Автор: Ольга Дмитриевна Ефимец
ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
ПРИ ПЕРЕХОДЕ УЧАЩИХСЯ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
Переход в пятый класс — это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными. Не следует также забывать, что пятиклассники — это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.
С начала учебного года у детей возникает ряд сложностей организационного и учебного характера.
1. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников.
Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии.
Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких споров и совместных решений! Это слишком шумно».
Как выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.
2. Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.
целесообразно посвятить 2-3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются дети, у которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.
3. Создание ситуации успеха для пятиклассников.
Ошибочным мнением педагогов среднего и старшего звена является признание того, что в пятом классе нужно приучать школьников к нелегкому учебному труду, а создание ситуации успеха, равно так же как и использование игровых моментов на уроке, — это удел начальной школы. Такое мнение приводит к большому разрыву в организации учебного процесса в начальном звене и средней школе. Пятиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.
4. Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе.
Пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это организация и проведение дней именинника, олимпиадных недель, консультаций слабоуспевающим, выпуск тематических классных газет, совместные поездки за город, написание писем болеющим детям и так далее.
Педагогический нигилизм (отрицание всего, что было наработано коллективом учащихся до вас) в этой ситуации не принесет позитивных результатов и не лучшим образом скажется на личностных взаимоотношениях с педагогом.
5. Отсутствие коллективных средств обучения.
Следует помнить о том, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах, парах, парах сменного состава. Кроме того, позитивные отношения к сверстнику они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение.
6. Наличие большей свободы и самостоятельности.
При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами Свобода и вседозволенность — это не слова-синонимы, равно так-же как и самостоятельность и отсутствие педагогической поддержки. Из-за неправильного толкования обозначенных понятий детьми часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.
7. Ослабление внешнего контроля за выполнением домашних заданий.
Нередко с переходом в пятый класс педагоги фиксируют небрежность записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроках, записей с номерами домашних заданий и, как результат, отсутствие и самих домашних работ. На это влияют многие факторы, одним из которых является ослабление внешнего контроля за выполнением домашних работ со стороны учителя и родителей. Родители к пятому классу устают от проверки тетрадей. Кто-то не считает это целесообразным из-за уже приобретенного навыка всегда выполнять задание на дом в полном объеме. Учителя же сетуют на объемы работ и обилие классов. Иногда демократические учителя предлагают детям домашние задания только для желающих. Но редко у кого оно возникает самостоятельно. Дифференцированные задания в среднем и старшем звене — большая редкость. Вот и получается, что наши пятиклассники постепенно отучаются продуктивно работать дома. Появляются запуски и пробелы в знаниях.
8. Личностный контакт с учителями.
Не следует забывать, что пятиклассники — народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.
О готовности учащихся к обучению в среднем звене
Каждый переходный период выдвигает специфические проблемы. Самого серьезного внимания заслуживает переход учащихся из начальной в среднюю школу. Это связано прежде всего с тем, что коренным образом изменяются условия учения, которые предъявляют более высокие требования к интеллектуальному и к личностному развитию учащихся, а также к степени сформированности у учащихся учебных знаний, умений, навыков, к уровню развития произвольности, способности к саморегуляции.
Опрошенные нами педагоги среднего звена указывают, что учащимся, приходящим из начальной школы, присущи следующие качества, препятствующие успешному обучению:
· плохо развита речь;
· они плохо читают;
· плохо развита память (этот недостаток назван 53 % опрошенных учителей);
· невнимательны (на это указывают 33 % опрошенных педагогов);
· ненаблюдательны;
· несамостоятельны;
· неорганизованны;
· не могут сосредоточиться;
· необязательны;
· не могут быстро перестроиться с одного вида работы на другой;
· у них отсутствует познавательный интерес (на это указывают 78 % опрошенных учителей);
· нет желания преодолевать трудности в учебе;
· нет ответственности за учебу;
· нет трудолюбия;
· нет старания.
Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из наиболее сложных педагогических проблем
Последствия переходного периода обусловлены:
· сменой социальной обстановки;
· изменением роли учащегося;
· увеличением учебной нагрузки;
· изменением режима дня;
· разностью систем и форм обучения;
· нестыковкой программ начальной и основной школы;
· различием требований со стороны учителей-предметников;
· изменением стиля общения учителей с детьми.
Задачи преемственности:
· Продолжать изучать психологические возможности детей младшего подросткового возраста;
· Разработать систему психологического сопровождения учащихся в период адаптации;
· Продолжать работу по повышению мотивации педагогов к овладению и поиску средств профилактики школьной дезадаптации;
· Скоординировать требования, методы и приемы обучения учащихся в 4-х и 5-х классах;
· Разработать систему контроля успешности процесса адаптации учащихся;
· Снизить падение успеваемости при переходе в основную школу.
Первостепенные проблемы этого периода
1. Комфортная атмосфера на уроке, чтобы дети не боялись ходить на урок.
2. Создание ситуации успеха на уроке. Необходимо дать возможность детям проявить себя по возможности. На основе диагностики учитель определяет, кому какое задание дать, чтобы ребенок обязательно его выполнил и ушел с урока с чувством собственного достоинства.
3. Выработка единых педагогических требований. Учителя, работающие в 5-х классах, приглашаются на уроки в 4-е классы, на родительские собрания, внеклассные мероприятия
Предварительный мониторинг уровня обученности учащихся дает возможность спланировать и построить уроки так, чтобы учащиеся со слабой подготовкой получали задания репродуктивного уровня с обязательным комментарием учителя и программированием на положительную оценку. Ребята, которые способны работать на конструктивном уровне, имеют возможность выбрать себе задание. Творческие задания учитель дает только в том случае, если уверен, что класс готов к выполнению такого задания. Для выполнения любого задания дается четкая инструкция, а если нужно, то образец выполнения. Это помогает учащимися в понимании и выполнении задания.
4. Единая система при оценивании учащихся в начальной и основной школе.
Условия эффективности оценки:
o эмоциональная уравновешенность педагога ;
o доброжелательный тон при объявлении отметки любого уровня;
o понимание душевного состояния ребенка = не наказание отметкой
5. Психологическая поддержка учащихся:
o индивидуальные или групповые занятия со специалистами;
o отслеживание и проведение комплексных диагностических обследований;
o проведение коррекционных занятий;
o рекомендации классному руководителю и учителю-предметнику;
o подготовка материалов с характеристикой динамики развития ребенка и динамики коррекционной работы;
o оценка эффективности проводимой развивающей или коррекционной работы;
o рекомендации по дальнейшему выбору оптимальной для развития ребенка учебной программы.
6. Здоровьесберегающие технологии :
o Предполагают разгрузку на уроке:рациональное использование времени на всех этапах урока, смену видов деятельности учащихся, физкультминутку, соблюдение гигиенических норм.
o Дозированное домашнее задание :учителя используют дифференцированный подход: домашнее задание дается различного уровня, и учащиеся сами выбирают, какой вариант им выполнить.
o Нетрадиционные формы уроков: наши учителя и в начальной школе и в средней школе проводят уроки-праздники, соревнования. К ним ребята готовят вопросы для викторины, рисунки, ребусы, сочинения
7. Использование тестовых технологий
вызваны потребностью в получении независимой объективной информации об учебных достижениях обучающихся, о результатах деятельности образовательных учреждений.
объективная информация необходима для анализа результатов обучения, обоснованных выводов об эффективности использования тех или иных инновационных образовательных технологий, методов, дидактических приемов