Автор: Кладова Анна Михайловна
Сегодня никому не нужно доказывать, что успешность обучающегося в современной школе является социально-педагогической проблемой, в разрешении которой принимают участие все члены образовательного процесса: сам ребенок, учитель, одноклассники, родители, школьный коллектив. У каждого из них свои функции, реализация которых может иметь положительные последствия, а также чревата рисками. Поговорим об этом.
К.Д. Ушинский в свое время писал о том, что «…умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении – это его духовная жизнь, внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам. Ребенок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, высказывает личное отношение к тому, что ему удается и не удается» [5, с. 150]. Предлагаем определить такое педагогическое явление, как педагогика успеха, четырьмя словами: «вера», «удача», «вдохновение», «признание». Вера – это оптимистическая гипотеза взаимоотношений с учащимся; ориентация педагога на успех воспитанника. У учителя часто, к сожалению, преобладает позиция, при которой первичным и приоритетным является оценка недостатков обучающегося («Невнимателен»; «Не думаешь»; «Не выучил» и т.д.).
Несомненно, успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у младших школьников общих учебных умений . Учебные умения формируются постепенно, этот процесс охватывает всю начальную школу, поэтому требования к уровню подготовки ученика следует определять на конец обучения в начальной школе:
Ø умения принимать и решать учебную задачу;
Ø умения анализировать, сравнивать, классифицировать;
Ø работа с моделями;
Ø контроль и самоконтроль, оценка и самооценка.
По мнению другого автора , умение учиться включает в себя следующие действия:
Ø умение ребенка на разных этапах обучения (вначале совместно с учителем, потом в кооперации со сверстниками, затем индивидуально) определять границу своего незнания;
Ø делать содержательный, целенаправленный запрос к различным источникам знаний (к взрослым, сверстникам, литературным источникам и др.) для ликвидации своего незнания.
Кроме того, успешность в учебной деятельности зависит и от уровня самооценки школьника. в своих трудах отмечал тесную связь между успехами, достигнутыми в овладении учебной деятельностью, и развитием личности. Самооценка лежит в основе наиболее адекватного мотива учебной деятельности – мотива достижения. С самооценкой тесно связано и другое личностное образование – уровень притязаний, которое рассматривается как устойчивая потребность в определенной положительной оценке. Высота положительной оценки, в которой нуждается каждый ученик, может быть разная: для одного ребенка достаточно того, что его работа признана не хуже других, другой претендует на оценку выше обычной, третий – на оценку выше всех остальных. Уровень притязаний обнаруживается в прогностической оценке, в которой оценивается еще не полученный результат. В настоящее время разработаны и рекомендованы к применению тесты школьных достижений, описаны основы их конструирования, проведения и использования.
В начале своей школьной жизни каждый ребёнок хочет учиться. Причём учиться хорошо, отлично. Что же побуждает ребёнка учиться?
Социальные мотивы учения – ответственность, необходимость получения образования, не осознаются младшими школьниками и не могут непосредственно побуждать их к учебной деятельности. Главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика – источник поощрений, залог его эмоционального благополучия. Известно, что мотивация — это психологическое состояние человека, которое включает в себя желание удовлетворить некую потребность. Для успешной учёбы необходимо формировать мотивацию достижения, т.е. стремление ребёнка к достижениям, результатам в своей учебной деятельности.
Существует много педагогических и психологических факторов, формирующих мотивацию достижения. Вот некоторые из них: — воспитатели, учителя, друзья должны иметь мотивацию достижения; — умение чётко ставить задачи перед учеником, обязательное подкрепление достижений ученика;
— формирование только положительной самооценки у ученика (в ситуации неуспеха ребёнок должен знать, что это произошло из-за недостатка воли, усидчивости, а не из-за того, что он «глупый»);
— воспитание нравственности, ответственности и чувства долга; — творческое разнообразие деятельности, баланс возможностей и трудностей, свободный выбор заданий среди тех, которые приготовлены учителем;
— отсутствие жёсткого контроля, отсутствие спешки, возможность ребёнка вникнуть в то, что он делает с интересом, эмоциональный подъём и дружелюбная атмосфера.
О каких учениках мечтает каждый учитель? Об умных, активных, жизнерадостных, открытых и честных, добрых и весёлых. И каждый день, приходя на уроки, общаясь с детьми вне учебного времени, стремится к тому, чтобы они хоть на шаг продвинулись в своем совершенстве. Работа по формированию успешной личности проходит в учебной (интеллектуальные, ролевые игры, групповые чтения, обсуждения и т.д.) и во внеурочной деятельности (посещение кружков, секций, участие в праздниках, акциях, классные часы, трудовая деятельность).
Личность успешного школьника характеризуют:
— интерес к учению, высокая мотивация, прилежание;
— сформированность знаний, умений и навыков, творческий подход к их усвоению;
— проявление любознательности в различных областях знаний, заинтересованное отношение к внеклассным и внешкольным мероприятиям;
— адекватная самооценка и положительный статус в коллективе;
— умение адекватно оценивать результаты своей деятельности и давать объективную оценку работам других детей;
— умение радоваться своим достижениям, переживать неудачи и сопереживать одноклассникам; — способность к самоанализу и стремление понять мотивы поступков окружающих.
Развитие успешности как социального качества личности ребёнка определяет его субъектную позицию в учебно-воспитательном процессе: прилагает усилия для новых достижений, проявляет интерес к своим школьным успехам, а также успешность младшего школьника в учебной и внеурочной деятельности приводит к положительным результатам в общении со взрослыми: ребёнок принимает и выполняет требования педагогов, родителей. Это проявляется в общем положительном отношении ребёнка к процессу обучения и воспитания, а также в соблюдении правил поведения, норм общения, распорядка дня в школе и дома. При этом необходимо соблюдение ряда условий, таких как реальность, оптимальность, доступность, осознанность достижений, мотивация ребёнка на успех.
Одно из условий формирования успешности младшего школьника — это
систематическое и последовательное взаимодействие учителя и ученика. А
главный смысл деятельности учителя — дать каждому ученику возможность
пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Тут на помощь учителю приходят интеллектуальные конкурсы.
Школьный уровень – это школьные предметные олимпиады, школьные конкурсы, смотры знаний. Участие в дистанционных конкурсах – мотивацией может служить то, что участвует ребёнок не только в школе, что его работа публикуется на различных сайтах. Требующий больше кропотливой и серьёзной работы, как от учителя, так и от ученика конкурс – участие в научно-практических конференциях различных уровней.
В своей работе я использую сайты дистанционных предметных и метапредметных конкурсов Учи.ру. Для одних учеников успешным оказывается участие в творческих конкурсах школьного и муниципального уровней, для других учеников успех достигается в интеллектуальных конкурсах, предметных олимпиадах. Каждый может проявить себя в той сфере деятельности, в которой чувствует себя более уверенным, в которой ему хочется себя проявить. Ежегодно с удовольствием младшие школьники участвуют во Всероссийских и международных конкурсах по русскому языку, математике и естествознанию («Русский медвежонок – языкознание для всех», «Кенгуру», «КИТ»). Грамоты, Сертификаты, приносят победное очко команде и делают для себя вывод: «Чтобы быть успешным – надо учиться, совершенствовать себя», а это лучшая мотивация для формирования успешности младшего школьника.
Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд, поддерживать эмоциональный настрой школьника. По данным исследований психологов наблюдается прямая зависимость качества обучения от ситуации успеха. По всем предметам происходит повышение качества обучения. Итак, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: формируя успех в учёбе сегодняшнего младшего школьника, мы, взрослые, формируем успех в жизни завтрашнего выпускника школы.
Залог успешности обучения младших школьников – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности. Учитель должен нести в себе жизнеутверждающее начало, радость и успех.