Проект

Автор: Лариса Викторовна Бган

Могучая, духовная сила воспитания

заложена в том, что дети учатся

смотреть на мир глазами родителей.

Только в совместной деятельности

родители лучше узнают своих

детей, становятся ближе.

В.А. Сухомлинский

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность проекта, описание проблемы.

2024 год в России объявлен Годом семьи согласно указу Президента РФ от 22.11.2023 № 875.

В Год семьи особое внимание уделяется сохранению традиционных семейных ценностей, к которым относятся любовь, верность, уважение, взаимопонимание и поддержка. Эти ценности являются основой крепкой и счастливой семьи.

Приоритеты в части системы ценностей, с которыми связаны ценности семьи:

обеспечение поддержки семейного воспитания; содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей; обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей.

С введением Федерального государственного общеобразовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта их интересов и запросов семьи. Именно по этой причине многие ДОУ и, наше в том числе, сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.

Необходимость тесного сотрудничества и содружества общественного воспитания с семьёй декларируется практически в каждом российском нормативно-правовом или методическом документе. Это объясняется социально-экономическими изменениями в стране, ростом научного психолого-педагогического знания, повышением требований к уровню воспитания и образования подрастающего поколения.

Часто можно наблюдать следующую ситуацию: малышу нанимают няню, а мама быстрее выходит на работу зарабатывать деньги. И если в период обучения в школе родители хоть как-то пытаются понять проблемы ребёнка, посещают собрания и вникают в суть происходящих ситуаций, то в детском саду, как уверены родители, проблем у ребёнка быть не может. Там воспитатели- «вторые мамы», они и приласкают, и утешат, и книжку прочитают и всему научат.

Однако и в Конвенции о правах ребёнка, и в Конституции Российской Федерации, и в Законе об образовании, и в Семейном кодексе, равно как и в трудах психологов, педагогов прошлого и настоящего отчётливо обозначена приоритетная роль семьи в формировании личности ребёнка. Великий педагог В.А.Сухомлинский справедливо отмечал: «Семья- та первичная среда, где человек учится творить добро».

Обязанность педагога — донести до родителей мысль о том, что развитие ребёнка осуществляется успешно при условии гармоничного сочетания всех сторон воспитания, всех приёмов и методов.

Дошкольное учреждение, если воспитательно — образовательный процесс в нём построен грамотно, имеет уникальную возможность постоянного общения с социумом, взаимодействия с родителями. Нисколько не умаляя значение консультаций, семинаров, родительских собраний, наглядной информации, считаем, что приоритетную роль в работе с семьёй могут иметь совместные занятия, праздники, спортивные развлечения, где всё происходит живо, интересно и творчески, где сама атмосфера способствует раскрытию неожиданных талантов, как детей, так и их родителей. В такой обстановке происходит единение взрослых и малышей, в итоге формируется единый коллектив, членам которого интересно встречаться, обсуждать проблемы группы, находить пути их решения. Родители всё чаще начинают анализировать собственные действия, видеть даже в мелочах педагогическое явление, подходить к воспитанию как к серьёзному и целенаправленному процессу.

Подготовка и проведение совместных занятий и развлечений в детском саду — это возможность актуализировать творческий потенциал взрослых и детей. Сама организация таких мероприятий отличается не только внешними средствами активизации творческой деятельности, но и глубинным процессам обращения к личным качествам: коммуникабельности, субъективности, креативности.

В период подготовки совместных мероприятий наравне со специалистами детского сада активную роль играют родители. Они получают или выбирают определённые задания, которые необходимо выполнить: учат сценарии, выступают в качестве персонажей, находят стихотворения по заданной теме, учат песни, шьют костюмы, маски, декорации и т.д.

В день проведения занятия или праздника создаётся необычная, эмоционально приподнятая атмосфера, положительный психологический настрой всех участников должен соответствовать целям мероприятия. Совместные праздники могут способствовать укреплению семейных связей через общее творчество, помогут в игровой, занимательной форме донести до родителей интересы и переживания ребёнка, познакомить их с тем, что происходит в детском саду, сделать активными единомышленниками.

Если такие встречи станут доброй традицией, то в лице родителей педагоги будут иметь хороших союзников во всех начинаниях дошкольного учреждения. Поэтому, я разработала проект   воспитания, образования детей  который станет ориентиром, как для воспитателей, так и для родителей.

        

 Основными задачами проекта является:

 — оказание содействия в социализации и успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности;

—    вовлечение родителей в процесс обучения, воспитания и оздоровления детей;

— обучение родителей способам применения различных видов игровых средств и оборудования, организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;

Целевая аудитория –дети раннего возраста (2-3 лет), педагоги, методист, музыкальный руководитель и родители.

Наш проект будет реализовываться по трем направлениям: игровое, творческое, музыкальное. Благоприятная эмоциональная атмосфера встреч способствует установлению доверительных отношений педагогов с родителями.

Встречи будут проходить 2 раза в месяц во второй половине дня. Учитывая психологические особенности детей 2-3 лет, встречи регламентированы до 30 минут.

Целью реализации проекта является укрепление процесса взаимодействия ДОУ и семьи в рамках проблемы образования, воспитания и сохранения здоровья детей младшего дошкольного возраста.

Задачами взаимодействия ДОУ и семьи в этом процессе являются:

  организация непрерывного процесса взаимодействия коллектива ДОУ и родителей, направленного на обучения и воспитания детей;

  формирование единого полноценного развивающего пространства в семье и ДОУ;

  обеспечение благоприятного процесса адаптации детей в ДОУ;

  пропаганда создания в семье психологически комфортной среды.

В проекте предусмотрена разнообразная по организации и формам проведения работа, направленная на реализацию цели и обогащение воспитательного опыта родителей, создание основы рациональной организации жизнедеятельности детей в семье и ДОУ.

Алгоритм совместной работы ДОУ и семьи в нашем проекте представлен следующим образом:

  организация совместных интегрированных занятий, праздников, мероприятий;

  освещение передового опыта совместной работы детского сада и семьи в информационных уголках для родителей.

            Материал распределен по разделам в соответствии с развитием детей и их образом жизни, формам взаимодействия ДОУ и семьи. Система взаимодействия ДОУ и семьи выстроена в проекте на основе принципов дошкольной педагогики:

  Целенаправленности, систематичности, плавности;

  Учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;

  Педагогической поддержки, профессионального сотрудничества;

  Субъект-субъектного отношения;

  Открытости и доброжелательности.

Методически грамотное, организованное взаимодействие с родителями, при условии равносторонней заинтересованности, должно дать положительный результат.

 

 

Ожидаемый результат:

1.      В результате реализации проекта и проведение совместного участия родителей и педагогов детского сада в процессе обучения, воспитания детей младшего дошкольного возраста повысят образовательный уровень родителей в вопросах воспитания детей, появится интерес к жизни детей в детском саду.

2.      Обогатятся знания родителями способов применения различных видов игровых средств и оборудования во взаимодействии с детьми младшего дошкольного возраста

3.      Сформируется положительное отношение и доверие родителей к детскому саду.

4.      Проведенные конкурсы и мероприятия совместно с родителями расширят границы общения взрослого и ребенка, укрепится связь между поколениями.

5.      Игровая развивающая среда пополнится сюжетно-ролевыми и дидактическими играми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план

Раздел

Формы работы

Срок реализации

«Давайте познакомимся»


Игра

28 сентября

«Осеннее Чучело»


Сенотерапия

19 октября

«Осеннее волшебство»

Практическое занятие

26 октября

«Осень в гости к нам пришла»

Музыкальное развлечение

31 октября

Поделка из картона и пряжи

«Символ года — Дракоша»

Практическое занятие

            15 ноября

«С мамой в магазин игрушек»

+чаепитие

Музыкальное развлечение

30 ноября

Коллективная работа «Зимушка — зима» (рисование на обоях)


Практическое занятие с применением различных материалов

30 января

 «Вместе с папой»

 

Вечерний досуг

20 февраля

 

 «Когда папа был маленьким».

 

Практическое занятие. Изготовление сюрприз-плаката

21 февраля

«Вот какие мы большие»

Музыкальное развлечение

4 марта

Весёлый Колобок»

 

Музыкальное развлечение

17 апреля

«Моя семья».

Мастер-класс. Воздушные краски

            15 мая

Обратная связь: анкетирование родителей

 

 

 

Скачать статью

×
×