Проблема создания эффективной языковой среды при обучении иностранному языку в условиях СПО

Автор: Ваняева Елена Владимировна

Проблема создания эффективной языковой среды при обучении  иностранному языку в условиях СПО

Ваняева Елена Владимировна

ГБПОУ «Лукояновский педагогический колледж им. А. М. Горького»

Преподаватель английского языка

         Создание языковой среды является одной из актуальных проблем обучения иностранному языку. Особенно остро она проявляется в условиях профессионального образования, так как приоритеты студентов сдвигаются в сторону профессиональных дисциплин; таким образом, изучение иностранного языка остается «за бортом» их заинтересованности.

Согласно «Новому словарю методических терминов и понятий» Щукина языковая среда — это «исторически сложившееся объединение людей на основе общего языка и культуры, проживающих на определенной территории». Среда – это, фактически, окружение, в котором происходит изучение языка. Согласно все тому же словарю, языковая среда может быть естественной, когда обучение языку проходит в стране, где на нем говорят, – и искусственной, когда с помощью различных средств обучения среда создается по образу и подобию естественной. Безусловно, естественная языковая среда является важным фактором успешного овладения иностранным языком, прежде всего в области устного общения, и формирования коммуникативной компетенции. По этой причине программы многих учебных заведений предусматривают стажировку учащихся в стране изучаемого языка различной продолжительности.

Если перенести реализацию данного понятия в условия педагогического колледжа, то становится очевидным, что естественную языковую среду создать невозможно ввиду ряда причин. Что же касается создания искусственной языковой среды, то на первое место можно поставить ограничение в использовании родного языка. Исключением могут стать только объяснение грамматических понятий. Далее необходимо мотивировать на общение на иностранном языке, что в условиях профессионального образования очень сложно. В этом случае глобальную поддержку окажет профессионально – ориентированный подход к обучению, а именно: создание речевых ситуаций «успеха» в соответствии с профилем специальности. Более того, огромную роль окажет аудио и видео поддержка, особенно для воссоздания страноведческого колорита. Но самое главное, необходимо понимать, что создание языковой среды будет бесполезным, если студент «погружается» в нее один раз в неделю на уроке, нужно поддерживать ее и во внеурочное время. Перечислим основные способы, с помощью которых человек, изучающий английский язык, может создать для себя эффективную (искусственную) языковую среду.

         В области аудирования будет полезно:

·         слушать англоязычную музыку (еще лучше – подпевать или петь ее в караоке, предварительно разобрав и выучив текст);

·         слушать аудиокниги на английском языке;

·         слушать англоязычное радио;

·         смотреть сериалы, фильмы и телешоу на английском языке

·         смотреть популярные англоязычные видео на YouTube.

В плане чтения будет полезно:

·         читать книги в оригинале или в адаптированных версиях;

·         читать рассылки от англоязычных интернет-ресурсов, таких как Huffington Post;

·         читать англоязычные блоги;

Для развития навыка говорения будет полезно:

·         общаться по скайпу и в других мессенджерах, поддерживающих функцию звонков, – на таких ресурсах, как Conversation Exchange, italki, Mixxer, Polyglot Club;

·         практиковать каучсерфинг – в частности, приглашать гостей;

·         посещать клубы английского языка в своем городе – если такого нет, создать с друзьями собственный English-speaking club;

·         работать волонтером на мероприятиях (с участием иностранных гостей).

В области письма будет полезно: — переписываться в чатах или писать настоящие письма носителям английского языка – на таких ресурсах, как Language Exchange Community, InterPals, Pen4Pals;

o    вести блог (в интернете) или личный дневник (в блокноте) на английском языке;

o    создать англоязычный профиль в социальной сети и писать туда только по-английски;

o    пользоваться сервисом проверки текстов носителями Lang-8.

Необходимо  изменить ход мышления – уйти от позиции «скучно, трудно, долго». Языковая среда должна быть увлекательной. Как этого добиться?

·         отмечать праздники англоязычных стран – Хэллоуин, День Святого Валентина, День Святого Патрика, Рождество и т.д.;

·         играть в любимые компьютерные игры на английском языке (для этого достаточно поменять настройки);

·         играть в языковые игры онлайн – например, на сайте Coeffee Learning;

·         общаться на сайтах и в приложениях знакомств (например, в Tinder);

·         подписаться на англоязычных блогеров (например, в Инстаграм) и активно комментировать их посты;

·         наклеивать стикеры на окружающие предметы;

·         читать анекдоты на английском языке – например, на сайте Unijokes.

Главное, о чем важно помнить при создании языковой среды:
1. Пользоваться только (или хотя бы предпочтительно) английским языком.
2. Необходимо формализовать языковую среду – составить график, план, расписание, по которому студент будет регулярно (ежедневно) «погружаться».
3. Забыть о страхе ошибок – с ошибками говорят и пишут даже носители языка.
4. Искать единомышленников – практиковать большинство языковых навыков проще в паре или группе.

Таким образом, преподаватель иностранного языка должен  стремиться доказать, что изучение иностранного невозможно вне языковой среды, нельзя научить общению без прямой коммуникации. Язык – это средство общения, сложный механизм, который работает только в движении.

 

×
×