Проект «Основы финансовой грамотности дошкольников»

Автор: Мажаева Марина Павловна, Маслова Ольга Александровна

Проект «Основы финансовой грамотности дошкольников»

Авторы проекта: Мажаева М.П., Маслова О.А. – воспитатели

Финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в дошкольных образовательных учреждениях. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.  Этой темой занимаемся в течении трёх лет. Мы считаем, что работа по  финансовой грамотности дошкольников  заложит основу финансовой безопасности и благополучия  у ребенка на протяжении жизни, именно,  с детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет. Что же такое финансовая грамотность? Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь. Поэтому считаем, что наша работа по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников актуальна и важна.

  Мы отметили для себя, что в старшем дошкольном возрасте лучше всего прививать основы финансовой грамотности. Для этого мы используем базовые нравственные представления: о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. Основная задача, стоящая перед педагогом – дать  ребенку понятие  о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и к деньгам.

Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить. Дошкольнику важно не только слышать о  нормах и правилах , но и  выполнять определенную последовательность действий, поступков, на примере демонстрируемых взрослыми.

Проблема:

 Дети старшего дошкольного возраста не  имеют представления об экономике и финансовых отношениях, для себя мы поставили задачу обучить детей основам финансовой грамотности, исходя из этого,  нами был создан проект «Основы финансовой грамотности дошкольников»

Новизна проекта  состоит в использовании  игры,  игровых ситуаций, игровой деятельности , способствующей формированию финансовой грамотности у дошкольников. Мы считаем,  чем раньше дети узнают о роли денег в  семье для него для других людей, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые умения.

Цель: формирование  финансовой грамотности дошкольников

Задачи:

Образовательные:

 закрепить представления детей о понятиях: труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама; формировать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас.

Развивающие:

 знакомить детей с литературными произведениями, где есть простейшие экономические явления; развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.

Воспитательные:

воспитывать любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности; формировать положительные взаимоотношения детей между собой и взрослыми

Работа строится по следующим принципам:

• от простого к сложному;

• принцип наглядности;

• принцип индивидуализации .

 

Участники проекта: Дети подготовительной к школе  группы,  педагоги группы, родители воспитанников.

Срок реализации:   сентябрь – апрель

Вид проекта: групповой,   познавательный, практико-ориентированный  

Продолжительность проекта: Долгосрочный.

Этапы проекта:

Этапы проекта:

1этап – Организационный:

Ø изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.

Ø информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Основы финансовой грамотности».

Ø подбор художественной литературы для детей  по выбранной тематике.

Ø подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

Ø Создание развивающей среды по теме.

2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов (Уроки тетушки совы), презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

Работа  на 2 этапе состоит из 5 блоков

1.    Блок «Финансовая азбука»   (Потребности. Труд. Товар. Деньги.)

2.  Блок «Потребности и труд»  ( Каковы основные потребности человека? Что такое полезность и что такое стоимость? Для чего родители ходят на работу?  Зачем нужно учиться?)

3.      Блок «Деньги»  (Откуда берутся товары в магазине? Что такое деньги? Что такое банк?  Что такое вклад?)

4.  Блок «Семейный бюджет» ( Доходы и расходы семьи.  На что лучше тратить деньги?  Семейные  сбережения.)

5.    Блок «Работа с родителями»

3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме лэпбука «Юный финансист»

На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей по финансовой  грамотности дошкольников.

К ним относятся:

·        информирование родителей о задачах и содержании финансовой  грамотности детей в детском саду и дома;

·        участие родителей в работе по  финансовой  грамотности  детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);

·        создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях.

Ожидаемые результаты

Ø Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.

Ø Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

Ø Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.

Итоговое мероприятие

Презентация лэпбука «Юный финансист» Цель: Обобщение знаний, умений и навыков детей, полученных во время проведения проекта по основам  финансовой грамотности; формирование положительных взаимоотношений в коллективе детей и родителей.

×
×