Проект «Экологическая тропа «

Автор: Бронникова Елена Николаевна

                                              Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 28 «Солнышко»

 

 

 

Проект

«Экологическая тропа »

(из опыта работы)

 

 

                                                                                                         Бронникова Елена Николаевна,

                                                                                                                                       воспитатель

                                                                                                                            МДОУ детский сад № 28 «Солнышко»

 

 

п. Целинный,2025г

 

                                          «Экологическая тропа на территории ДОУ»

     В наше время проблема экологического воспитания вышла на первый план. Ей уделяют все больше внимания во всём мире. Приоритетность экологического воспитания сегодня признана и всеми сферами образования, в том числе и дошкольным.

Дошкольный возраст – благоприятный этап в развитии экологической культуры человека, так как взрослых уже перевоспитывать крайне сложно, поэтому мы должны обратить внимание на подрастающее поколение. В этот период ребёнок становится личностью, формируется позитивное отношение к природе, окружающему миру. Появляется уникальная возможность формирования у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

 

 Проблема:

В ходе  исследований, наблюдений за детьми изучая результаты, мы пришли к выводу, что дети хорошо  знают представителей животного и растительного мира  тропиков, тундры, саванны и других природных зон, и плохо знают представителей природы Забайкальского края. Данному аспекту уделялось  недостаточно внимания ввиду отсутствия региональнальных методических рекомендаций  по экологическому воспитанию.

Объект: изучение проблемы система регионального  экологического образования дошкольников через создание экологической тропы.

Предмет: использование метода проекта в процессе регионального экологического образования детей дошкольного возраста.

Гипотеза: процесс  регионального экологического образования детей дошкольного возраста с использованием проектной деятельности  будет эффективным при соблюдении следующих условий:

— будет создана экологизированная предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения;

— экологическое образование будет более значимым в связи с внедрением регионального инновационного проекта. « Экологическое образование дошкольников в условиях природного и социокультурного окружения детского сада» программно – методического комплекса программа «Лучики» 

— будут применяться разнообразные виды детской деятельности интегрированного характера.

Цель Проекта: Формирование целостных представлений   о системе взаимосвязей живой и неживой природы, с включением регионального компонента  Забайкальский край, с использованием экскурсий по экологической тропе.

 

В соответствии с целью  были выдвинуты следующие задачи:

Образовательные:

-формировать систему элементарных  экологических знаний, обогащать представления детей о природе Забайкальского  края , о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе (на лугу, в лесу,  селе, на участке ДОУ), о взаимодействии человека и природы.

Развивающие:

-развивать познавательную активность детей посредством опытов и экспериментов с объектами природы, поисково-исследовательскую деятельность детей, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности. 

Воспитательные:

— воспитывать гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

 — активизировать участие родителей в экологическом воспитании ребенка.

Этапы создания и оформления тропы:

1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов

3) составление  перспективного плана работы на тропе

4) Составление паспорта всех точек тропинки.

6) Составление перспективного плана по работе с детьми на обьекте тропы.

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада:

– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

 

Оформление тропинки и оборудование для организации наблюдений.

Планирование работы на экологической тропе осуществлялось с учетом сезонных изменений и  местных условий, ознакомление детей с яркими объектами  растительного и животного мира, видами труда в природе на участке ДОУ. Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.  Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка. Познакомить  с разными объектами живой природы и показали  ее взаимосвязь с окружающим миром. Сделать общение ребенка с природой безопасным . Творческая  группа детально обследовала  территорию  ДОУ и выделили наиболее интересные объекты:  «Цветник», «Деревья», « Кустарники», «Метеостанция» , «Столовая  для птиц», «Мини — огород»,« Песочная лаборатория». К выбору объектов и их созданию мы привлекли взрослых и детей: выслушали их предложения, постарались учесть хотя бы некоторые из них. Тем самым мы дали детям возможность почувствовать свою причастность к созданию экологической тропы, дети стали по-особому относиться к ней, считают своей, проявляют больший интерес. Возле каждого объекта выставлена табличка с названием. Информация на табличках короткая и выразительная.

Создавая экологическую тропу на территории детского сада, мы постарались максимально использовать видовое богатство деревьев, кустарников, трав, которые в течение 30 лет бережно сохранялись не одним поколением сотрудников и родителей. Мы включили в план экологической тропы разные породы деревьев, кустарников. На их примере можно показать отличия разных жизненных форм растений. Это помогает педагогам знакомить детей с представителями местной флоры и фауны, лесными и луговыми экосистемами. Мы представили и разнообразие насекомых,  млекопитающих, с определенными растениями условиями питания и проживания.

В результате реализации проекта:

— значительно вырос уровень экологических знаний о природе  Забайкальского  края,

—  повысился уровень познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;- улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;

• повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план по маршруту экологической тропы

Региональный компонент

( подготовительная группа.)

Реализация проекта

Карта- схема «Экологической тропы»

Планирование работы на экологической тропе осуществлялось с учетом сезонных изменений и местных условий, ознакомление детей с яркими объектами  растительного и животного мира, видами труда в природе на участке ДОУ. Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.  Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка. Познакомить  с разными объектами живой природы и показали  ее взаимосвязь с окружающим миром. Сделать общение ребенка с природой безопасным . Творческая  группа детально обследовала  территорию  ДОУ и выделили наиболее интересные объекты:

 —  «Цветник»          

—  «Деревья»                 

—  « Кустарники»

— «Метеостанция»

—  «Столовая  для птиц»

—  «Мини — огород»

— « Песочная лаборатория»

 

 

 

Перспективный план по маршруту экологической тропы

Региональный компонент

 

                                                                     ( подготовительная группа.)

Название цикла

Цель

Объекты наблюдения

«Цветник»

— уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста;

— прогулка и наблюдение за появлением растений в весеннее время, ростам, цветением, рассматривание цветов, листьев, сравнение разных растений на протяжении весенних и летних месяцев

-рассматривание и сбор растений  для гербария

-беседы с детьми о целебных свойствах каждого растения

— игры с детьми «Мы — растения», «чей листочек», загадки о цветах.

— сенсорное развитие детей

 

Многолетние и однолетние

цветущие растения:  календула, георгины, гладиолусы.

«Кустарники»

 

 -учить детей различать деревья и кустарники по внешним признакам;

-экскурсии и наблюдения за кустами в разные времена года
исследование внешних особенностей: лист, ствол, цветы и т. п.,

— чем отличаются от деревьев, общее и отличие кустов между собой

.

Ива;

Акация;

Дикая яблоня

«Деревья»

-систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях;

— проведение исследований:  измерение высоты, толщины деревьев, рисование тени дерева

— сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений

 

 

Тополь

«Метеостанция»

-метеоплощадка со специальным оборудованием служит обучению детей элементарному экспериментированию и прогнозированию состояния погоды. 

учить детей наблюдать за изменениями погоды, анализировать, обобщать, делать выводы.

— вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы. 

Ветер

погода

время

«Столовая для птиц»

— углубить знания детей о перелётных и зимующих птицах, их образе жизни

-сформировать представления о роли птиц в жизни леса

-воспитывать бережное отношение к птицам

-кормление птиц

-слушание пения  птиц                — слушание пения разных птиц в записи

 

Птицы:

голуби,

воробьи,

вороны,

сороки.

Домики для птиц, гнёзда птиц на деревьях.

«Мини — огород»

— территория огорода                   — грядки на огороде                      —  наблюдение за работой взрослых уход за посаженными растениями

— обозначение на грядках  

          -опытная деятельность                   исследовательская                                   деятельность                                    наблюдение за ростом растений 

— сорняки

 

Редис

лук

укроп

«Песочная лаборатория»

Объект включает столы и скамейки для детей, песочницу, различные материалы для проведения опытов и экспериментов (песок, вода, глина, почва, камешки, шишки и другой природный и бросовый материал), выносной материал  оборудование (лупы, различные емкости, мерные стаканы, ложки, весы, игрушки для игр с водой и песком, бумага, карандаши для зарисовок, папки с картотекой опытов и экспериментов с детьми .

выбираем  из картотеки опытов и экспериментов 1-2 задания, проверяем наличие необходимого для их проведения материала. По окончании эксперимента педагог помогает детям сделать выводы, систематизировать представления. По результатам опытов и экспериментов дети могут выполнять зарисовки.

 

 

 

 вода, песок, глина, почва, камни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план работы на учебный год

 сентябрь

 

Неделя

Тема

Программное содержание

Материал, оборудование

 

1

Н

Е

Д

Е

Л

Я

«Цветущие растения»

 

 

 

 

Закрепить названия4-5 цветущих растений. Познакомить детей с разнообразием видов растений в природе Забайкалья.Уточнить части растений  и их функции. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

 

Д./и. «Путаница», коробочки, модели «Что нужно растениям», «Как ухаживать за растениями».

 

 

2

Н

Е

Д

Е

Л

Я

«Наш дом — природа»

 

 

 

 

Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Глобус, природный материал.

 

                                                                                 

 

 на октябрь

 

Неделя

Тема

Программное содержание

Материал, оборудование

 

1

Н

Е

Д

Е

Л

Я

 «Осенние изменения в неживой природе Забайкальского края»

 

 

 

 

Познакомить с комплексом характерных  явлений неживой природы и их сезонными изменениями (день укорачивается, становиться холоднее, часто идут дожди, дуют холодные ветры). Уточнить зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе.

Календарь природы, д./и. «Когда это бывает?», иллюстрации осени.

 

2

Н

Е

Д

Е

Л

Я

«– экосистема»

(экскурсия)

 

 

Закрепить правила поведения в природе. Учить находить связь растений с насекомыми.Уточнить знания: влияние света, тепла, воды на жизнь растений. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту родного края, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Работа на тропе Модели поведения в природе, пакеты для мусора, корзинки.

 

 

   3

Н

Е

Д

Е

Л

Я

«Овощи  на нашем столе»

Учить детей принимать посильное участие в труде взрослых: подготовке огорода к зиме, заготовке земли для огорода на окне. Знакомить с трудом людей по сбору овощей,  в огородах забайкальского края.

 Овощи помидоры, огурец, кабачок,

4

Н

Е

Д

Е

Л

Я

«Кто главный в лесу?»

 

 

 

 

Учить распознавать    5-6 деревьев,

3-4 кустарника Забайкальского края. Закрепить, главное звено в лесу – растение. Уточнить последствия уничтожения деревьев. Воспитывать бережное отношение к лесу.

 

Работа на тропе

Модель этажей леса, д./и. «Что в лесу растёт?», «Кто в лесу живёт?»

 

 

 на ноябрь

 

Неделя

Тема

Программное содержание

Материал, оборудование

1

Н

Е

Д

Е

Л

Я

  «Хлеб всему голова»

 

 

 

Расширить представления детей о культурных растениях поля (злаках) и их выращивании. Учить понятию «культурные растения». Прививать уважение к труду хлеборобов, хлебу.

 

Колосья пшеницы и ржи, иллюстрации труда хлеборобов

 

2

Н

Е

Д

Е

Л

Я

 

 «Я и природа»

Формировать представления о неразрывной связи человека с природой /человек – часть природы. Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности.  Воспитывать у детей любовь к природе родного края, стремление заботиться о растениях и животных.

Дидактическая игра

«Природа –не природа»,

«Угадай, что в мешочке», мешки для мусора.

3

Н

Е

Д

Е

Л

Я

«Как растения готовятся к зиме»

(целевая прогулка)

 

 

 

 

Учить распознавать и называть по листьям и плодам 5-6 деревьев, 3-4 кустарника, 4-5 садовых цветущих растений.Уточнить сезонные изменения в жизни растений: расцвечивание листвы, плоды, листопад, замирание листьев. Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности.  Воспитывать у детей любовь к природе родного края, стремление заботиться о растениях.

 

Д./и. «Узнай дерево», «С какой ветки детки?», модели «Что нужно растениям».

 

4

Н

Е

Д

Е

Л

Я

«Перелётные птицы»

Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах.Показать связь птиц со средой обитания.Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам.

Иллюстрации птиц, аудиозапись птичьих голосов, маски-шапочки.

 

 

 

 

 на декабрь

Неделя

Тема

Программное содержание

Материал, оборудование

1

Н

Е

Д

Е

Л

Я

«Знакомим детей с почвой»

 

 

 

Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли: «живая земля». Загрязнение почвы, возможные последствия. Необходимость охраны почвы.

 

Ящики с почвой, семена , лопатки, фартуки

2

Н

Е

Д

Е

Л

Я

  «Как животные проводят зиму в лесу?»

 

 

 

Закрепить значение внешних факторов в жизни животных Забайкальского края. Трудные условия жизни в холодный период. Уточнить, питание животных  зимой, способы передвижения, места обитания, трудные условия жизни в холодный период. Сезонные изменения в жизни животных Забайкальского края. Воспитывать любовь и сочувствие к животным.

Модель «Дикие животные»,  д./и. «Угадай, где я живу», «Чей детёныш?»,

Презентация

«следы животных», рисунки животных

3

Н

Е

Д

Е

Л

Я

«Солнце –большая звезда»

 

Дать представление о Солнце как о звезде.

Уточнить знания о строении солнечной системы. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, эвристические суждения

Составление  плаката «Солнечная система»,

видиотека

«География для самых маленьких»,

д./и.

4

Н

Е

Д

Е

Л

Я

    «Почему бывают разные времена года»

Формировать представление солнце – источник света и тепла.Доступно объяснить как происходит смена времен года. Закреплять знания о сезонных изменениях в Забайкальском крае.  Показать детям роль Солнца в жизни человека

Открытое занятие «Солнечная система», иллюстрации, мультимедийная презентация.

 

 

 на январь

 

Неделя

Тема

Программное содержание

Материал, оборудование

1

Н

Е

Д

Е

Л

Я

 «Круговорот воды в природе»

«Это волшебница — вода»

 

 

 

Продолжать знакомить детей с тремя агрегатными состояниями воды. Выявить взаимоотношения воды, снега и льда. Закрепить основные свойства воды, льда, снега, пара. Дать знания об исследованиях воды человеком.

Вода, ёмкости, иллюстрации,  модель «Круговорот»

Использование Лепбук «Забайкальский край»

2

Н

Е

Д

Е

Л

Я

«Вода и её загрязнение»

Сформировать понимание, что от качества воды зависит жизнь и здоровье всего живого, необходимости в экономии воды. Развивать способность анализировать и обобщать, коммуникативность. Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение друг к другу. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Экологическая сказка «Как люди речку обидели».

«О воде живой и мертвой»,«Берегите воду».

3

Н

Е

Д

Е

Л

Я

 

«Приборы – помощники»

Познакомить с термометром, его устройством: для чего он используется, как действует. Измерение температуры воздуха. Доступно объяснить о положительной и отрицательной температуре. Познакомить с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, биноклем, телескопом. Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками. Воспитывать аккуратность при работе с приборами.

Комнатный, водный, медицинский термометры, модели термометра, вода холодная и горячая, лёд, лупы, бинокль, микроскоп, иллюстрации.

4

Н

Е

Д

Е

Л

Я

«Через добрые дела можно стать юным экологом»

 

Дать детям новое понятие – экология, эколог. Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах. Воспитывать у детей стремление заботиться об окружающей природе.

 

Правила поведения человека в природе. Роль человека в природно-охранительной работе. Модель «Сухое дерево».газета «Уроки доброты»

 

 

 на февраль

 

Неделя

Тема

Программное содержание

Материал, оборудование

1

Н

Е

Д

Е

Л

Я

«Комнатные растения – живой организм»

 

 

.

Объяснить понятие  «комнатные растения».Учить узнавать и называть 5-6 комнатных растений по форме, окраске листьев, цветов, стеблей. Показать приспособления растений к климатическим условиям Забайкалья. Воспитывать любовь и заботу к растениям.

Показать зависимость роста комнатных растений от условий.

Наблюдение в экологической комнате

5-6 комнатных растений с различными стеблями, листьями, цветами. Лейки с водой, салфетки для протирания листьев. Модели «Что нужно растениям?», «Как ухаживать за комнатнымираст-ми

2

Н

Е

Д

Е

Л

Я

«Зимние явления в неживой природе»

Уточнить и закрепить знания детей о зимних явлениях в неживой природе забайкальского края: холодно, дует холодный, порывистый ветер, зима длинная. Развивать способность анализировать и обобщать, коммуникативность. Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение друг к другу.

Работа на экологической тропе

Модель «Времена года»,

 видеотека «Как лето зиму сменяет», д./и. «Как солнце обогревает планеты». Иллюстрации зимы и зимних явлений.

3

Н

Е

Д

Е

Л

Я

«Беседа о зимующих птицах»

 

 

Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам.Сезонные изменения в жизни птиц.

Воспитывать любовь и заботу. Обобщение знаний детей о зиме. Показать зависимость всего живого от условий окр. среды.

Дидактическая игра по классификации птиц. Иллюстрации зимующих птиц. Наблюдение на тропе «Птичья столовая»

 

4

Н

Е

Д

Е

Л

Я

 

 «Мой край родной, заповедные места»

Формировать знания о заповедниках Забайкальского края. Продолжать изучение «Красной книги Забайкальского края». Показать необходимость охраны редких видов животных  и растений. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Экскурсия в сельскую библиотеку

.«Красная книга», иллюстрации редких животных и растений, видеофильм «Красная книга Забайкалья»

 

                                                                 на март

 

Неделя

Тема

Программное содержание

Материал, оборудование

1

Н

Е

Д

Е

Л

Я

«Весенние явления в неживой природе»

 

Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи, появление, проталин и сосулек, взаимосвязь с живой природой. Подвести к пониманию, что весна в Забайкалье приходит позже, чем в южные и центральные регионы. Упражнять в сравнении признаков зимы и весны.

 

Модель «Влияние света, тепла, воды на жизнь», иллюстрации зимы и весны, презентация «Времена года», д./и. «Когда это бывает?».

 

2

Н

Е

Д

Е

Л

Я

 

 

  «Размножение растений»

 

Закреплять представления детей о потребности растения в свете и тепле как необходимых условиях его развития. Поощрять желание трудиться. Закрепить представления что семя – конечная стадия роста однолетнего растения, для продолжения жизни. Формировать  представления о том, как нужно ухаживать за растениями. Учить пересаживать комнатные растения.Познакомить со способами вегетативного размножения комнатных растений (черенками, усами, листьями)Воспитывать аккуратность, трудолюбие, интерес к посадке, любовь.

Работа в экологической комнате          Кашпо с землей, черенки, побеги, листовые черенки, семена растений, лейки, палочки для рыхления, лопатки, модели «Что нужно растениям», «Как ухаживать за раст».

3

Н

Е

Д

Е

Л

Я

«Зеленая служба Айболита: посев семян на рассаду»

 

 

Закрепление навыков по уходу за комнатными растениями. Показать зависимость роста растений от условий окружающей среды, болезни и вредители растений Учить детей определению хорошего или плохого состояния растений по внешним признакам, выявлению недостающих условий, способам ухода, которые могут их восполнить.

 

«Огород на подоконнике». Семена, ящики с землёй, лопатки, палочки для рыхления, лейки, модели «Что нужно растениям», «Как ухаживать за растениями».

4

Н

Е

Д

Е

Л

Я

«Встречаем птиц»

 

Совершенствовать знания о перелетных птицах. Уточнить особенности строения птиц, сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов) Первый прилет стрижей, ласточек, скворцов…; затем водоплавающих уток, гусей. Классификация птиц: насекомоядные, водоплавающие,  хищные, всеядные.

 

Обучающий видеофильм, звукозапись «Голоса птиц», иллюстрации птиц, модель «Признаки птиц».

 

 

на апрель

 

Неделя

Тема

Программное содержание

Материал, оборудование

1

Н

Е

Д

Е

Л

Я

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

 

Познакомить с новыми сведениями о жизни домашних  животных , рассказать, как за ними ухаживать. Обобщить представления о том, что животные, растения – живые существа и нуждаются в определенных условиях жизни, удовлетворяющих их потребности.

 

Д./и. «Кто, чем питается». Модель ухода за домашними животными.

2

Н

Е

Д

Е

Л

Я

 

 

 

 «Земля – живая планета»

Жизнь на Земле, общие условия для растений, животных и людей.Закрепить экологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природе Воспитывать чувство гордости за свою планету: она единственная в Солнечной системе «живая» планета, является общим домом для всего живого, этот дом надо беречь.

Листы, карандаши, краски, глобус. Дидактическая игра « Где чей дом?». Выпуск листовок, рисунки «Сбережем планету нашу».

3

Н

Е

Д

Е

Л

Я

«Планета Земля в опасности»

 

 

 

 

 

Дать представление о планете Земля, об обитателях Земли.Закреплять представления, чтобы сохранить нашу планету, надо с детства любить природу, изучать её, бережно с ней обращаться.Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность. Формировать потребность и желание жить в гармонии с природой.

Глобус, обучающие видеофильмы, знаки поведения в природе. Маски-шапочки животных. Иллюстрации редких животных и растений.

 

4

Н

Е

Д

Е

Л

Я

 «Этот удивительный мир насекомых»

Уточнить и углубить знания детей о многообразии насекомых. Способствовать формированию знаний о сезонных изменениях в жизни насекомых, о сроках пробуждения насекомых: пчелы, жуки, бабочки, муравьи, комары.

Иллюстрации с изображением насекомых, картинки.

 на май

 

Неделя

Тема

Программное содержание

Материал, оборудование

1

Н

Е

Д

Е

Л

Я

 «Беседа о  Весне»

 

 

 

 

Учить видеть сезонные изменения в природе.Углубить, уточнить и закрепить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы; о весенних работах на огороде, в поле. Продолжать учить детей ведению календаря природы.

 

Работа на экологической тропе наблюдения «Весна», иллюстрации с изображением весны, д./и. «Когда это бывает?», календарь природы

 

2

Н

Е

Д

Е

Л

Я

 

 

 

 

 

  «День туриста»

Продолжать учить детей устанавливать связи и зависимости между изменениями в живой и неживой природе. Закреплять экологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природе, умения вести себя на природе: не ломать кустов и деревьев, не оставлять в местах отдыха мусор. Учить замечать деревья и кустарники с первыми листьями. Закреплять знания о периодах наступления весны в Забайкальском крае; о разнообразии видов растений в природе, их характерные признаки, названия. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, любовь к родному краю.

Рюкзак с сух.пойком, палатка,

Опорные картинки, схемы. Иллюстрации с изображением весны, д./и. «Когда это бывает?»,  .

3

Н

Е

Д

Е

Л

Я

«Растения  весной»

 

 

 

 

 

Учить детей наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава.Уточнить и расширить знания детей о разнообразии видов растений в Забайкальском крае.Закреплять знание названий растений. Продолжать формировать знания о растительном мире Забайкалья. Развивать способности анализировать и сравнивать: дерево – куст, куст – трава. Воспитывать эстетическое отношение к растениям.

Наблюдения на экологической тропе «Растения весной», картины и иллюстрации с изображением весны и растений. Обсуждение и проигрывание ситуаций

 

 

 

                                   Оценка результатов деятельности дошкольников в условиях эксперимента

Анализ результатов диагностики экологической воспитанности подготовительной группы показывает:Повысился уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы .Значительно возрос уровень сформированности  экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы. Активизировалась  природоохранная деятельность, повысилась  экологическая культура, экологическое самосознание у  детей.   Дети стали активнее проявлять инициативу, предлагать собственные идеи и самостоятельно их реализовывать. Кроме того, заметно изменилось отношение детей к природным объектам. В процессе непосредственных  наблюдений за природой в сознание детей  заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе всё связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и среда — неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.

Особую заботу дети стали проявлять за комнатными растениями  в экологической комнате. Все дети, которые испытывают активный интерес, желание, стремление участвовать в работе, ухаживают  не только во время своего дежурства в уголке природы, но и помогают другим детям в другие дни. На занятиях по экологии дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые воспитатель с удовольствием отвечает. Знания, полученные на занятиях, дети проверяют в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное — познавательное и игровое, занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленных в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными. Все дети знают, что человек и природа неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе родного края, будет зависеть его дальнейшее существование на  Земле.

Вывод:

Разработанный нами комплекс мероприятий по формированию экологической культуры  на экологической тропе  дошкольников в условиях региональности на занятиях по ФМКЦ , в режимных моментах, наблюдений на прогулках  достаточно эффективен.

Перспектива развития экологического проекта:

1. Создание уголков природы разных климатических поясов.

2. Уголок «Замечательный сорняк».

3. Оформление вместе с детьми «Жалобной книги природы».

4.  Разработать   дополнительные  обьекты  по экологической тропе, в летний период.

 

 

 

 

×
×