Автор: Елена Васильевна Юдаева
Проект «Как прекрасен этот мир!»
Актуальность проекта.
Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуальны вопросы: каким должно быть общее образование, чтобы обеспечить решение стоящих перед ним задач? как оно должно вписываться в общую систему образования и самореализации российских граждан? Эти задачи, поставил перед нами Президент России Владимир Владимирович Путин в Послании Федеральному Собранию. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что обучать в школах необходимо не только достижениям прошлого, но и применять новейшие технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Моя задача, как учителя французского языка, состоит в том, чтобы постоянно поддерживать интерес к моему предмету и не только подготовить основу для формирования умений общаться на французском языке, но и приобщить учащихся к культуре страны изучаемого языка.
Мой инновационный проект называется «Как прекрасен этот мир!». Это исследовательский проект направлен на ознакомление учащихся с природой Швейцарии и Домбая. В процессе работы над проектом дети учатся анализировать и сравнивать, поисковой и познавательной деятельности, получают навыки самостоятельной творческой работы.
Проблемный анализ.
Основополагающий вопрос.
В чём единство и многообразие природы Швейцарии и Домбая?
Проблемные вопросы:
1.Что объединяет заповедники Швейцарии и Домбая?
2.Чем уникальны эти природные ландшафты?
3.Насколько разнообразна флора и фауна?
4.Какие виды спорта популярны как в Альпах, так и в горах Домбая?
Познавательные вопросы:
1. Какое национальное блюдом распространено как в Швейцарии, так и в Домбае?
2. Почему в Домбае воду можно пить прямо из реки?
3. Как сохранили тебердинский заповедник в трудные для страны 90-е годы?
4. Можно ли научить медведя петь и танцевать ?
Основная цель работы
Сформировать у учащихся
— основы личного мира знаний,
— основы лингвострановедческой и межкультурной компетенции посредством исследования многообразия и единства природы Швейцарии и Домбая.
Методические цели:
1. Применять разнообразные методы, приёмы формы взаимодействия учеников и учителя.
2. Формировать социокультурную компетенцию.
3. Составить представление о поисковой работе по теме «Единство и многообразие природы Швейцарии и Домбая».
Дидактические цели:
1. Приобретение новых знаний, навыков, умений и их творческое применение .
2. Развитие познавательного интереса к изучаемому языку.
3. Формирование коммуникативных компетенций . Расширение общего кругозора учащихся.
4. Привлечение внимания учащихся к особенностям природной зоны родного края.
5. Совершенствование аналитического мышления, умения оформлять и представлять результаты своей деятельности.
Гипотеза проекта .
Исследование природы Швейцарии и Домбая способствует формированию
— основ лингвострановедческой и межкультурной компетентности учащихся;
— навыков поиска, анализа и использования необходимой информации;
— собственного интеллектуального стиля учебной деятельности;
— мыслительной и познавательной деятельности;
— навыков самостоятельной работы.
Этапы работы над проектом.
1. Формулирование проблемы.
2. Определение темы проекта.
3. Постановка цели и разработка задач.
4. Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов.
5. Обсуждение плана работы учащихся и источников информации.
6. Работа в группах.
7. Защита полученных результатов.
8. Оценивание результатов учениками и учителем.
Аннотация проекта.
Разработка инновационного проекта «Как прекрасен этот мир!» является попыткой соединить несколько направлений в изучении французскому языку через приобщение учащихся к исследовательской работе и выявление особенностей природных ландшафтов Швейцарии и Домбая. В результате поисковой работы учащиеся установили, что флора и фауна Домбая и Швейцарии очень похожи: это горы, реки, развитие горнолыжного туризма. И у детей возник вопрос: Зачем тратить большие средства на поездку в страну Альп, если посещение Тебердинского заповедника и Домбая будет не менее интересным и познавательным.
Вся работа над проектом способствовала формированию лингвострановедческой компетентности, познавательной и исследовательской деятельности учащихся, воспитанию их эстетического вкуса и патриотического чувства.
Проект состоит из трех подпроектов.
Один подпроект предназначен для учащихся начального этапа обучения. В рамках изучения темы «Друзья природы» была сделана презентация ученицей 6А класса Аванесян Анной « Растительный и животный мир Теберды» и буклет «Флора и фауна Теберды » .
Второй подпроект «Как прекрасен этот мир!» носит исследовательский характер и предназначен для детей среднего школьного возраста. В данной работе дети детально исследуют природные ландшафты швейцарских Альп и Домбая, находят много общего, анализируют и делают выводы о том, что эти два далёких друг от друга региона очень похожи. Их объединяют горы, животный и растительный мир, климат и даже некоторые традиции. Он проводится в форме различных видов классной и внеклассной работы. Например, удачно вписывается в рамки проведения недели иностранного языка в школе, которая будет проводиться в марте, а также в формате изучения дополнительного программного материала.
Третий подпроект «Алло, Швейцария!» был выполнен в рамках изучения темы «Путешествуем по странам франкофонии» ученицей 11А класса Печеневой Анной и носит познавательный характер. В данной работе Аня детально исследует традиции народов Швейцарской конфедерации.
Результатом работы над проектом является демонстрация полученных знаний. Учащиеся познакомились с природой Швейцарии, уникальными ландшафтами Домбая и Теберды, выполнили исследовательские задания, создали презентации, буклеты и веб-сайт http://www.26206s028.edusite.ru , а это способствовало формированию навыков самостоятельного получения знаний.
Реализация данного проекта – это путь к саморазвитию личности учащихся через осознание собственных потребностей и их предметной деятельности.
В процессе творческой деятельности дети получили удовлетворение от проделанной работы.
В результате ребята приобрели дополнительные знания не только по французскому языку и страноведению, но и продемонстрировали умение работать с компьютером в сети Интернет. А это очень важно для обучения и воспитания подрастающего поколения, так как целью моего проекта является как формирование коммуникативной компетенции, так и воспитание всесторонне развитой личности, хорошо ориентирующейся в потоке современных инновационных технологий.
Проект имеет практическую направленность. Пользуясь услугами туристической фирмы «ЛЕТО » г. Пятигорска, мы посетили Домбай и Тебердинский заповедник, собрали видеоматериал, который помог нам провести исследовательскую работу. Эта фирма проявила интерес к нашему проекту и с нашего разрешения использует презентации, буклеты о Швейцарии и о Домбае как страноведческий и рекламный материал. Мы имеем благодарственное письмо из данной туристической фирмы и намерены сотрудничать с ней, поскольку имеем обоюдные интересы. Главное, что у детей появилось желание и интерес к познанию культуры как своей Родины, так и других стран.