Автор: Марченко Валерия Юрьевна
Актуальность темы исследования обусловлена необходимость всестороннего развития ребенка в современном обществе, развивающемся день за днем. Формирование целостной грамотной картины мира – одна из важнейших задач школы, поэтому с каждым днем появляется все больше вопросов, как же сейчас, в век быстроразвивающихся технологий способствовать формированию функциональной грамотности у детей.
Сформированная функциональная грамотность позволяет не просто решать задачи по алгоритму, а дает возможность ребенку стоить метапредметные связи, свободно общаться и находиться в обществе, развиваться и реализовывать себя во всех сферах, не боясь трудностей. Очень важно на школьном этапе дать ребенку познакомиться с разными направлениями даже в рамках определенного предмета, чтобы к завершению школьного курса ребенок мог самостоятельно и осознанно выбрать сферу развития, направление обучения и добиться задач, ставящихся обществом, государством и самим ребенком.
Математическая грамотность – это способность понимать, воспроизводить, применять и интерпретировать математические законы и правила в разных контекстах. Умение рассуждать, оперировать понятиями, процедурами и математическими инструментами – важнейшие навыки, необходимые не только в рамках школьного предмета, но и для эффективного функционирования в обществе.
Обратимся к международным исследованиям – программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA в 2018 году показала следующие результаты по функциональной грамотности учащихся России в сравнении с другими странами: математическая грамотность – 30 место из 78, средний балл 488. Если обратиться к данным теста PISA 2015 года, Россия занимает 23 место из 70 по математической грамотности с результатом среднего балла 494. В испытаниях участвовало более 8 тысяч школьников 15-ти лет из более чем 200 организация 43 регионов России. Казалось бы, количество баллов не слишком изменилось, но уменьшение места в рейтинге заставляет задуматься об актуальности проблемы функциональной грамотности
Также изучением уровня сформированности функциональной грамотности занимается проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся», направленный на разработку различных подходов к формированию функциональной грамотности в рамках школьного обучения, а также разработку методических материалов для оценки. Обратимся ка данным от 28.02.2022, полученным в ГБОУ №591 Невского района Санкт-Петербурга по итогам проведения тестирования по функциональной математической грамотности:
8 класс (53 человека)
Уровень
Низкий
Средний
Повышенный
Количество
19%
77%
3%
9 класс (1 работа – 22 человека)
Уровень
Низкий
Средний
Высокий
Повышенный
Количество
9%
27%
23%
41%
9 класс (2 работа – 37 человек)
Уровень
Недостаточный
Низкий
Средний
Высокий
Повышенный
Количество
19%
38%
30%
8%
5%
По результатам тестирования выявлены следующие особенности:
Страх перед выполнением заданий, требующих рассуждения, высказывания своего мнения;
Трудности в понимании прочитанного текста, неумение выявить вопрос в задаче;
Самое сложное для школьников – интерпретация математической проблемы.
Проблема формирования функциональной грамотности у школьников остается очень актуальной, поэтому Министерства просвещения РФ активно проводит форумы, конференции и обучения с учителями и директорами образовательных организаций, разрабатываются новые способы и задания для формирования нелинейного мышления и разностороннего развития ребенка.
Объект исследования – формирование функциональной грамотности у школьников в процессе школьного обучения
Предмет исследования – способы и методы формирования функциональной грамотности
Цель исследования – изучить методику формирования функциональной грамотности на уроках математики (при введении понятия окружность)
Задачи исследования:
Изучение различных понятий «функциональной грамотности»
Изучение теории формирования функциональной грамотности в основной школе, понятия математической функциональной грамотности
Рассмотреть структуру заданий, проверяющих уровень математической функциональной грамотности: деятельностная, содержательная область и контекст ситуации, привести примеры
Выделить требования к заданиям, обеспечивающих формирование математической грамотности, проанализировать учебники на наличие заданий, формирующих математическую грамотность согласно требованиям
Подобрать или разработать задания по теме «Окружность», направленные на формирование функциональной грамотности при изучении математики и предложить критерии оценки выполнения заданий, проверяющие наличие математической грамотности у ученика
Для реализации поставленных задач, используются следующие методы: анализ литературы, изучение, выборка, систематизация, сравнение данных, полученных в результате исследований.
Практическая значимость исследования состоит в разработке заданий, направленных на формирование функциональной грамотности у школьников на уроках математики при введении понятия «Окружность», которые могут быть применены на уроках.