Автор: Бронникова Елена Николаевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 28 «Солнышко»
Проект
«Экологическая тропа »
(из опыта работы)
Бронникова Елена Николаевна,
воспитатель
МДОУ детский сад № 28 «Солнышко»
п. Целинный,2025г
«Экологическая тропа на территории ДОУ»
В наше время проблема экологического воспитания вышла на первый план. Ей уделяют все больше внимания во всём мире. Приоритетность экологического воспитания сегодня признана и всеми сферами образования, в том числе и дошкольным.
Дошкольный возраст – благоприятный этап в развитии экологической культуры человека, так как взрослых уже перевоспитывать крайне сложно, поэтому мы должны обратить внимание на подрастающее поколение. В этот период ребёнок становится личностью, формируется позитивное отношение к природе, окружающему миру. Появляется уникальная возможность формирования у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Проблема:
В ходе исследований, наблюдений за детьми изучая результаты, мы пришли к выводу, что дети хорошо знают представителей животного и растительного мира тропиков, тундры, саванны и других природных зон, и плохо знают представителей природы Забайкальского края. Данному аспекту уделялось недостаточно внимания ввиду отсутствия региональнальных методических рекомендаций по экологическому воспитанию.
Объект: изучение проблемы система регионального экологического образования дошкольников через создание экологической тропы.
Предмет: использование метода проекта в процессе регионального экологического образования детей дошкольного возраста.
Гипотеза: процесс регионального экологического образования детей дошкольного возраста с использованием проектной деятельности будет эффективным при соблюдении следующих условий:
— будет создана экологизированная предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения;
— экологическое образование будет более значимым в связи с внедрением регионального инновационного проекта. « Экологическое образование дошкольников в условиях природного и социокультурного окружения детского сада» программно – методического комплекса программа «Лучики»
— будут применяться разнообразные виды детской деятельности интегрированного характера.
Цель Проекта: Формирование целостных представлений о системе взаимосвязей живой и неживой природы, с включением регионального компонента Забайкальский край, с использованием экскурсий по экологической тропе.
В соответствии с целью были выдвинуты следующие задачи:
Образовательные:
-формировать систему элементарных экологических знаний, обогащать представления детей о природе Забайкальского края , о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе (на лугу, в лесу, селе, на участке ДОУ), о взаимодействии человека и природы.
Развивающие:
-развивать познавательную активность детей посредством опытов и экспериментов с объектами природы, поисково-исследовательскую деятельность детей, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
Воспитательные:
— воспитывать гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
— активизировать участие родителей в экологическом воспитании ребенка.
Этапы создания и оформления тропы:
1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов
3) составление перспективного плана работы на тропе
4) Составление паспорта всех точек тропинки.
6) Составление перспективного плана по работе с детьми на обьекте тропы.
Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада:
– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
Оформление тропинки и оборудование для организации наблюдений.
Планирование работы на экологической тропе осуществлялось с учетом сезонных изменений и местных условий, ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, видами труда в природе на участке ДОУ. Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе. Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка. Познакомить с разными объектами живой природы и показали ее взаимосвязь с окружающим миром. Сделать общение ребенка с природой безопасным . Творческая группа детально обследовала территорию ДОУ и выделили наиболее интересные объекты: «Цветник», «Деревья», « Кустарники», «Метеостанция» , «Столовая для птиц», «Мини — огород»,« Песочная лаборатория». К выбору объектов и их созданию мы привлекли взрослых и детей: выслушали их предложения, постарались учесть хотя бы некоторые из них. Тем самым мы дали детям возможность почувствовать свою причастность к созданию экологической тропы, дети стали по-особому относиться к ней, считают своей, проявляют больший интерес. Возле каждого объекта выставлена табличка с названием. Информация на табличках короткая и выразительная.
Создавая экологическую тропу на территории детского сада, мы постарались максимально использовать видовое богатство деревьев, кустарников, трав, которые в течение 30 лет бережно сохранялись не одним поколением сотрудников и родителей. Мы включили в план экологической тропы разные породы деревьев, кустарников. На их примере можно показать отличия разных жизненных форм растений. Это помогает педагогам знакомить детей с представителями местной флоры и фауны, лесными и луговыми экосистемами. Мы представили и разнообразие насекомых, млекопитающих, с определенными растениями условиями питания и проживания.
В результате реализации проекта:
— значительно вырос уровень экологических знаний о природе Забайкальского края,
— повысился уровень познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;- улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;
• повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы
Перспективный план по маршруту экологической тропы
Региональный компонент
( подготовительная группа.)
Реализация проекта Карта- схема «Экологической тропы» Планирование работы на экологической тропе осуществлялось с учетом сезонных изменений и местных условий, ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, видами труда в природе на участке ДОУ. Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе. Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка. Познакомить с разными объектами живой природы и показали ее взаимосвязь с окружающим миром. Сделать общение ребенка с природой безопасным . Творческая группа детально обследовала территорию ДОУ и выделили наиболее интересные объекты: — «Цветник» — «Деревья» — « Кустарники» — «Метеостанция» — «Столовая для птиц» — «Мини — огород» — « Песочная лаборатория»
Перспективный план по маршруту экологической тропы Региональный компонент
( подготовительная группа.)
|
Перспективный план работы на учебный год
сентябрь
Неделя |
Тема |
Программное содержание |
Материал, оборудование |
1 Н Е Д Е Л Я |
«Цветущие растения»
|
Закрепить названия4-5 цветущих растений. Познакомить детей с разнообразием видов растений в природе Забайкалья.Уточнить части растений и их функции. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
|
Д./и. «Путаница», коробочки, модели «Что нужно растениям», «Как ухаживать за растениями».
|
2 Н Е Д Е Л Я |
«Наш дом — природа»
|
Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. |
Глобус, природный материал.
|
на октябрь
Неделя |
Тема |
Программное содержание |
Материал, оборудование |
1 Н Е Д Е Л Я |
«Осенние изменения в неживой природе Забайкальского края»
|
Познакомить с комплексом характерных явлений неживой природы и их сезонными изменениями (день укорачивается, становиться холоднее, часто идут дожди, дуют холодные ветры). Уточнить зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе. |
Календарь природы, д./и. «Когда это бывает?», иллюстрации осени. |
2 Н Е Д Е Л Я |
«– экосистема» (экскурсия)
|
Закрепить правила поведения в природе. Учить находить связь растений с насекомыми.Уточнить знания: влияние света, тепла, воды на жизнь растений. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту родного края, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. |
Работа на тропе Модели поведения в природе, пакеты для мусора, корзинки.
|
3 Н Е Д Е Л Я |
«Овощи на нашем столе» |
Учить детей принимать посильное участие в труде взрослых: подготовке огорода к зиме, заготовке земли для огорода на окне. Знакомить с трудом людей по сбору овощей, в огородах забайкальского края. |
Овощи помидоры, огурец, кабачок, |
4 Н Е Д Е Л Я |
«Кто главный в лесу?»
|
Учить распознавать 5-6 деревьев, 3-4 кустарника Забайкальского края. Закрепить, главное звено в лесу – растение. Уточнить последствия уничтожения деревьев. Воспитывать бережное отношение к лесу.
|
Работа на тропе Модель этажей леса, д./и. «Что в лесу растёт?», «Кто в лесу живёт?» |
на ноябрь
Неделя |
Тема |
Программное содержание |
Материал, оборудование |
1 Н Е Д Е Л Я |
«Хлеб всему голова»
|
Расширить представления детей о культурных растениях поля (злаках) и их выращивании. Учить понятию «культурные растения». Прививать уважение к труду хлеборобов, хлебу.
|
Колосья пшеницы и ржи, иллюстрации труда хлеборобов
|
2 Н Е Д Е Л Я |
«Я и природа» |
Формировать представления о неразрывной связи человека с природой /человек – часть природы. Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Воспитывать у детей любовь к природе родного края, стремление заботиться о растениях и животных. |
Дидактическая игра «Природа –не природа», «Угадай, что в мешочке», мешки для мусора. |
3 Н Е Д Е Л Я |
«Как растения готовятся к зиме» (целевая прогулка)
|
Учить распознавать и называть по листьям и плодам 5-6 деревьев, 3-4 кустарника, 4-5 садовых цветущих растений.Уточнить сезонные изменения в жизни растений: расцвечивание листвы, плоды, листопад, замирание листьев. Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Воспитывать у детей любовь к природе родного края, стремление заботиться о растениях.
|
Д./и. «Узнай дерево», «С какой ветки детки?», модели «Что нужно растениям».
|
4 Н Е Д Е Л Я |
«Перелётные птицы» |
Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах.Показать связь птиц со средой обитания.Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. |
Иллюстрации птиц, аудиозапись птичьих голосов, маски-шапочки. |
на декабрь
Неделя |
Тема |
Программное содержание |
Материал, оборудование |
1 Н Е Д Е Л Я |
«Знакомим детей с почвой»
|
Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли: «живая земля». Загрязнение почвы, возможные последствия. Необходимость охраны почвы.
|
Ящики с почвой, семена , лопатки, фартуки |
2 Н Е Д Е Л Я |
«Как животные проводят зиму в лесу?»
|
Закрепить значение внешних факторов в жизни животных Забайкальского края. Трудные условия жизни в холодный период. Уточнить, питание животных зимой, способы передвижения, места обитания, трудные условия жизни в холодный период. Сезонные изменения в жизни животных Забайкальского края. Воспитывать любовь и сочувствие к животным. |
Модель «Дикие животные», д./и. «Угадай, где я живу», «Чей детёныш?», Презентация «следы животных», рисунки животных |
3 Н Е Д Е Л Я |
«Солнце –большая звезда»
|
Дать представление о Солнце как о звезде. Уточнить знания о строении солнечной системы. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, эвристические суждения |
Составление плаката «Солнечная система», видиотека «География для самых маленьких», д./и. |
4 Н Е Д Е Л Я |
«Почему бывают разные времена года» |
Формировать представление солнце – источник света и тепла.Доступно объяснить как происходит смена времен года. Закреплять знания о сезонных изменениях в Забайкальском крае. Показать детям роль Солнца в жизни человека |
Открытое занятие «Солнечная система», иллюстрации, мультимедийная презентация. |
на январь
Неделя |
Тема |
Программное содержание |
Материал, оборудование |
1 Н Е Д Е Л Я |
«Круговорот воды в природе» «Это волшебница — вода»
|
Продолжать знакомить детей с тремя агрегатными состояниями воды. Выявить взаимоотношения воды, снега и льда. Закрепить основные свойства воды, льда, снега, пара. Дать знания об исследованиях воды человеком. |
Вода, ёмкости, иллюстрации, модель «Круговорот» Использование Лепбук «Забайкальский край» |
2 Н Е Д Е Л Я |
«Вода и её загрязнение» |
Сформировать понимание, что от качества воды зависит жизнь и здоровье всего живого, необходимости в экономии воды. Развивать способность анализировать и обобщать, коммуникативность. Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение друг к другу. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам. |
Экологическая сказка «Как люди речку обидели». «О воде живой и мертвой»,«Берегите воду». |
3 Н Е Д Е Л Я |
«Приборы – помощники» |
Познакомить с термометром, его устройством: для чего он используется, как действует. Измерение температуры воздуха. Доступно объяснить о положительной и отрицательной температуре. Познакомить с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, биноклем, телескопом. Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками. Воспитывать аккуратность при работе с приборами. |
Комнатный, водный, медицинский термометры, модели термометра, вода холодная и горячая, лёд, лупы, бинокль, микроскоп, иллюстрации. |
4 Н Е Д Е Л Я |
«Через добрые дела можно стать юным экологом»
|
Дать детям новое понятие – экология, эколог. Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах. Воспитывать у детей стремление заботиться об окружающей природе.
|
Правила поведения человека в природе. Роль человека в природно-охранительной работе. Модель «Сухое дерево».газета «Уроки доброты»
|
на февраль
Неделя |
Тема |
Программное содержание |
Материал, оборудование |
1 Н Е Д Е Л Я |
«Комнатные растения – живой организм»
. |
Объяснить понятие «комнатные растения».Учить узнавать и называть 5-6 комнатных растений по форме, окраске листьев, цветов, стеблей. Показать приспособления растений к климатическим условиям Забайкалья. Воспитывать любовь и заботу к растениям. Показать зависимость роста комнатных растений от условий. |
Наблюдение в экологической комнате 5-6 комнатных растений с различными стеблями, листьями, цветами. Лейки с водой, салфетки для протирания листьев. Модели «Что нужно растениям?», «Как ухаживать за комнатнымираст-ми |
2 Н Е Д Е Л Я |
«Зимние явления в неживой природе» |
Уточнить и закрепить знания детей о зимних явлениях в неживой природе забайкальского края: холодно, дует холодный, порывистый ветер, зима длинная. Развивать способность анализировать и обобщать, коммуникативность. Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение друг к другу. |
Работа на экологической тропе Модель «Времена года», видеотека «Как лето зиму сменяет», д./и. «Как солнце обогревает планеты». Иллюстрации зимы и зимних явлений. |
3 Н Е Д Е Л Я |
«Беседа о зимующих птицах»
|
Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам.Сезонные изменения в жизни птиц. Воспитывать любовь и заботу. Обобщение знаний детей о зиме. Показать зависимость всего живого от условий окр. среды. |
Дидактическая игра по классификации птиц. Иллюстрации зимующих птиц. Наблюдение на тропе «Птичья столовая»
|
4 Н Е Д Е Л Я |
«Мой край родной, заповедные места» |
Формировать знания о заповедниках Забайкальского края. Продолжать изучение «Красной книги Забайкальского края». Показать необходимость охраны редких видов животных и растений. Воспитывать бережное отношение к природе родного края. |
Экскурсия в сельскую библиотеку .«Красная книга», иллюстрации редких животных и растений, видеофильм «Красная книга Забайкалья» |
на март
Неделя |
Тема |
Программное содержание |
Материал, оборудование |
1 Н Е Д Е Л Я |
«Весенние явления в неживой природе»
|
Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи, появление, проталин и сосулек, взаимосвязь с живой природой. Подвести к пониманию, что весна в Забайкалье приходит позже, чем в южные и центральные регионы. Упражнять в сравнении признаков зимы и весны.
|
Модель «Влияние света, тепла, воды на жизнь», иллюстрации зимы и весны, презентация «Времена года», д./и. «Когда это бывает?».
|
2 Н Е Д Е Л Я |
«Размножение растений»
|
Закреплять представления детей о потребности растения в свете и тепле как необходимых условиях его развития. Поощрять желание трудиться. Закрепить представления что семя – конечная стадия роста однолетнего растения, для продолжения жизни. Формировать представления о том, как нужно ухаживать за растениями. Учить пересаживать комнатные растения.Познакомить со способами вегетативного размножения комнатных растений (черенками, усами, листьями)Воспитывать аккуратность, трудолюбие, интерес к посадке, любовь. |
Работа в экологической комнате Кашпо с землей, черенки, побеги, листовые черенки, семена растений, лейки, палочки для рыхления, лопатки, модели «Что нужно растениям», «Как ухаживать за раст». |
3 Н Е Д Е Л Я |
«Зеленая служба Айболита: посев семян на рассаду»
|
Закрепление навыков по уходу за комнатными растениями. Показать зависимость роста растений от условий окружающей среды, болезни и вредители растений Учить детей определению хорошего или плохого состояния растений по внешним признакам, выявлению недостающих условий, способам ухода, которые могут их восполнить.
|
«Огород на подоконнике». Семена, ящики с землёй, лопатки, палочки для рыхления, лейки, модели «Что нужно растениям», «Как ухаживать за растениями». |
4 Н Е Д Е Л Я |
«Встречаем птиц»
|
Совершенствовать знания о перелетных птицах. Уточнить особенности строения птиц, сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов) Первый прилет стрижей, ласточек, скворцов…; затем водоплавающих уток, гусей. Классификация птиц: насекомоядные, водоплавающие, хищные, всеядные.
|
Обучающий видеофильм, звукозапись «Голоса птиц», иллюстрации птиц, модель «Признаки птиц».
|
на апрель
Неделя |
Тема |
Программное содержание |
Материал, оборудование |
1 Н Е Д Е Л Я |
«Мы в ответе за тех, кого приручили»
|
Познакомить с новыми сведениями о жизни домашних животных , рассказать, как за ними ухаживать. Обобщить представления о том, что животные, растения – живые существа и нуждаются в определенных условиях жизни, удовлетворяющих их потребности.
|
Д./и. «Кто, чем питается». Модель ухода за домашними животными. |
2 Н Е Д Е Л Я |
«Земля – живая планета» |
Жизнь на Земле, общие условия для растений, животных и людей.Закрепить экологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природе Воспитывать чувство гордости за свою планету: она единственная в Солнечной системе «живая» планета, является общим домом для всего живого, этот дом надо беречь. |
Листы, карандаши, краски, глобус. Дидактическая игра « Где чей дом?». Выпуск листовок, рисунки «Сбережем планету нашу». |
3 Н Е Д Е Л Я |
«Планета Земля в опасности»
|
Дать представление о планете Земля, об обитателях Земли.Закреплять представления, чтобы сохранить нашу планету, надо с детства любить природу, изучать её, бережно с ней обращаться.Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность. Формировать потребность и желание жить в гармонии с природой. |
Глобус, обучающие видеофильмы, знаки поведения в природе. Маски-шапочки животных. Иллюстрации редких животных и растений.
|
4 Н Е Д Е Л Я |
«Этот удивительный мир насекомых» |
Уточнить и углубить знания детей о многообразии насекомых. Способствовать формированию знаний о сезонных изменениях в жизни насекомых, о сроках пробуждения насекомых: пчелы, жуки, бабочки, муравьи, комары. |
Иллюстрации с изображением насекомых, картинки. |
на май
Неделя |
Тема |
Программное содержание |
Материал, оборудование |
1 Н Е Д Е Л Я |
«Беседа о Весне»
|
Учить видеть сезонные изменения в природе.Углубить, уточнить и закрепить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы; о весенних работах на огороде, в поле. Продолжать учить детей ведению календаря природы.
|
Работа на экологической тропе наблюдения «Весна», иллюстрации с изображением весны, д./и. «Когда это бывает?», календарь природы
|
2 Н Е Д Е Л Я |
«День туриста» |
Продолжать учить детей устанавливать связи и зависимости между изменениями в живой и неживой природе. Закреплять экологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природе, умения вести себя на природе: не ломать кустов и деревьев, не оставлять в местах отдыха мусор. Учить замечать деревья и кустарники с первыми листьями. Закреплять знания о периодах наступления весны в Забайкальском крае; о разнообразии видов растений в природе, их характерные признаки, названия. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, любовь к родному краю. |
Рюкзак с сух.пойком, палатка, Опорные картинки, схемы. Иллюстрации с изображением весны, д./и. «Когда это бывает?», . |
3 Н Е Д Е Л Я |
«Растения весной»
|
Учить детей наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава.Уточнить и расширить знания детей о разнообразии видов растений в Забайкальском крае.Закреплять знание названий растений. Продолжать формировать знания о растительном мире Забайкалья. Развивать способности анализировать и сравнивать: дерево – куст, куст – трава. Воспитывать эстетическое отношение к растениям. |
Наблюдения на экологической тропе «Растения весной», картины и иллюстрации с изображением весны и растений. Обсуждение и проигрывание ситуаций
|
Оценка результатов деятельности дошкольников в условиях эксперимента
Анализ результатов диагностики экологической воспитанности подготовительной группы показывает:Повысился уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы .Значительно возрос уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы. Активизировалась природоохранная деятельность, повысилась экологическая культура, экологическое самосознание у детей. Дети стали активнее проявлять инициативу, предлагать собственные идеи и самостоятельно их реализовывать. Кроме того, заметно изменилось отношение детей к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе всё связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и среда — неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.
Особую заботу дети стали проявлять за комнатными растениями в экологической комнате. Все дети, которые испытывают активный интерес, желание, стремление участвовать в работе, ухаживают не только во время своего дежурства в уголке природы, но и помогают другим детям в другие дни. На занятиях по экологии дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые воспитатель с удовольствием отвечает. Знания, полученные на занятиях, дети проверяют в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное — познавательное и игровое, занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленных в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными. Все дети знают, что человек и природа неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе родного края, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.
Вывод:
Разработанный нами комплекс мероприятий по формированию экологической культуры на экологической тропе дошкольников в условиях региональности на занятиях по ФМКЦ , в режимных моментах, наблюдений на прогулках достаточно эффективен.
Перспектива развития экологического проекта:
1. Создание уголков природы разных климатических поясов.
2. Уголок «Замечательный сорняк».
3. Оформление вместе с детьми «Жалобной книги природы».
4. Разработать дополнительные обьекты по экологической тропе, в летний период.