Автор: Мачехина Марина Александровна
Проблемы взаимодействия семьи и школы как социальных партнеров
Учитель-дефектолог: Мачехина М.А.
На сегодняшний день, вопрос взаимодействия семьи и образовательного учреждения весьма актуален. К сожалению, многих семей беспокоит, прежде всего, социально-экономическая ситуация, обострившая позицию отстраненности и отчуждения родителей от образовательной организации.
Нежелание вникать в проблемы ребенка, негармоничный стиль воспитания, перенос личностных и психологических проблем на детей. В результате семья не выполняет свои главные функции как институт социализации: забота о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей; обеспечение соблюдения их прав и интересов; воспитание на основе безусловной родительской любви, признания ребенка самоценной личностью и тем самым перекладывая эту миссию на педагоговобразовательного учреждения. Необходимо отметить, что острота проблем семейного воспитания связана также с падением ценности родительства, преобладанием неполных семей, увеличением количества семей, испытывающих семейные трудности, относимых к группе социального риска.
Поэтому важно, чтобы образовательные организации, органы образования, родители и общественность объединили свои усилия в деле воспитания подрастающего поколения.
Создание необходимых условий для всестороннего развития личности, включения в педагогический процесс специалистов разных профилей, глубокая заинтересованность общественности и родителей в совершенствовании образовательной и воспитательной функции образовательной организации – все это обуславливает потребность в постоянном развитии деловых и творческих контактов с образовательной организацией всех сил, включающихся в это сотрудничество.
Социальное партнерство особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.
В данном случае социальное партнерство рассматривается как важный аспект государственно-общественного управления образованием, главная идея которого заключается в объединении усилий всех заинтересованных сторон как равных партнеров в качественном образовании.
Главное для партнерства – это осознание, что без другого, без реализации его интереса свой собственный интерес не реализовать. Партнеры всегда взаимообусловлены.
В основе социального партнерства лежат принципы:
— добровольности;
— взаимовыгодности и взаимодополняемости;
— открытости участников партнерства по отношению друг к другу в той степени, которую они считают допустимой для себя и при этом сохраняющей партнерство;
— согласования интересов на основе переговоров и компромисса;
— закрепления отношений в нормативно-правовых и договорных актах;
— взаимной ответственности и обязательности выполнения субъектами достигнутых договоренностей;
— взаимопомощи (а при необходимости – взаимозащиты) участников партнерства в отношениях с иными субъектами за его пределами.
Между современными образовательными учреждениями и семьей много противоречий, в том числе в вопросах воспитания.
Со стороны педагогов
— низкая компетентность педагога в вопросах взаимодействия с родителями и законными представителями;
— низкий уровень педагогического профессионализма, на оторванность воспитательных идеалов педагогов от реальной жизни;
— иногда нежелание педагога на установление контакта с семьей;
— недооценка потенциала семьи;
Со стороны родителей
— отстраненность от пожеланий родителей, вследствии иногда завышенных требований педагогу;
— низкий социально-культурный и педагогический уровень семьи (характерной для многих семей экономией на воспитательных усилии);
— низкий уровень психолого-педагогической компетентности у родителей.
— потребительское отношение родителей к образовательному учреждению.
Необходимо отметить, что полноценному развитию личности детей способствует принципы психологической комфортности и деятельности, которые предполагают создание доверительной атмосферы, минимализацию всех стрессообразующих факторов образовательного процесса, освоение окружающего мира не путем получения готовой информации, а через ее «открытие» детьми и освоение в активной деятельности.
Построение партнерских отношений между образовательным учреждением и семьей определяют принципы их эффективного взаимодействия:
— значимость социального партнерства для каждой из сторон;
— единство реализации цели в вопросах развития личности ребенка;
— равноправие и равноответственность родителей и педагогов;
— открытость и добровольность;
— взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
— уважение и доброжелательность друг к другу;
— индивидуальный и дифференцированный подход к каждой семье.
Необходимо отметить о важности психолого-педагогичесого просвещения родителей.
Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры – одно из направлений деятельности ОО. Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива ОО и членов семей воспитанников. К этой деятельности привлекается весь педагогический персонал учреждения, а также специалисты иного профиля (психолог, врач, медсестра, логопед, руководители кружков и секций дополнительного образования).
Роль семьи в обществе несравнима по своему значению, ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношение к себе, своему здоровью. Если образовательное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух не сообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Построение реальных партнерских отношений между основными агентами воспитания детей (социум, семья и образовательные организации) — длительный и сложный процесс. Поэтому следующим шагом должна стать совместная работа в достижении поставленной цели, в решении общих задач воспитания, развития и обучения детей.
Таким образом, общеобразовательным учреждениям необходимо поддерживать открытые и тесные связи с семьями, современная школа знает, что связь школы и семьи не должна иметь только одно направление как в старые времена, когда инициативу указывала школа, приказывая родителям и ученикам. Сейчас учителя не могут обойтись без помощи родителей, без разнообразного сотрудничества на различных уровнях.
На вопрос, на каких же основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании, — отвечает замечательный педагог В. А. Сухомлинский: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, и как можно больше духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам…».