Автор: Анастасия Алексеевна Костюкова
Согласно новым ФГОС, одна из целей для педагогов – формирование гармонично развитой личности школьника. То есть важно не только обучать школьников новым знаниям и умениям, а также активно развивать их способности, выходящие за грани школьных предметов.
Одной из форм развития способностей и творческой активности обучающихся является мотивация их к участию в конкурсах. Но как мотивировать детей на участие в конкурсах? Формирование мотивов учения или участия в разных конкурсах – это создание условий для появления внутренних побуждений, осознания их детьми и дальнейшего саморазвития.
К числу стимулов развития познавательного интереса и желания участвовать в различных конкурсах могут быть отнесены как новизна информационного материала, которая вызывает состояние удивления, озадаченности, так и формирование и развитие творческих способностей учащихся, которые проявляются и развиваются в исследовательской работе. Это первое условие активизации творческой активности.
Самое главное – раздвинуть информационные рамки, показать своим ученикам, что мир не замыкается на уроках, что он ярче и многограннее. Важно убедить детей в том, что процесс овладения новой информацией, знакомство с работами других участников конкурса, процесс социализации намного важнее поражений, которые неизбежны по разным причинам. Но они позволяют дальше совершенствоваться человеку, который понимает, что на каждого умного найдется умнее, на сильного – сильнее. А это истинный путь развития человечества.
Актуальность данной темы обусловлена социальной потребностью в выявлении юных дарований, развитии их творческих способностей в различных областях и практических действий на пути к мастерству.
Конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью целостного развития каждого ученика. Развитие конкурсной деятельности в колледже и вне образовательного учреждения является серьезной поддержкой для творчески одаренных детей.
Второе условие, над чем нужно работать преподавателю, – поддержка родителей. Веселее провожать ребёнка в учебное заведение, радостнее встречать, больше расспрашивать о товарищах по колледжу, об успехах и неудачах, быть ребёнку другом и соучастником учебного процесса, стремиться помогать преподавателю превращать учение в радостный процесс. Всё, что делает ребёнок в школе, родителям должно быть важно и дорого. Все мы прекрасно понимаем, что мотивация учебной деятельности – чуть ли не первый шаг на долгом, тернистом пути обучения. Это применимо не только к вопросу о конкурсах, но и вообще к любому учебному или внеучебному действию.
Участие и победы в конкурсах оставляют незабываемые впечатления, дают стимул для дальнейшего совершенствования. Участие в конкурсах вызывает у детей положительную мотивацию к учебе и творчеству. У них формируются активная жизненная позиция, информационная, лингвистическая, исследовательская компетенции, повышается интерес к изучению предмета. Они учатся представлять результаты своего труда и получать его оценку. Если у нас не всё получилось, то мы обсуждаем, что не получилось, и строим планы на будущее.
Из моих личных наблюдений… Задача педагога не просто мотивировать ребёнка на участие в конкурсе, главное научить его адекватно воспринимать как победу, так и поражение. Настраивая своих воспитанников на конкурс, всегда проговариваю: «Главное не медаль за первое место, главное своя внутренняя, пусть даже маленькая, победа. Победа над собой». Обучающиеся нашей школы всегда с удовольствием участвуют в конкурсах, акциях, агитбригадах. Радуются как своим, так и чужим успехам. Мы стараемся мотивировать своих обучающихся к участию в конкурсах, т.к. видим в этом дополнительную возможность развития творческого потенциала и личностного становления каждого ребёнка.
Участие в конкурсах даёт возможность проверить свою компетентность и конкурентоспособность, приобретается бесценный опыт публичных выступлений. Как ни парадоксально, поражение тоже может стимулировать к личностному росту. Это во многом зависит от взрослых. Необходимо найти нужные слова, оптимистично рассмотреть все минусы и помочь детям получить позитивный опыт.
Мы живем в обществе бурно развивающихся технологий. Каждый работник должен быть готов эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. Для этого ему необходима компетентность – результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов деятельности по отношению к определенному предмету воздействия.
Задача школы состоит в том, чтобы дать такое образование каждому выпускнику, который, обладая самоуправлением, был бы социально востребован. Основное направление деятельности педагога – реализация творческого потенциала личности посредством включения в активную жизнедеятельность. Как много зависит в первую очередь от желания самого преподавателя! Формирование мотивации – труд не из легких, но результат оправдывает все трудности.
И важно не забывать ещё одно, самое главное условие. Ничего не мотивирует учеников так, как личный пример педагога. Поэтому необходимо не только требовать, но и соответствовать. Также принимать активное участие даже в Интернет-конкурсах.
Помните, дети активно идут на контакт к тому педагогу, у которого приятная, комфортная атмосфера в кабинете. А если кабинет украшен наградами, то дети непременно захотят повторить успехи своего учителя. Дружеский тон в общении также поможет настроить учеников на нужный лад.