Проблема взаимодействия семьи и школы как социальных партнеров

Автор: Мачехина Марина Александровна

Проблемы взаимодействия семьи и школы как социальных партнеров

       Учитель-дефектолог: Мачехина М.А.

            На сегодняшний день, вопрос взаимодействия семьи                               и образовательного учреждения весьма актуален.  К сожалению, многих семей беспокоит, прежде всего, социально-экономическая ситуация, обострившая позицию отстраненности и отчуждения родителей от образовательной организации.

     Нежелание вникать в проблемы ребенка, негармоничный стиль воспитания, перенос личностных и психологических проблем на детей.            В результате семья не выполняет свои главные функции как институт социализации: забота о здоровье, физическом, психическом, духовном            и нравственном развитии детей; обеспечение соблюдения их прав                    и интересов; воспитание на основе безусловной родительской любви, признания ребенка самоценной личностью и  тем самым перекладывая эту миссию на педагоговобразовательного учреждения. Необходимо отметить, что острота проблем семейного воспитания связана также  с падением ценности родительства, преобладанием неполных семей, увеличением количества семей, испытывающих семейные трудности, относимых к группе социального риска.

       Поэтому важно, чтобы образовательные организации, органы образования, родители и общественность объединили свои усилия в деле воспитания подрастающего поколения.

      Создание необходимых условий для всестороннего развития личности, включения в педагогический процесс специалистов разных профилей, глубокая заинтересованность общественности и родителей                                в совершенствовании образовательной и воспитательной функции образовательной организации – все это обуславливает потребность                  в постоянном развитии деловых и творческих контактов с образовательной организацией всех сил, включающихся в это сотрудничество.

          Социальное партнерство особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.

       В данном случае социальное партнерство рассматривается как важный аспект государственно-общественного управления образованием, главная идея которого заключается в объединении усилий всех заинтересованных сторон как равных партнеров в качественном образовании.

      Главное для партнерства – это осознание, что без другого, без реализации его интереса свой собственный интерес не реализовать. Партнеры всегда взаимообусловлены.

В основе социального партнерства лежат принципы:

 — добровольности;

— взаимовыгодности и взаимодополняемости;

— открытости участников партнерства по отношению друг к другу в той степени, которую они считают допустимой для себя и при этом сохраняющей партнерство;

— согласования интересов на основе переговоров и компромисса;

 — закрепления отношений в нормативно-правовых и договорных актах;

— взаимной ответственности и обязательности выполнения субъектами достигнутых договоренностей;

— взаимопомощи (а при необходимости – взаимозащиты) участников партнерства в отношениях с иными субъектами за его пределами.

          Между современными образовательными учреждениями и семьей много противоречий, в том числе в вопросах воспитания.

Со стороны педагогов

— низкая компетентность педагога в вопросах взаимодействия с родителями   и законными представителями;

низкий уровень педагогического профессионализма, на оторванность воспитательных идеалов педагогов от реальной жизни; 
— иногда нежелание педагога на установление контакта с семьей;

— недооценка потенциала семьи;

Со стороны родителей

— отстраненность от пожеланий родителей, вследствии иногда завышенных требований педагогу;

— низкий социально-культурный и педагогический уровень семьи (характерной для многих семей экономией на воспитательных усилии);
— низкий уровень психолого-педагогической компетентности у родителей.

— потребительское отношение родителей к образовательному учреждению.

      Необходимо отметить, что полноценному развитию личности детей способствует принципы психологической комфортности и деятельности, которые предполагают создание доверительной атмосферы, минимализацию всех стрессообразующих факторов образовательного процесса, освоение окружающего мира не путем получения готовой информации, а через            ее «открытие» детьми и освоение в активной деятельности.

Построение партнерских отношений между образовательным учреждением и семьей определяют принципы их эффективного взаимодействия:

— значимость социального партнерства для каждой из сторон;

— единство реализации цели в вопросах развития личности ребенка;

— равноправие и равноответственность родителей и педагогов;

— открытость и добровольность;

— взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;

— уважение    и доброжелательность друг к другу;

— индивидуальный и дифференцированный подход к каждой семье.

Необходимо отметить о важности психолого-педагогичесого просвещения родителей.

Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры – одно из направлений деятельности ОО. Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива ОО и членов семей воспитанников. К этой деятельности привлекается весь педагогический персонал учреждения, а также специалисты иного профиля (психолог, врач, медсестра, логопед, руководители кружков и секций дополнительного образования).

         Роль семьи в обществе несравнима по своему значению, ни                с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношение к себе, своему здоровью. Если образовательное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух не сообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Построение реальных партнерских отношений между основными агентами воспитания детей (социум, семья и образовательные организации) — длительный и сложный процесс. Поэтому следующим шагом должна стать совместная работа             в достижении поставленной цели, в решении общих задач воспитания, развития и обучения детей.

      Таким образом, общеобразовательным учреждениям необходимо поддерживать открытые и тесные связи с семьями, современная школа знает, что связь школы и семьи не должна иметь только одно направление как          в старые времена, когда инициативу указывала школа, приказывая родителям и ученикам. Сейчас учителя не могут обойтись без помощи родителей, без разнообразного сотрудничества на различных уровнях.

     На вопрос, на каких же основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании, — отвечает замечательный педагог В. А. Сухомлинский:  «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, и как можно больше духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам…». 

×
×