Автор: Евгения Александровна Ефремова
Лэпбук «Финансовая грамотность»
Пояснительная записка.
Данное пособие лэпбук «Финансовая грамотность» предназначено для детей младшего школьного возраста. Содержание лэпбука можно пополнять и усложнять. Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, игровых технологий.
Цель: формирование у дошкольников основ финансовой грамотности.
Задачи:
Образовательные.
Формировать финансовую грамотность, расширять их представления о бюджете, деньгах, товарах и услугах, об истории появления денег, какие бывают деньги, учить экономить. Учить аргументированно выражать своё мнение и уважать мнение товарищей
Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости. Познакомить детей со способами экономии денег.
Развивающие.
Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков;
Развивать память, мышление, усидчивость.
Воспитательные
Воспитывать интерес к теме финансов, бережное отношение к деньгам, дружеские взаимоотношения в детском коллективе.
Содержание лэпбука «Финансовая грамотность»:
1.Карточки «Экономические сказки«
Цель: формирование умения делать правильные выводы, принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность. Сказка это лучший хрестоматийный материал для лучшего восприятия экономических концепций.
2.Справочник « Экономические термины«
Цель: помочь детям освоить значения экономических понятий.
3.Лото «Магазины» с набором товаров.
Цель: познакомить ребенка с товарами и предметами на прилавках магазинов. Лото развивает память, наблюдательность, расширяет кругозор.
4.Кошелек для монет, купюр и карт.
Цель: познакомить детей со способами хранения денег.
5.Карточки «Профессии моей семьи»
Цель: развивать умение соотносить результаты труда и набор трудовых процессов с названиями профессий; обогащать словарь детей за счет специальных терминов, характерных для той или иной профессии; -воспитывать осознанное отношение к ценности труда взрослых, пробуждать любознательность.
6. Набор карточек «Какие предметы заменяли деньги»
Цель: рассмотреть выгоды обмена, объяснить неудобства бартера и причины появления денег.
7.Пазлы «Сказочные финансовые ситуации».
Цель: развитие наглядно-образного мышления, тренировка усидчивости.
8. Картотека финансово-экономических игр.
Цель: сформировать через сюжетно-дидактическую игру экономическое мышление; развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел замыслами сверстников; активизировать использование в речи детей экономических терминов: «товар», «бизнес», «банкир», «банк», «акция», «рекламодатель»; воспитывать культуру речевого общения
9. Денежные пазлы.
Цель: развитие наглядно-образного мышления, тренировка усидчивости.
10.Набор карточек «Найди пять отличий»
Цель: Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их различие и сходство.
11.Карточки «Как экономить деньги»
Цель: Формировать у детей рациональный подход к выбору товаров, обращая особое внимание на их полезные свойства;
Объяснить, что при трате денег необходимо прежде всего ориентироваться на доходы семьи, сопоставлять потребности и желания с возможностями;
Стимулировать познавательный интерес детей к значению слов копить, сберегать, копилка, экономить;
Развивать осмотрительность в денежных тратах двух точек зрения «могу» и «хочу»;
Формировать систему ценностей, в которой на первое место ставятся бережное отношение к приобретаемым вещам, помощь близким, умение отложить на время личные желания.
12. Карточки «Деньги разных стран» .
Цель: Дать детям понятие о том, что в каждой стране есть свои деньги, что лучше обменивать деньги при подготовке к зарубежному путешествию. Познакомить с понятием «валюта», внешним видом и названиями денег других стран, а также с единой валютой европейских стран – евро. Рассказать о производстве денежных знаков. Воспитывать негативное отношение к фальшивомонетчикам, нечестным деньгам.
13.Загадки.
Цель: Загадки тренируют смекалку, учат логически мыслить
14.Пословицы и поговорки.
Цель: Способствовать развитию речи детей при помощи пословиц и поговорок о деньгах — мерило отношения русского народа к финансовому капиталу. Они показывают жизненный опыт, который дает обладание большими денежными средствами. В этих выражениях можно отыскать и фразы о том, к чему ведет скудное состояние.
15.Карточки «Доходы семьи» и «Расходы семьи».
Цель: Дать понятие финансового благополучия, формировать умение правильно вести семейный бюджет, грамотно распоряжаться теми средствами, которыми располагает в данный момент ваша семья.
16.Раскраски на финансовые темы.
Цель: Обучение правильному подбору цветовых сочетаний, развитие и укрепление. навыков рисования. Развитие мелкой моторики, содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста
17. Макет банкомата.
Цель: внедрение в сюжетные игры банкомата, для того, чтобы оплачивать свои покупки в магазине, в аптеке, услуги парикмахера, ремонта одежды и т.д. С помощью данной игры у ребенка сформируется нужная последовательность действий с банкоматом: вставить пластиковую карту в окошко, набрать код, взять деньги. Также будут совершенствоваться навыки счета.
Доходы и расходы семьи.
|
Цель: Дать понятие финансового благополучия, формировать умение правильно вести семейный бюджет, грамотно распоряжаться теми средствами, которыми располагает в данный момент ваша семья. |
Дидактическая игра «Семейный бюджет»
|
Цель игры: понять откуда приходят деньги в семью и на что они тратятся. Для игры нужны 3 листа. 1 лист: две картинки «На что потратить деньги?», «Семейный бюджет». 2 лист: карточки с основными расходами и карточки с приходом (семейным бюджетом) Ход игры: Положите на столе перед ребенком две картинки «На что потратить деньги?», «Семейный бюджет». Разложите вокруг них карточки и проанализируйте. |
Мини плакат «Как экономить деньги?»
|
Цель: познакомить детей со способами экономии денег. |
Конвертик с карточками «Загадки/финансовые загадки» |
Цель: тренировать смекалку, учить логически мыслить. |
Дидактическая игра «Найди пару. Знаю все профессии»
|
Цель игры: расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии. Ход игры: Играющие составляют пары. Побеждает тот, кто сумеет собрать наибольшее количество пар.
|
Раскраски
|
Цель: развитие речи, воображения, фантазии детей. |
Пословицы и поговорки
|
Цель: Способствовать развитию речи детей при помощи пословиц и поговорок о деньгах — мерило отношения русского народа к финансовому капиталу. Они показывают жизненный опыт, который дает обладание большими денежными средствами. В этих выражениях можно отыскать и фразы о том, к чему ведет скудное состояние. |
«История возникновения денег» |
Цель игры: Знакомство детей с историей возникновения денег, их предназначением. Воспитание уважительного отношения к деньгам. |
Игра «Деньги» |
Цель игры: формировать представления детей о купюрах нашей страны. Задача: познакомить детей с деньгами нашей страны
|
Дидактическая игра «Экономическое домино»
|
Цель игры: формировать основы финансовой грамотности, продолжать знакомить с денежными знаками, развивать мышление и речь. Ход игры: В начале необходимо выбрать ведущего. Это может быть воспитатель или выбранный способом считалки воспитанник. Он раздает участникам по 3-4 карты домино. Остальные картинки остаются в общей куче – это «банк». Ведущий делает начальный ход: кладет на стол любую карту с одинаковыми изображениями. Далее ходы делают участники: кладут картинку к аналогичной картинке. |
Дидактическая игра «Что можно купить и что нельзя» (1 вариант)
|
Цель игры: формировать основы финансовой грамотности, развивать мышление и речь. Ход игры: Попросите детей в конверты «Можно и нельзя купить» и «Нельзя купить!» положить карточки с соответствующими картинками. |
Дидактическая игра «Что можно купить и что нельзя» (2 вариант)
|
Цель игры: формировать основы финансовой грамотности, развивать мышление и речь. Ход игры: Попросите детей на каждую карточку с картинкой положите правильный жетон. Например, «Любовь» — нельзя купить, «Одежда» — можно купить. |
Дидактическая игра «Магазин»
|
Цель игры: научить детей выстраивать логическую цепочку, раскладывать картинки в нужном порядке, развивать речь. В наборе 6 картинок-пазлов: 1.Мама дает сыну денег для покупки сока в магазине. 2.Мальчик пришел в магазин. 3.Мальчик выбрал понравившийся сок. 4.Мальчик оплачивает сок в кассе. 5.Мальчик берет сдачу. 6.Мальчик с покупкой идет домой из магазина. Ход игры: Попросите детей разложить пазлы по порядку и рассказать по картинкам.
|
Дидактическая игра «Теневое лото»
|
Цель игры: формировать основы финансовой грамотности, учить находить предметы по тени и сопоставлять их развивать мышление и речь. Ход игры: В игре принимают участие от 1 до 6 детей. Правила игры: Ведущий раздает участникам игры большие карты, а маленькие карточки перемешивает между собой и по одной показывает детям. Ребята должны определить принадлежность предмета, аргументировать свой ответ. Игра должна продолжаться до тех пор, пока все маленькие карточки не будут розданы. |