Автор: Чернухина Анна Александровна, Нейфельд Екатерина Александровна, Сохарева Надежда Викторовна
Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи малыш познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. Нормальное речевое развитие необходимо ребенку для успешного обучения в школе.
С. Л. Рубинштейн пишет: «Речь – это деятельность общения – выражения, воздействия, сообщения – посредством языка» [19].
А. А. Леонтьев рассматривает речь следующим образом: «Деятельность познания, то есть деятельность, которая заключается в распределении действительности при помощи языка» [9].
Раскрывая структуру, которую имеет любое речевое высказывание, А. А. Леонтьев отмечает целый ряд умений: быструю ориентировку в условиях общения, умение спланировать свою речь и выбрать содержание, а для этого необходимо найти языковые средства для его передачи и уметь обеспечить обратную связь, иначе общение будет неэффективным и не даст ожидаемых результатов. При этом важнейшее средство приобретения речевых навыков – это легкость перенесения единиц на новые, еще не встречавшиеся сочетания.
Развитие речи ребенка – сложный и длительный процесс, который включает в себя обогащение словарного запаса, понимание обращенных слов, умение выражать собственные мысли, чувства, желания.
Концептуальные основы развития речи в детском возрасте раскрыты в трудах известных педагогов и психологов, таких как: Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Гвоздев. Важность речевого развития детей дошкольного возраста подчеркивалась в исследованиях К. Д. Ушинского, Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной и других основоположников классической методики развития речи. Ученые отмечали, что речь, как ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка.
Речь представляет собой разные формы применения языка в различных ситуациях общения. Известный лингвист А.А. Реформатский отмечает, что, когда в педагогике говорят о развитии и обогащении речи детей, в этом случае слово «речь» нельзя заменить словом «язык», так как имеется в виду психофизиологический процесс. Речь представляет собой «разные формы применения языка в различных ситуациях общения». Она трактуется как деятельность, включенная в общую систему деятельности человека, ребенка.
Существуют различные аспекты развития речи.
1. Физиологической основой развития речи является учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах высшей нервной деятельности человека, объясняющее механизм формирования речи. Речевая деятельность обеспечивается разными, очень сложными физиологическими механизмами в зависимости от содержания различных речевых явлений (называние предметов, понимание слов, фразовая речь и т.д.). При восприятии и воспроизведении речи происходит прежде всего бессознательный или сознательный выбор слов на основе их значения. В физиологии слово рассматривается как особый сигнал, замещающий непосредственные сигналы: ощущения, восприятия и представления, а язык в целом – как вторая сигнальная система.
2. Лингвистическую основу развития речи составляет учение о языке, как знаковой системе. При этом решается вопрос о различии и взаимосвязи понятий «язык» и «речь».
Язык целесообразно рассматривать как знаковую систему, кодирующую окружающую человека действительность.
Речь представляет собой разные формы применения языка в различных ситуациях общения. Она трактуется как деятельность, включенная в общую систему деятельности человека.
3. Психологический аспект развития речи опирается на положение Л. С. Выготского, что развитие речи тесно связано с развитием мышления и сознания. Рассматривая проблему формирования понятий, Выготский говорил, что накопление ассоциаций и групп представлений не приводит к их образованию. [4].
Процесс формирования речи детей должен строиться с учетом не только обще дидактических, но и методических принципов обучения. Это принципы обучения, выведенные из закономерностей усвоения детьми языка и речи. Они отражают специфику обучения родной речи, дополняют систему обще – дидактических принципов и взаимодействуют с принципами: наглядность, систематичность, последовательность, сознательность и активность, индивидуализация обучения [15].
Рассматривая основные задачи, направленные на развитие речи детей, следует отметить, что дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Исследования психологов, педагогов, лингвистов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин, Л.А. Пеньевская, A.M. Леушина, О.II. Соловьева, М.М. Конина) создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников.
О.С. Ушакова говорит о том, что выделяют три основных направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения родному языку.
Во-первых, структурное (формирование разных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического);
во-вторых, функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции: развитие связной речи, речевого общения);
в-третьих, когнитивное, познавательное (формирование способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи).
Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания явлений включаются в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития речи дошкольников [15].
В каждый из периодов ребенок при нормальном речевом воспитании и развитии должен овладеть определенными навыками общения.
Существует две группы факторов, которые влияют на развитие речи:
— биологические;
— социальные.
К первым относят различные патогенные факторы, которые могут вредить правильному развитию: сложное внутриутробное развитие, мозговые инфекции и травмы, нарушение слуха, наследственность.
Вторая группа – это сочетание внутренних процессов развития ребенка и внешних условий, которые являются специфичными для каждого возрастного этапа.
На основе длительного изучения процессов мышления и речи психолог Л. С. Выготский, основатель культурно-исторической теории, пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи…» [3].
Вопросы развития связной речи издавна интересовали многих исследователей. У каждого из них свое понимание проблемы обучения, свое отношение к методическому решению проблемы, свои позиции в разработке содержания и методов развития связной речи.
Исследователями установлено, что характер связной речи детей зависит от ряда условий и прежде всего от того, общается ребенок со взрослым или сверстниками. Доказано (А.Г. Рузская, А.Э. Рейнстейн и др.), что в общении со сверстниками дети в 1,5 раза чаще употребляют сложные предложения, чем в общении со взрослыми; почти в 3 раза чаще прибегают к прилагательным, передающим их этическое и эмоциональное отношение к людям, предметам и явлениям, в 2-3 раза чаще используют наречия места и образа действия. Лексика детей в общении со сверстниками характеризуется большей вариативностью. Это происходит потому, что сверстник является партнером, в общении с которым дети как бы апробируют все присвоенное ими в общении со взрослыми.
Учить ребенка рассказывать — это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.
Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах деятельности, повседневной жизни, общении.
Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума. В своей книге «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до восьмилетнего возраста» Е.Н. Водовозова рекомендует с самого раннего возраста организовать непрерывный цикл разнообразных занятий, в том числе прогулки и наблюдения за окружающей средой с непосредственным участием малыша или при его присутствии, в зависимости от возраста [4]. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – развитие мышления и речи идет как единый процесс.
Н. А. Стародубова отмечает: «Многие методические указания Е.Н. Водовозовой не устарели и представляют интерес и ценность для современного дошкольного воспитания в целом и для развития речи в частности…» [4].
Для эффективного умственного развития, в том числе и для обогащения детского словаря Елизавета Николаевна выделяет следующие направления целенаправленного развития:
– наблюдение за окружающим миром;
– развивающие игры с материалом Фридриха Фрёбеля;
–– чтение сказок, пение песен;
– творческие занятия рисованием, лепкой и др.
К.Д. Ушинский считал логику природы для ребенка самой доступной и полезной. Н.Ф. Виноградова утверждает, что природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития речи дошкольника и эстетических переживаний ребенка.
Необходимо открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы» (В.А. Сухомлинский). Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, речи, творчества, чувства.
Таким образом, проблема развития речи дошкольников была и остается в центре внимания психологов и педагогов:
— речь – это деятельность общения – выражения, воздействия, сообщения – посредством языка;
— развитие речи ребенка – сложный и длительный процесс, который включает в себя обогащение словарного запаса, понимание обращенных слов, умение выражать собственные мысли, чувства, желания.
-существуют различные аспекты развития речи: физиологический основа, лингвистическую.