Проблема адаптации младших школьников к общеобразовательному процессу

Автор: Черненко Полина Андреевна

В данной статье рассказывается о сложном  процессе адаптации первоклассников к условиям обучения в начальной школе. Выделены этапы процесса адаптации первоклассников, а также факторы, осложняющие этот процесс. Особое внимание уделено проблемам адаптации младших школьников к образовательному процессу.

 Ключевые слова: адаптация, образовательных процесс, первоклассник, социальная роль

The article reveals the features of the process of adaptation of first-graders to the conditions of education in primary school. Stages of process of adaptation of younger schoolboys, and also the factors complicating this process are allocated. Special attention is paid to the problems of adaptation of first-graders to the educational process. Keywords: adaptation, educational process, first grader, social role

Проблема адаптации младших школьников к образовательному процессу

Адаптация первоклассников представляет собой весьма сложный и серьезный процесс, требующий внимания и поддержки со стороны родителей, педагогов и общества в целом. Возможные проблемы, с которыми сталкиваются дети в период адаптации, могут иметь различную природу и воздействовать на разные аспекты их жизни.

Одной из первых и наиболее распространенных проблем может являться эмоциональная неустойчивость. Первый год в школе представляет собой большую перемену в жизни ребенка, где он сталкивается с новой средой, новыми правилами и требованиями. Это может вызывать у него страх, беспокойство и нервозность, которые могут проявиться в виде слезливости, капризов, агрессии или потери аппетита. В подобных случаях дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, чтобы помочь им преодолеть эмоциональные трудности.

Еще одной проблемой может быть социальная адаптация. В школьной среде ребенку приходится общаться с другими детьми и находить свое место в коллективе. Он сталкивается с различными социальными ролями, групповой динамикой и трудностями в установлении дружеских отношений. Некоторые дети могут испытывать затруднения в общении, быть неуверенными или стеснительными, что может привести к социальной изоляции. Здесь важно помочь ребенку развить навыки коммуникации, укрепить его самооценку и научиться справляться с конфликтами.

Также следует обратить внимание на проблемы, связанные с учебным процессом. Первоклассники сталкиваются с новыми знаниями, которые они должны усвоить, и новыми требованиями, предъявляемыми к их работе. У некоторых детей происходит переход из игровой формы обучения в более формализованную и трудоемкую. Они могут испытывать трудности с освоением материала, развитием памяти или концентрацией внимания. Оптимальное решение в данной ситуации состоит в том, чтобы найти подходы к каждому ребенку, помочь ему развить интерес к учению и помочь ему освоить новый материал.

Данные различных исследований (Э. М. Александровская, Г. Ф. Кумарина и др.) свидетельствуют о наличии серьезных трудностей в адаптации к школе у 20–60 % первоклассников. Для массовой школы, в которой проходит обучение множество детей, является реальностью факт наличия учеников, которые в самом начале обучения не могут справиться со школьной образовательной программой. Данные ученики испытывают сложности во взаимоотношениях с учителями и сверстниками, с соблюдением дисциплины, что усугубляется как правило проблемами со здоровьем и поведением [1].

Начинающие свое школьное обучение первоклассники сложно привыкают к новым условиям. И если данные сложности перестают носить временный характер, то могут сделать ребенка труднообучаемым и трудновоспитуемым [3, с. 14]. Организм первоклассника адаптируется к новым условиям и требованиям в несколько этапов. Физиологи выделили три таких этапа: Первые 2–3 недели обучения в организме ребенка происходит физиологическая буря, когда все системы работают на пределе. Новые условия и сильно перенапряжения становятся причиной высокой заболеваемости первоклассников в данный период адаптации. Второй этап адаптации характеризуется процессами неустойчивого приспособления. Организм ребенка находит адекватные нагрузкам реакции, степень напряжения идет на спад. Относительно устойчивое приспособление сопровождается значительно уменьшающимся напряжением организма при реакции на новые нагрузки [2, с. 302].

Важно отметить, что проблематика адаптации первоклассников не является непреодолимой и может быть успешно преодолена, при условии наличия понимания, любви и поддержки со стороны близких и преподавателей. Активное взаимодействие с детьми, применение разнообразных методик и учет особенностей каждого ребенка помогут им адаптироваться к школьной жизни и развиться в полноценных личностях.

Литература:

 1.Коррекционная педагогика в начальном образовании: учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. Ф. Кумарина [и др.]; под редакцией Г. Ф. Кумариной. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. -285 с. Сидорина Е. В., Иванова И. А., Емельянова А. М.,

2. К проблеме адаптации первоклассников к обучению в школе // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62–3. С. 302–305.

3. Троицкая И. Ю., Петрова Т. Н., Адаптация первоклассников к школе // Начальная школа. 2018. № 7. С. 14–17. Эриксон Э. Г.

4. Детство и общество / Э. Г. Эриксон. — СПб.: Ленато, 2015. — 592 с. Основные термины (генерируются автоматически): младший школьник, образовательный процесс, высокий уровень тревожности, социальная роль, школа, жизнь ребенка, организм ребенка, проблема адаптации первоклассников, социальная позиция, учебный материал.

×
×