ПРОЕКТ по гражданско-патриотическому воспитанию на тему: «Мой край родной»

Автор: Буканович Юлия Викторовна

ПРОЕКТ

по гражданско-патриотическому воспитанию на тему: «Мой край родной»

Участники проекта: дети, родители (законные представители), воспитатели.

Вид проекта: долгосрочный

Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет собой последовательный цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по гражданско — патриотическому воспитанию   в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об  историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.

Актуальность

Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста – процесс сложный и длительный. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мира, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.

В этом возрасте начинают развиваться такие черты характера, которые закладываются в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д.

Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных и приоритетных направлений в современном образовании. Актуальность проблемы заключается еще в том, что современные дети мало знают о родном городе и стране, особенностях народных традиций, поэтому важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута и на государственном уровне. Так, например, в Государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что  дошкольное образование должно обеспечивать развитие личности, а патриотическое воспитание должно быть направлено на формирование первичных представлений о себе, других людях, на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, традиционные семейные ценности, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых в образовательной организации и т.д. 

Исходя их этого одним из приоритетных направлений работы нашего ДОУ, является гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. На основе этой задачи была разработана программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «Растим патриотов». Программа кружка нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю, а для более успешной работы с детьми по ознакомлению с малой Родиной, необходимо применить проектный метод. Эффективность проектной деятельности обусловлена положительной установкой участников проекта на совместную работу, осознанием ее целей; заинтересованностью родителей.

Цель: формирование гражданско-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста через познание историко-национальных и природных особенностей родной области.

Задачи:

Ø Побуждать интерес к историческому прошлому своего народа;

Ø Учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в названиях улиц и памятных мест);

Ø Воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу.

Ø Расширять представления детей о родном крае;

Ø Развивать интерес к традициям, промыслам, декоративно-прикладному искусству родного края;

Ø Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;

Ø Воспитывать уважение к защитникам Родины, их подвигам;

Ø Развивать чувство сопереживания к бедствиям, происходящим в природе, потребность бороться за сохранения природы.

Ø Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Методы используемые в работе с детьми:

Основные методы:

— наглядные;

— словесные;

— практические.

 

Вспомогательные:

-репродуктивный;

-исследовательский;

— метод проблемного изложения материала;

— рассматривание;

— наблюдение;

— экскурсия;

— образец воспитателя;

— беседы;

— рассказ;

-художественное слово.

 

Методы работы используемые в работе с родителями:

— родительское собрание;

— просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр и т. д. ;

 

Ожидаемый результат:

1.Создание системы непосредственной образовательной деятельности (НОД) по патриотическому воспитанию дошкольников в процессе развития проектной деятельности  (картотека материалов для воспитателей).

2. Подготовка методических рекомендаций по взаимодействию с семьями в области патриотического воспитания дошкольников на основе нравственного образования.

3.Фото- и видеотека для повышения компетентности воспитателей и родителей в области нравственно – патриотического воспитания дошкольников.

4. Обогащение пространственной предметно – развивающей среды ДОУ по гражданско – патриотическому воспитанию детей.

5. Создание банка данных об оценке качества нравственно — патриотического развития детей в ДОУ.

 

Этапы проекта:

1       этап: Подготовительный:

Цель: определение цели и задач между педагогами и родителями (законными представителями) по реализации проекта

·     Анализ психолого – педагогической литературы.

· Проведение педагогического совета для воспитателей и родителей детей старшего дошкольного возраста по предстоящей деятельности;

· Подготовка методических пособий, конспектов организованной образовательной деятельности, организованной деятельности в режимных моментах, праздников, развлечений, мероприятий;

· Подбор художественной литературы, музыкальных произведений, дидактического материала.

· Разработка методических рекомендаций по нравственно-патриотическому воспитанию

2       этап: Основной:

Цель: реализация поставленных задач взаимодействия между участниками образовательного процесса через продуктивную деятельность

· Проведение мероприятий по теме проекта.

· Проведение различных форм работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.

· Проведение культурно-просветительской деятельности с родителями по взаимодействию в реализации проекта.

· Повышение компетентности родителей в вопросах нравственно — патриотического воспитания дошкольников, через проведение культурно-просветительской деятельности: родительских собраний, тематических бесед, дискуссий, мастер-классов, консультаций, оформление тематических альбомов, участие в конкурсах и т.д.

· Повышения компетентности педагогов в вопросах нравственно — патриотического воспитания дошкольников, через просветительскую работу.

3       этап: Заключительный:

Цель: подведение итогов взаимодействия ДОУ и родителей (законных представителей) в решении поставленных задач в области гражданско-патриотического воспитания.

· Обобщение и анализ результатов работы.

· Выявление затруднений в реализации проекта и их устранение.

· Планирование работу на следующий период.

 

 

 

 

 

 

 

План работы с воспитателями и родителями по патриотическому воспитанию дошкольников

Срок

Мероприятие

Цель

I этап: подготовительный (сентябрь-октябрь)

сентябрь-октябрь 2022 г.

Анализ психолого – педагогической литературы.

Цель: выявить  

сентябрь-октябрь 2022 г.

Постановка цели и задач проекта

 

сентябрь-октябрь 2022 г.

Подготовка методических пособий, конспектов организованной образовательной деятельности, организованной деятельности в режимных моментах, праздников, развлечений, мероприятий.

Цель: подготовить методическую базу для реализации проекта.

сентябрь-октябрь 2022 г.

Подбор художественной литературы, музыкальных произведений, дидактического материала.

Цель: подготовить методическую базу для реализации проекта.

сентябрь-октябрь 2022 г.

Разработка методических рекомендаций по нравственно-патриотическому воспитанию.

Цель: подготовить методическую базу для реализации проекта.

сентябрь-октябрь 2022 г.

Ознакомление педагогов и родителей с целями, задачами и направленностью проекта, мотивирование их на активное участие в нем.

Цель: познакомить участников проекта с направлениями работы

сентябрь-октябрь 2022 г.

Мониторинг знаний воспитанников по гражданско-патриотическому воспитанию. 

Цель: выявить знания детей

сентябрь-октябрь 2022 г.

Анкетирование родителей.

Цель: выявить знания и потребность родителей по

сентябрь-октябрь 2022 г.

Проведение анкетирования педагогов.

II этап: Основной (ноябрь-апрель)

ноябрь 2022 г.

Интерактивный клуб «В кругу семьи»

Цель: расширять знания детей о традициях в семье.

декабрь 2022 г.

Фотовыставка «Моя семья – мое богатство»

Цель: формировать дружеское отношение членов семьи.

январь 2023 г.

Квест с родителями «Мои любимые места Смоленщины»

Цель: расширять знания детей о родном городе и его окрестностях.

февраль 2023 г.

Спортивное развлечение «По дорогам Смоленщины»

Цель: расширять знания детей о роли Смоленской области во время ВОВ»

март 2023 г.

Выставка народного промысла Смоленской области.

Цель: формировать знания детей об истории родного края.

апрель 2023 г.

Развлечение ко дню космонавтики «Поехали!»

Цель: расширять знания детей о космонавтах, через интерактивный метод.

апрель 2023 г.

Беседы с детьми о писателях и поэтах Смоленской область

Цель: знакомить детей с писателями и потами Смоленской области.

май 2023 г.

Музыкальное развлечение «Ой, цветет калина…»

 

Цель: расширять знания детей о культуре родного края.

III этап: Заключительный (май)

май 2023 г.

Мониторинг знаний воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию. 

Цель: выявить знания детей по гражданско-патриотическому воспитанию.

май 2023 г.

Совместное мероприятие с родителями «Город на семи холмах»

Цель: способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

май 2023 г.

Фотовыставка ко дню Победы

Цель: воспитать чувство гордости на русский народ.

 

Заключение

Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена.

Приложение №1

Экскурсия в музей сказки

 

 

 

 

 

 

Выставка посвященная дню Победы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

Для определения уровня развития гражданско — патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста руководствуюсь методическим пособием «Мониторинг нравственно-патриотического воспитания в детском саду и начальной школе» М.Ю.Новицкой, С.Ю.Афанасьевой, Н.А.Виноградовой, Н.В.Микляевой. На основе данной методики разработала свою диагностическую карту.

Задание 1. «Родной город»

Цель: Определить уровень знаний о родном городе (знать название своего города, района, домашнего адреса. Называть достопримечательности города, площадей, скверов)

Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?» Карта-схема города, фотографии с достопримечательностями города.

Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник, достопримечательность.

Оценка результатов.

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 — 5 улицы, площадь.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.



Задание 2 «Символика родного города города»

Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о символике родного города.

Ход проведения: Беседы и рассматривание герба города

Оценка результатов.

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок без труда называет значение изображения на гербе города и Может объяснить символику города. Проявляет интерес.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах герба и их значении.

Низкий уровень (1 балл)

Затрудняется рассказать о символике родного города. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.



Задание 3 «История культуры и традиций родного края»

Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях русского края.

Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы русского быта и народные игрушки, назвать их, рассказать для чего их использовали.

Оценка результатов:

Высокий уровень: (3 балла)

Рассматривая предметы быта и народные игрушки, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, знает название народных праздников, их значение.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок в основном правильно называет предметы быта и народные игрушки. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет, как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.

Низкий уровень: (1 балл)

Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.

 

Задание 5 «Личностное отношение к родному городу»

Цель: Определить отношения к родному городу. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.

Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

— Как ты думаешь, любишь ли ты свой город? Почему ты так думаешь?

— Сейчас или когда станешь взрослым, ты бы хотел переехать в другой город? Почему?

— Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в городе?

— Что тебе нравится в нашем городе?

— Как ты помогаешь в семье, о ком заботишься?

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)

Показывает положительное отношение к окружающей среде, проявление заботы о близких, проявление дружелюбия

Средний уровень (2 балла)

Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Отсутствуют любимые достопримечательности в городе, отсутствие заботы о близких, отсутствие дружелюбия.



Представленный комплекс методик позволяет выявить уровень патриотического воспитания дошкольника по следующим критериям:

Высокий уровень (13-15 баллов)

Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; знает о географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края и города; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие; имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

Средний уровень (8-12 баллов)

Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет растительность и животный мир родного края и города, не знает географическое расположение родного края и города; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но затрудняется в объяснении своих чувств и личностного отношения к окружающей действительности.

Низкий уровень (5-7 баллов)

Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает герб; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки; не знает о

географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края и города; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не оказывает помощи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3

Анкета для родителей
«Нравственно-патриотическое воспитание ребенка»

Данная анкета является анонимной (вы не называете свою фамилию), поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны.

1.     Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?

  • Да    
  •  Нет

2.     Что для вас означает выражение «быть патриотом»? __________________________________________________________________________________________________________________________

3.     Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств?

  • Да
  •  Нет

4.     Где, по-вашему, ребенок получает основы патриотизма?

  • В школе
  • Дома
  • В детском саду

5.     Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном селе?

  • Да
  •  Нет

6.     Рассказываете ли вы своему ребенку о селе, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях?

  • Да
  •  Нет

7.     Влияет ли природа родного края на развитие патриотизма?
__________________________________________________________________________________________________________________________

8.     Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному селу?

__________________________________________________________________________________________________________________________

9.     Что такое «достопримечательность». Назовите достопримечательности и  памятные места села Вольное_____________________________________
_____________________________________________________________

10.                        Какие символы есть у нашего села?____________________________
_____________________________________________________________

11.                       Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада?
__________________________________________________________________________________________________________________________

                         Анкета для родителей.

                    (какими навыками владеет ребёнок)

 •         Знает и называет адрес.

 •        Называет улицу и номер дома.

 •        Называет название села.

 •        Может назвать своё имя, отчество, фамилию.

 •         Может назвать имя, отчество мамы и папы.

 •        Знает своих бабушек и дедушек.

 •        Где работают родители.

      •        Показывают на карте Омскую область, Россию.

 •        Называет достопримечательности нашего села.

 •        Называет название нашего детского сада

                                    Анкета для детей:

Как называется наша страна?

     Как называется село в котором ты живёшь?

Сколько лет селу?

     Какие улицы знаешь?

Что ты хотел бы узнать ещё о селе?

 

×
×