намного легче и намного эффективнее. Поэтому в программу внедрено большое количество упражнений на одновременную работу обоих полушарий мозга.
4. Что мешает детям читать быстро и как им помочь?
Читая вслух, дети стараются проговаривать слова чётко и громко. Это помогает усваивать художественную литературу. Например, воспринимать точно стихи и чувствовать настроение автора без пауз, логических ударений невозможно. Но для быстрого чтения дикция не нужна. Проговаривание слов даже губами, бесшумно, снижает скорость восприятия текста. Эта привычка закладывается у нас тогда, когда мы учимся читать, и каждое слово произносим вслух по слогам. Читать мы научились, а привычка осталась. Некоторые не только внутренне проговаривают текст, но и шевелят при этом губами. Естественно, что о быстром чтении не может быть и речи, ведь при всём желании человек не способен сказать более 500 слов в минуту.
Способов как избавиться от внутреннего проговаривания текста (скрытой артикуляции) достаточно много. Тут и отбивание ритма ладошкой, и чтение под музыку, и много что еще советуют различные специалисты и различные методики.
Беда в том, что большую часть этих методов сложно (а точнее невозможно) использовать, если мы занимаемся с ребенком 2-4 классов.
Самый оптимальный способ научить младшего школьника читать про себя, не шевеля губами и не проговаривая при этом каждое слово в голове, это знак «тише» (прижатый к губам пальчик), или просто зажатый ладошкой рот.
5. Что мешает детям читать быстро и как им помочь? Неразвитое внимание.
Высокий темп чтения требует повышенного внимания. Это необходимо для моментального выделения главного и второстепенного, для глубокого понимания новой информации.
Как добиться того, чтобы ребенок не просто прочитал текст, но и понял что он прочитал?
Чтобы убедиться, что ребенок понял прочитанное, мы чаще всего используем вопросы по тексту. Но, на вопросы, которые мы задаем не всегда получаем ожидаемые ответы.
Это происходит из-за того, что школьник не умеет структурировать текст. Мы его этому не научили.
Когда мы учим решать задачи, то учим записывать краткое условие. Когда учим работать с текстом, то надо учить структурировать текст. Сначала (если таких навыков нет совсем, или они очень слабо развиты) делаем это письменно. Потом, когда ребенок запомнит структуру и привыкнет к этому процессу, необходимость письменного выполнения отпадет, и все будет происходить автоматически.
Кто? (Что?) Что произошло?
Главные слова Что еще запомнил
Как организовать занятия?
1. Определяем стартовую скорость чтения.
Для этого даем ребенку незнакомый текст, который:
А) соответствует возрасту ребенка по количеству односложных, двусложных, трех и более сложных слов.
Б) имеет ярко выраженный сюжет
В) имеет объём
1 класс: 60-80 слов;
2 класс: 100-200 слов;
3 класс: 200-300 слов;
4 класс: 300-400 слов.
Читает ребенок «про себя». Время чтения 2 минуты. Считаем количество слов (с предлогами, числовыми данными). Полученное количество делим на 2. Получим количество слов в минуту (Темп чтения).
2. Определяем осознанность чтения (задаем 3-6 вопросов по тексту).
3. Определяем с чего начнем работу: с темпа или с осознанности.
4. Осознанность – учим структурировать текст.
5. Темп.
А) словарный запас
Б) плавность движения глаз по строчке
В) поле зрения
Г) работа с тренажером.
Работа в тренажере
1) Ежедневные занятия. Продолжительность одного занятия 20-35 минут (в зависимости от возраста и особенностей ребенка. Первые 2-3 занятия не больше 20 минут, затем продолжительность постепенно увеличиваем). БЕЗ ФАНАТИЗМА!!! Одно занятие продолжительностью 45 минут раз в 2-3 дня не даст НИЧЕГО. Каждый день по 20 минут дадут положительный результат.
2) Желательно каждое занятие начинать с подготовительных упражнений (словарный запас, таблицы Шульте, клиновидные таблицы и т.д.) 8-10 минут.
3) ПОМНИТЕ! Работа будет эффективной только тогда, когда у ребенка будет все получаться и задание не будет казаться ему невыполнимым.
4) После выполнения основного задания в тренажере, записать результат.
5) Примерный ориентир: после стартовой проверки темпа чтения и начала занятий, следующая проверка не раньше, чем через 6 занятий.
Оценочные материалы, формирующие систему оценивания
Для оценки результативности освоения дополнительной общеразвивающей программы «Скорочтение» в конце каждого года обучения предусмотрена промежуточная аттестация в виде теста (с первого по четвертый уровень).
Для отслеживания и фиксации образовательных результатов предусмотрены следующие формы: журнал посещаемости, протоколы родительских собраний, анкетирование родителей, внутренний мониторинг (тестирование обучающихся).
Для определения уровня усвоения Программы применяются два вида мониторинга:
• внутренний (наблюдение);
• внешний (проверка техники чтения) Внутренний мониторинг.
В начале каждого года обучения проводится первичная фиксация уровня знаний, где детям предлагается задания. Педагог фиксирует индивидуальные способности ребенка по основным навыкам выполнения задания.
В конце года проводится мониторинг по этим же навыкам, что позволят педагогу проследить динамику уровня усвоения программы.
Таблица 1. Индивидуальный мониторинг.
Год обучения _ Ф.И.О. Возраст |
||
Показатели для мониторинга |
Уровень на начало учебного года |
Уровень на конец учебного года |
Умение работать в тетради (постановка руки при написании букв) |
|
|
Эмоциональная вовлеченность ребенка в работу на занятии |
|
|
Умение осмысленного чтения |
|
|
Скорость выполнения задания правильность понимания прочитанного: |
|
|
По каждому критерию выставляются баллы от 1-3, которые суммируются и определяют общий уровень освоения программы на начало года и конец года, в зависимости от которого выстраивается индивидуальная траектория для ребенка.
Уровни освоения программы:
1 балл — ДОСТАТОЧНЫЙ – ребёнок пассивен в работе. Не владеет основными полученными знаниями.
2 балла — СРЕДНИЙ – ребёнку нравится выполнять задания. Ребёнок допускает ошибки в работе, но исправляет их с небольшой помощью педагога.
3 балла — ВЫСОКИЙ – ребёнок активен и самостоятелен при выполнении заданий.
Данные критерии являются основанием лишь для оценки индивидуального развития ребенка. Продвижение в развитии каждого ребенка оценивается только относительно его предшествующих результатов.
Внешний мониторинг.
В конце учебного года 1 раз проводится мониторинг в виде проверки техники чтения.
Перечень литературы и информационно-методических материалов Для педагогов:
1. Ахмадуллин Ш. «Скорочтение для детей: как научить ребенка читать и понимать прочитанное».- М.: Билингва, 2015. — 160 с.