Автор: Шамьёнова Галия Рафиковна
Одна из серьезнейших проблем школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выражать мысль. Но проблема качества изучения русского языка в российской общеобразовательной школе – это лишь часть другой, более крупной и сложной проблемы, проблемы филологической культуры и филологического образования в России в целом.
На второе место по актуальности надо поставить проблему низкого интереса детей к чтению.
Важнейшая причина катастрофического падения образованности, интеллектуальности, нравственности нашего общества кроется в низкой читательской культуре.
Существующие в современной системе образования проблемы зачастую затрагивают не только учащихся, но и педагогический состав. Современные учителя зачастую не понимают, что русский язык и литература являются важнейшими школьными предметами, а педагогическое мастерство достигается с помощью постоянного самообразования, самосовершенствования и критичной оценки собственных достижений. Из-за низкого престижа профессии, профессионалы высокого уровня редко задерживаются в школах.
Следующая проблема заключается в устаревшем подходе к изучению русского языка. Сюда, прежде всего, относится представление языка как свода правил, а не как «живую» систему, меняющуюся со временем и под воздействием различных факторов, но в то же время хранящую важную культурную информацию о народе – носителе языка. Русский язык как язык высокой национальной культуры становится в школе невостребованным. Требования, предъявляемые к выпускнику средней школы, отвечают запросам времени, но ориентированы не на носителя высокой культуры. Поэтому современный урок русского языка должен строиться на основе развивающего обучения, которое способствует развитию у учащихся умственных способностей на основе элементов исследования, поисков внедрения приёмов умственной деятельности, (анализ и синтез, сопоставление и сравнение, выделение главного и классификации, установление и пояснение причинно-следственных связей, обобщения и систематизации).
Однако соотношение теоретических и прикладных элементов содержания предмета «русский язык» еще далеко от оптимального. Сами понятия «системности» и «научности» трактуются авторами разных учебников по-разному: во многих случаях научность в них оборачивается наукообразием, а системность – избыточностью формальных классификаций. Формирование коммуникативных способностей возможно лишь на базе прочных лингвистических знаний и сформированных речевых навыков. Однако именно здесь возникает главная трудность и одна из причин утраты интереса к учебному предмету «русский язык». Лингвистическая теория и практика формирования языковых умений во многих современных учебниках не даёт целостного представления о языке как средстве, орудии мысли, средстве выражения определённого смысла и отражения окружающего мира языковыми средствами и потому не развивает внутренней мотивации к изучению предмета. Школьник, изучающий язык, на котором говорит с детства, должен понимать, зачем он изучает, например, морфологию или синтаксис русского языка.
Главная задача нашей педагогической деятельности – не только дать определённую сумму знаний, но и, что не менее важно и ценно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию своих творческих способностей.
Поэтому теоретическое изучение языка и формирование практических речевых навыков должно быть сбалансировано с учетом состава обучающихся и опираться на разные методические подходы. Освоение школьной дисциплины «Русский язык» должно предусматривать: усвоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение всеми видами речевой деятельности; формирование нормативной грамотности устной и письменной речи. Должны быть заново продуманы как внутрипредметные, так и межпреметные связи русского языка с другими предметами. Изучение русского языка должно охватывать все разнообразие текстов художественной литературы и нехудожественные тексты разных функциональных типов. Необходимо формировать культуру использования информационно-коммуникационных инструментов и ресурсов. Итоговая аттестация (ОГЭ и ЕГЭ) должна включать контроль уровня владения не только письменной, но и устной речью. Необходимо ввести два уровня ЕГЭ по русскому языку – базовый и профильный. Наряду с учебниками и учебными пособиями при изучении русского языка необходимо использовать интерактивные программы, направленные на развитие навыков устной и письменной речи, пополнения словарного запаса, перифразирования, редактирования и саморедактирования и т.п.
Что касается литературы, то количество произведений в программах по литературе необходимо привести в соответствие с реально существующим временем на их изучение, прежде всего — на полноценное чтение. Необходим сбалансированный подход к формированию программ по литературе. Современные программы должны как в обязательном порядке включать произведения из «национального канона» русской классики в качестве базы для литературного образования, так и создавать условия для индивидуализации программ. Содержание программ должно учитывать различие уровней подготовки обучающихся, их читательского опыта. При формировании содержания программ необходимо учитывать психологические и социальные особенности современных школьников, существенно изменившиеся за то время, которое отделяет нас от периода создания большинства классических литературных произведений. Необходимо стремиться к устранению из практики школьного преподавания литературы имитационного чтения, различных варианты пассивного реферирования текстов. Важно соотносить возможности различных групп учащихся с глубиной и сложностью поставленных перед ними учебных задач. Целесообразно продолжить совершенствование контрольно-измерительных материалов с точки зрения усиления их творческой составляющей, устранения механического заучивания материала, а также — противопоставления учебной деятельности на уроке и подготовки учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Необходимы государственные программы, способствующие объединению усилий образовательных учреждений, СМИ, музеев, библиотек, театров, системы книгоиздания и книгораспространения, направленных на поддержку чтения, развитие филологической культуры населения.