Автор: Мажаева Марина Павловна, Маслова Ольга Александровна
Проект «Основы финансовой грамотности дошкольников»
Авторы проекта: Мажаева М.П., Маслова О.А. – воспитатели
Финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в дошкольных образовательных учреждениях. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Этой темой занимаемся в течении трёх лет. Мы считаем, что работа по финансовой грамотности дошкольников заложит основу финансовой безопасности и благополучия у ребенка на протяжении жизни, именно, с детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет. Что же такое финансовая грамотность? Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь. Поэтому считаем, что наша работа по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников актуальна и важна.
Мы отметили для себя, что в старшем дошкольном возрасте лучше всего прививать основы финансовой грамотности. Для этого мы используем базовые нравственные представления: о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. Основная задача, стоящая перед педагогом – дать ребенку понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и к деньгам.
Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить. Дошкольнику важно не только слышать о нормах и правилах , но и выполнять определенную последовательность действий, поступков, на примере демонстрируемых взрослыми.
Проблема:
Дети старшего дошкольного возраста не имеют представления об экономике и финансовых отношениях, для себя мы поставили задачу обучить детей основам финансовой грамотности, исходя из этого, нами был создан проект «Основы финансовой грамотности дошкольников»
Новизна проекта состоит в использовании игры, игровых ситуаций, игровой деятельности , способствующей формированию финансовой грамотности у дошкольников. Мы считаем, чем раньше дети узнают о роли денег в семье для него для других людей, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые умения.
Цель: формирование финансовой грамотности дошкольников
Задачи:
Образовательные:
закрепить представления детей о понятиях: труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама; формировать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас.
Развивающие:
знакомить детей с литературными произведениями, где есть простейшие экономические явления; развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.
Воспитательные:
воспитывать любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности; формировать положительные взаимоотношения детей между собой и взрослыми
Работа строится по следующим принципам:
• от простого к сложному;
• принцип наглядности;
• принцип индивидуализации .
Участники проекта: Дети подготовительной к школе группы, педагоги группы, родители воспитанников.
Срок реализации: сентябрь – апрель
Вид проекта: групповой, познавательный, практико-ориентированный
Продолжительность проекта: Долгосрочный.
Этапы проекта:
Этапы проекта:
1этап – Организационный:
Ø изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
Ø информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Основы финансовой грамотности».
Ø подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
Ø подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
Ø Создание развивающей среды по теме.
2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов (Уроки тетушки совы), презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.
Работа на 2 этапе состоит из 5 блоков
1. Блок «Финансовая азбука» (Потребности. Труд. Товар. Деньги.)
2. Блок «Потребности и труд» ( Каковы основные потребности человека? Что такое полезность и что такое стоимость? Для чего родители ходят на работу? Зачем нужно учиться?)
3. Блок «Деньги» (Откуда берутся товары в магазине? Что такое деньги? Что такое банк? Что такое вклад?)
4. Блок «Семейный бюджет» ( Доходы и расходы семьи. На что лучше тратить деньги? Семейные сбережения.)
5. Блок «Работа с родителями»
3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме лэпбука «Юный финансист»
На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей по финансовой грамотности дошкольников.
К ним относятся:
· информирование родителей о задачах и содержании финансовой грамотности детей в детском саду и дома;
· участие родителей в работе по финансовой грамотности детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);
· создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях.
Ожидаемые результаты
Ø Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
Ø Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
Ø Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.
Итоговое мероприятие
Презентация лэпбука «Юный финансист» Цель: Обобщение знаний, умений и навыков детей, полученных во время проведения проекта по основам финансовой грамотности; формирование положительных взаимоотношений в коллективе детей и родителей.