Автор: Томан Ксения Дмитриевна
Сегодняшний мир — иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? На сегодняшний день данная проблема касается не только детей среднего звена, а также и младшего школьного возраста. Проблемы грамотности, образования, культуры чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие страны. Современные дети всегда найдут ответ на вопрос: «Зачем читать? Всё же можно найти в интернете». Так оно так, но, к сожалению, компьютер не сможет заменить грамотных и образованных людей, умеющих ясно и чётко донести информацию до людей и объяснить её. А читательская культура является фундаментом информационной культуры и общей культуры вцелом. Нечитаюший ученик в среднем и старшем звене школы менее эрудирован, грамотен, успешен, чем его сверстник, соответственно возможность устроится на хорошую работу маловероятна. Словарный запас нечитающих детей беден, не выразителен. Поэтому необходимо формировать читательскую компетентность.
Для воспитания грамотных детей необходимо вызвать в них интерес к книгам и показать, что чтение — это не только способ учиться, но и способ отдохнуть и получить удовольствие. Среди множества способов, какие можно использовать на уроках литературы для формирования читательского интереса, лучше всего подойдут необычные уроки литературы, которые иногда я стараюсь использовать на своих уроках:
1. Наглядные уроки (показ ученикам портрета автора; таблица с периодами творчества; фотографии людей или мест, которые вдохновляли писателя; демонстрация кинофильмов по мотивам произведения). Подготовка одним из учеников сообщения об авторе, а в конце, после прослушивания, можно задавать вопросы классу по прослушанному тексту.
2. Прослушивание аудиозаписей профессиональных актёров как пример правильной, грамотной речи, богато окрашенной, эмоциональной. Самое главное, что авторское чтение создаёт образ живого поэта, живого человека, личности, ощущение её присутствия, и тогда каждый поэт будет для ученика не только фотографией в учебнике, но яркой, настоящей личностью в общем течении литературы.
3. Практические (ученики самостоятельно находят интересный материал об истории создания произведения или об интересных фактах из жизни писателя при подготовке к уроку; тестирование; творческие задания по личным впечатлениям от прочтения; тематический взаимоопрос учащихся; проектная работа).
Данные методы я пробовала использовать на своих уроках и результат не заставил себя ждать. Учащиеся начали не просто читать произведения, но и уметь их анализировать, размышлять над прочитанным и выражать свою точку зрения. И самое главное, что нужно стараться донести детям, что чтение воздействует на грамотное письмо, а грамотное письмо, в свою очередь, необходимо для того чтобы уважать и сохранять законы, традиции и культуру русского языка и своего народа.