Автор: Чирова Полина Сергеевна
Цель:
Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства.
Актуальность темы.
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают! А. Лесных
Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа.
Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К.Д.Ушинский: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто — нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.
Сказка – проводник культуры в сердце ребёнка. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму, а героика — это, хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека.
Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силами добра. Сказка рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, смелость, преданность, коллективизм.
Сказка знакомит с языком народа, нравственными устоями, бытом и укладом жизни. Она отражает мечты народа, передает его мысли. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Именно из сказки ребенок узнает, что без труда и стойких нравственных принципов невозможно счастье.
Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображения. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, как богата родная речь юмором, образными выражениями, сравнениями.
Однако сказка – это не только занимательно, это ещё очень серьёзно. Сказка помогает лучше узнать, понять и полюбить свою страну, оценить её своеобразие и неповторимость.
Сказка – средство эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Напрасно думать, что сказка была и есть лишь плодом народного досуга. Она была и есть достоинством и умом народа, его исторической памятью, наполнявшей глубоким содержанием размерную жизнь, текущую по обычаям и обрядам.
Проблема:
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Срок реализации: 2 месяца (февраль-март)
Тип проекта: практико-ориентированный, групповой.
Цель:воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства.
Задачи:
Для детей:
•Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.
•Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
•Расширять представление детей о сказках.
•Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
•Укреплять дружеские отношения в семье.
•Прививать любовь и интерес к русским народным сказкам.
Для родителей:
•Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
•Развитие совместного творчества родителей и детей;
Для педагогов:
•Развитие творческого потенциала ребенка;
•Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
Ожидаемые результаты:
1. К концу проекта дети будут иметь представление о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.
2. Повышение заинтересованности и активности родителей в сотрудничестве с воспитателем.
Формы работы:
беседы с детьми;
Чтение сказок и рассматривание иллюстраций;
экскурсия в библиотеку;
показ сказок;
Просмотр сказок;
продуктивная деятельность детей
выставки творческих работ детей.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Подготовительный этап
Цель: Актуализировать имеющийся методический потенциал педагога, конкретизировать параметры развивающей среды необходимой для обогащения познавательного опыта детей.
Анкетирование родителей «Русская народная сказка в жизни вашего ребенка»
Консультации для родителей
«Воспитание сказкой»
«Читайте детям сказки»
«Какие сказки читать детям на ночь»
Чтение русских народных сказок
Изучение методической литературы
Обогащение развивающей среды:
в книжный уголок – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения;
в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (на фланелеграфе, плоскостной, настольный, на палочках, на ложках, перчаточный, пальчиковый);
в игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок;
в ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам;
музыка – русские сарафаны и косоворотки для детей.
Сбор экспонатов для организации мини — музея «В гостях у сказки»;
Подбор и изготовление атрибутов к играм-драматизациям.
Изготовление альбома для рассматривания:
«Русские народные сказки» (в рисунках детей и родителей)
«Предметы быта русской избы»
«Узнай сказку» (иллюстрации к сказкам)
Создание картотеки игр:
Русские народные игры — «Водяной», «Бабушка Маланья», «Волк и семеро козлят»,
«У медведя во бору», «Гуси- лебеди»,«Кот и мышь», «Курочка -хохлатка», «Золотые ворота».
Дидактические игры – «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь
сказку», «Назови сказку». «Узнай сказку по зачину», «Что сначала, что
потом», «Из какой мы сказки?», «Из какой сказки волшебная вещь?»,
«Подбери иллюстрацию к сказке», «Сложи картинку и узнай сказку»,
«Сложи сказку», «Что лишнее?», «Узнай по описанию», «Путаница», «Ты
мне – я тебе», «Сказки о животных», «Колобок спешит домой»,
«Разыграй свою сказку».
Загадки о сказках.
Пословицы, поговорки, прибаутки, потешки о русском народном быте и гостеприимстве.
Пальчиковые игры по мотивам народных сказок.
Физминутки по русским народным сказкам.
Подбор русских народных сказок для старшегодошкольного возраста для мини-библиотеки.
Составление для родителей рекомендательного списка художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения.
Основной этап
Цель: Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям
народной культуры.
Организация игровой деятельности
Слушание музыкальных произведений
Беседы:
«Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?»
«На кого из сказочных героев я похож»
«В гости к книге»
«Кто рисует картинки к сказкам»
Занятие по художественному творчеству:
Рисование по русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Лепка по мотивам русским народных сказок
Рисование по теме «Моя любимая сказка»
Познавательное занятие:
«Русские народные сказки из волшебного сундучка».
Путешествие в сказку « Заюшкина избушка»
Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»
Творческое рассказывание по сказке «Теремок»
«Лучшие друзья»
«Путешествие в королество сказок»
«На поляне сказок»
«Путешествие по сказкам»
Завершающий этап
Цель: проанализировать и обобщить результаты, полученные в процессе проектно-
исследовательской деятельности.
Оформление выставки рисунков «Русские народные сказки»
Выставка книжек русских народных сказок
Проведение викторины «Путешествие по сказкам»
Развлечение «Раз, два, пять и восемь, всех мы в сказку переносим!»
Показ сказки «Волк и семеро козлят»
Итоговое мероприятие «По страницам сказок»
Показ презентации «В гости к сказке!»
Список художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения
по теме «В гостях у сказки»
«Петушок – золотой гребешок»
«Гуси-лебеди»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«По щучьему велению»
«Морозко»
«Снегурочка»
«Сивка-бурка»
«Заюшкина избушка»
«крылатый ,мохнатый да масляный»
«Царевна лягушка»
«Зимовье зверей»
«Снегурушка и лиса»
«Маша и медведь»
«Как коза избушку строила»
«Кот, Петух и Лиса»
«Лисичка со скалочкой»
«Лиса и заяц»
«Лиса и гуси»
«Лиса и козел»
«Лиса и журавль»
«Жихарка»
«Смоляной бычок»
«Василиса Премудрая»
«Елена Прекрасная»
РАБОТА С ДЕТЬМИ:
Форма работы |
Темы |
Программное содержание: |
Познавательно-речевое развитие. |
||
1. Рассматривание альбомов |
«Русские народные сказки» (в рисунках детей и родителей) |
Цель: вызвать интерес к русским народным сказкам и предметам русской избы |
2.НОД |
: «Русские народные сказки из волшебного сундучка». |
Цель: Помочь детям понять, что такое устное народное творчество. |
3. НОД |
Путешествие в сказку « Заюшкина избушка». |
Цель: Обеспечить развитие умение рассказывать сказку по алгоритму, учить детей отвечать полными предложениями, активизировать словарь, |
4. НОД: |
Пересказ сказки «Лисичка со скалочкой». |
Цель: учить детей пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей. |
5. НОД |
«В гостях у сказки». Рисование «Моя любимая сказка» |
Цель: Обеспечить развитие умения подбирать заместители предметов и на их основе узнавать ситуации сказки и разворачивать сюжет. |
6. НОД |
«На поляне сказок». «Царевна-лягушка» |
Цель: Обеспечить развитие умения придумывать необычные концовки к известным сказкам, закреплять знания жанровых особенностей сказки. |
7. НОД |
Творческое рассказывание по сказке «Три медведя». |
Цель: Обеспечить развитие умение составлять рассказ по сюжету знакомой сказки с самостоятельно придуманными героями. |
8.Нод |
«Путешествие по сказкам». |
Цель: Способствовать развитию и совершенствованию коммуникативных навыков через театрализованную деятельность; |
9. НОД |
«Лучшие друзья» |
Цель: Способствовать формированию у детей дружеских отношений друг другу, к сказочным персонажам. |
10.Беседа |
«Кто рисует картинки к сказкам» |
Цель: Познакомить детей с художниками |
12. Беседа |
«На кого из сказочных героев я похож» |
Цель: воспитывать умение отожествлять себя с полюбившимся героем. |
13. Беседа |
«В гости к книге» |
Цель: воспитывать любовь к книге, развивать литературную речь. Воспитывать бережное отношение к книге. |
|
«В стране сказок» |
Цель: закрепить знания детей о русских народных сказках. |
15. Рассказывание сказок, используя мнемотаблицы. |
«Гуси-лебеди» «Снегурочка и лиса», «Вершки и корешки», «Кот, лиса и петух», «Зимовье зверей» |
Цель: способствовать упрощённому процессу запоминания содержания произведений благодаря последовательному отображению их в иллюстрациях.
|
16. Постановка сказки |
«Волк и семеро козлят да на новый лад». |
Цель: Развитие творческой самостоятельности и активности детей, развитие артистических навыков |
17. Дидактические игры: |
«Расскажи сказку по серии картинок» |
Цели: |
18. Чтение художественной литературы: |
Сказки по списку |
|
.Отгадывание загадок на тему «Сказки». |
|
|
|
|
|
|
|
|
«Петушок – золотой гребешок» (сравнение с сюжетом сказки «Кот, Петух и Лиса») «Гуси-лебеди»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«По щучьему велению»
«Морозко»
«Снегурочка»
«Рукавичка»
«Волк и семеро козлят»
«Три медведя»
«Пузырь, соломинка и лапоть»
«Заюшкина избушка»
«Лисичка со скалочкой»
«Царевна лягушка»
«Зимовье зверей»
«Снегурушка и лиса»
«Маша и медведь»
«Как коза избушку строила»
«Кот, Петух и Лиса»
«Теремок»
«Лиса и заяц»
«Лиса и гуси»
«Лиса и козел»
«Лиса и журавль»
«Жихарка»
«Смоляной бычок»
19
20. Чтение пословиц, поговорок о русском быте, гостеприимстве.
21. Настольно-печатные игры:
«Любимые сказки» («Играем и учимся»)
«Мои любимые сказки» («Умка» развивающие игры – узнай по тени)
«Сказки о животных»
«Сказки. Игра в дорогу» (с фишками)\
кубики «Любимые сказки».
22.Пальчиковые игры по мотивам народных сказок.
Социализация.
1. Игра-драматизация по русской народной сказке «Теремок».
2. Обыгрывание сюжетов из сказок: «Волк и Лиса», «Петушок – Золотой
Гребешок», «Лисичка со скалочкой».
3. Беседа: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?».
4. Занятие — развлечение «Раз, два, пять и восемь, всех мы в сказку
переносим!»
Художественно-эстетическое развитие.
1. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам художников-иллюстраторов Е. Рачёва, В. Конашевича.
2. Рассматривание репродукций картин В.Васнецова «Алёнушка», «Иван-царевич на Сером волке
3. Показ воспитателем театров по сказкам:
«Заюшкина избушка» (Бибабо)
«Петушок и бобовое зёрнышко»
«Девочка-Снегурочка» (плоскостной)
«Кот, Петух и Лиса» (на конусах)
4. Просмотр мультфильмов по любимым русским народным сказкам.
5. Музыка: подбор музыкального материала для обыгрывания сюжетов сказок, русских народных песен, хороводов, музыкальных народных игр.
6.Конструирование:
«Построй замок для Елены Прекрасной» (строитель)
«Зайчик» , «Лиса», «Кот» (оригами).
7.Нод «Заюшкина избушка»
Цель: Учить создавать на одной аппликативной основе разные образы сказочных избушек – лубяную для зайчика и ледяную для лисы.
8. Рисование по русской народной сказки «Три медведя»
Цель: Учить детей рисовать животных методом тычка.
Развивать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму для изображения.
Развивать воображение интерес к изобразительному искусству.
9. Лепка по мотивам русской народной сказки «Царевна -лягушка»
Цель: Продолжать учить лепить предметы, состоящие из нескольких частей.
Закреплять знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, соединение частей приёмом примазывания.
Развивать фантазию, творческое воображение, мелкую моторику.
Учить составлять композицию по литературному произведению.
Воспитывать интерес и желание отображать в лепке эпизоды литературных произведений.
Физическое развитие
1.Подвижные игры:
«Водяной»
«Бабушка Маланья»
«Волк и семеро козлят»
«У медведя во бору»
«Гуси — лебеди»
«Кот и мышь»
«Курочка — хохлатка»
«Золотые ворота».
2.Физминутки: «Сказки», «Колобок», «Теремок», «Репка».
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ:
1.Консультации «Воспитание сказкой»
«Какие сказки читать детям на ночь»
«Читайте детям сказки»
2.Анкетирование «Русская народная сказка в жизни вашего ребенка».
3.Изготовление родителями театров разных видов (вязаные головки для пальчикового театра, герои сказок на конусах, рисование героев сказок для плоскостного театра и театра на фланелеграфе).
4.Изготовление родителями атрибутов и элементов костюмов для обыгрывания сюжетов сказок.
5.Шитьё русских сарафанов, косовороток, костюмов сказочных героев родителями.
6.Оформление выставки:
«Русские народные сказки» (рисунки).
«Моя любимая сказка» (творческие работы по сюжетам сказок)
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ:
1. Чтение русских народных сказок, предложенных воспитателем, дома.
2. Составление сказок на новый лад, оформление книжек-малышек.
3. Сбор экспонатов для организации мини — музея «В гостях у сказки».
Литература:
1. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии» М.: ТЦ Сфера, 2003.
2. Битютская Н.П. — автор-составитель. «Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты». Издательство «Учитель». Волгоград, 2012.
3. Джежелей О.В. «Колобок. Литературные игры и забавы» М.: «Просвещение», 1994.
4. Доронова Т.Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод.пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд.-М.: Просвещение, 2005.
5. Малова В.В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуре» — М. «ВАЛДОС», 2013.
6. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. «Мини — музей в детском саду» — М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2008.
7. Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику. Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля» — М.: Школьная Пресса, 2011.
8. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения» — : М.: ТЦ «Сфера», 2001.
9. Науменко Г.М. «Народное детское творчество: сборник фольклорных материалов» — М.: ЗАО Изд. Центрполиграф, 2001.
10. Поляк Л.Я. «Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок» — СПб.:«Детство-пресс», 2008.
11. Смирнова О.Д. «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
12. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» — М.: ТЦ Сфера, 2005.
13.Ушакова О.С. «Развитие речи детей 3-5 лет» — ООО «ТЦ Сфера», 2014.