Проект Мосты знаний

Автор: Хаванских Екатерина Романовна

Проект по созданию системы комфортной адаптации и повышению педагогических компетенций молодых специалистов в учреждении дополнительного образования «Мосты знаний»/ В настоящее время для многих образовательных организаций наставничество становится неотъемлемой частью корпоративной культуры. Особо актуально данное направление для Ямало-Ненецкого округа, что объясняется активным прибытие молодых специалистов по программе «Учитель для России» с разных регионов страны. В свою очередь столица Ямала город Салехард является центром притяжения молодежи со всего региона, студенты Ямальского многопрофильного колледжа ежегодно проходят производственную практику в учреждениях дополнительного образования города и также имеют потребность в особой поддержке на пути профессионального становления. 

В Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования Центр детского творчества «Надежда» (далее по тексту – Центр) сформировалась система методической работы с молодыми специалистами, позволяющая реализовать потенциал наставничества в системе дополнительного образования. Эффективность данной работы объясняется адаптацией молодых специалистов в педагогическом сообществе учреждения, муниципалитета, региона, что позволяет создать мотивацию на дальнейшее становление, повышение профессионализма в практической деятельности и продолжение деятельности по выбранному направлению.

 

Современное состояние исследований и разработок по данному

инновационному проекту

 

В 2013 году на совместном заседании Государственного совета РФ и Комиссии при Президенте РФ по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития В. В. Путин подчеркнул, что необходимо возрождать институт наставничества. С этого момента наставничество становится одним из приоритетов федеральной образовательной и кадровой политики. В 2018 году проведен Всероссийский форум «Наставник», организованный АСИ, по результатам которого 23 февраля 2018 года был сформирован перечень поручений Президента РФ.

Тема наставничества становится одной из центральных в Национальном проекте «Образование». В условиях модернизации системы образования в России система наставничества выступает как инструмент повышения качества образования и механизм адаптации молодых педагогов.

Наставничество распространилось практически на каждое образовательное учреждение России, разрабатывается множество программ, проектов для поддержки молодых специалистов. В 2023 году благодаря программе Наставничества Регионального Профсоюза наставником может стать каждый житель Ямала в возрасте от 14 лет, желающий поделиться своим уникальным опытом. Однако, данная программа предполагает выбор наставником из числа заявившихся, которые не имеют отношения к той образовательной организации в которую пришел молодой специалист, что значительно снижает эффективность адаптации в учреждении.

Разработанные региональные программы по поддержке молодых педагогов в основном ориентируются на педагогов общеобразовательных школ, что не в полной мере позволяет освоить методологические аспекты образовательной деятельности в дополнительном образовании.

 

Обоснование значимости реализации инновационного проекта для развития системы образования в Ямало-Ненецком автономном округе

 

На Ямале наблюдается тенденция волновой миграции специалистов с других регионов, такое отсутствие стабильности определяет актуальность развития кадрового потенциала среди коренных жителей Ямала, обучающихся по программам среднего профессионального образования и создание механизмов, обеспечивающих удержание вновь прибывших специалистов. 

Качество профессиональной деятельности в системе образования во многом зависит от осознанного выбора профессии, внутренней мотивации, уровня предметной подготовки, созданных условий адаптации. Такую среду необходимо создавать на этапе профессионального становления. Учитывая особенности сферы дополнительного образования, где существуют неполноценные представления о профессии педагога, отсутствуют четкие образовательные стандарты и наблюдается рост конкуренции со стороны индивидуального предпринимательства.

При этом кадровый дефицит в образовательных организациях округа создает проблему привлечения и закрепления за молодыми специалистами опытных наставников.

Становится необходима разработка такой системы, которая позволила бы оказать качественную поддержку будущим специалистам и молодым педагогам в учреждении дополнительного образования минимизирую риски дефицита опытных наставников.

Внимание к профессии педагога дополнительного образования, создание организованной системы передачи знаний через наставничество повысит популярность профессии педагога дополнительного образования и поспособствует комфортной адаптации в профессии.

Только уверенный специалист может стать конкурентоспособным в сфере оказания дополнительных образовательных услуг.

 

Цели и задачи инновационного проекта

 

Цель проекта создание условий, способствующих комфортной адаптации в учреждении дополнительного образования, повышению уровня профессионализма и социализации в педагогической среде через систему наставничества.

 

Основной задачей Проекта является оказание помощи в профессиональной адаптации наставляемым и обретение профессиональной идентификации.

  1. Обеспечить информационное пространство для вовлечения будущих и молодых специалистов в сферу деятельности учреждения дополнительного образования.

  2. Создать методический ресурс как единую систему наставничества по комфортной адаптации и повышения уровня профессионализма.

  3. Выявить профессиональные дефициты и затруднения в педагогической практике и принять меры по устранению и минимизации фактором препятствующих профессиональной идентификации.

  4. Обеспечить постепенное вовлечение будущих специалистов, молодых педагогов во все сферы жизни учреждений дополнительного образования.

  5. Организовать самообразование, исследовательскую деятельность, развивать профессиональное мастерство и готовность к непрерывному образованию.

×
×