Проект «С чего начинается Родина!» Возраст детей: 3-4 года

Автор: Агафонова Ольга Васильевна

ПРОЕКТ

«С чего начинается Родина!»

Возраст детей:  3-4 года

Срочность проекта: Октябрь — Май

Направление воспитания: патриотическое

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Воспитатель

Агафонова Ольга Васильевна

МБОУ «СОШ №3»

г.Балахна, Нижегородской области

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.    Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. 

            Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать.      Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. В дошкольном возрасте закладываются основы патриотического воспитания.

Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада. Семейное воспитание носит эмоциональный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания — воспитание любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке братьям и сестрам. Это

корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. (детский сад, родная улица, город и др.)

Учить познавать родной край знакомить с его самобытностью, воспитывать любовь к Родине – это задачи не только детского сада, но и семьи. Эта работа более эффективна, если установлена тесная связь с семьёй.

Важным условием успеха в краеведческом образовании детей дошкольного возраста является тесная связь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Любовь ребенка к Родине, начинается с отношений в семье. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит ребенок перед собой, чему он изумляется, что вызывает отклик в его душе. Это результат длительного, целенаправленного воздействия на ребенка.  

 

Паспорт проекта.

 

Тип проекта: познавательный

 

Сроки реализации: Октябрь — Май

 

Участники проекта:  дети, педагог, родители.

 

Возраст детей: 3-4 года

 

Актуальность темы: воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребёнка – семье, дому, детскому саду и своему городу.

Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знаний своих корней, традиций народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну.

Нет и не может быть настоящего человека без любви к родному краю. Система ценностей начинает формироваться в младшем дошкольном возрасте под воздействием ближайшего окружения, с которого начинается Родина для маленького человека. История и культура города, края должны стать основой, вокруг которой строится педагогическая работа во всех видах деятельности: это общение, созидание, сотворчество детей и взрослых.

Воспитание любви к самому близкому — это основа из основ нравственно — патриотического воспитания, это первая и самая важная ступень. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой Родины, потом гражданином России. Для этого считаю необходимым реализовать проект «С чего начинается Родина?»

 

Формы работы.

 

Ø Рассматривание альбомов, фотографий

Ø  Дидактические игры

Ø  Беседы

Ø  Выставки.

Ø  ООД (организованная образовательная деятельность)

Ø  Игровые ситуации

Ø  Подвижные игры

Ø  Праздники, развлечения

Ø Чтение художественной литературы.

Ø Просмотр презентаций

Ø Виртуальные экскурсии

Ø Конкурсы

Ø Акции

 

Цель проекта:

Создание условий для приобщения детей к историческому наследию малой Родины, формирования духовно – нравственных ценностей у воспитанников в процессе организации проектной деятельности.  

Задачи проекта, направленные на воспитанников:

 

Ø Формировать у детей понятие «Семья», «Генеалогическое древо семьи».

Ø Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду, городу

Ø Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для дома, семьи, детского сада и города.

Ø развивать личностные качества воспитанников (сострадание, сочувствие, отзывчивость, справедливость, смелость, потребность совершать добрые дела и поступки).   Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.

Ø Соблюдать права ребёнка на игру, на досуг, на свою территорию, а также уважение права на собственность.

Ø Способствовать активному сотворчеству детей и их родителей, делая упор на совместную деятельность дома, в детском саду.

 

Задачи проекта, направленные на родителей:

 

Ø Привлечь родителей к обогащению предметно-пространственной развивающей среде.

Ø Вовлечь  родителей в образовательный процесс.

Ø Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности в условиях детского сада, вызвать положительные эмоции в процессе данной деятельности

 

Задачи проекта, направленные на педагогов:

 

Ø Развитие профессиональной компетентности;

Ø Изучение особенностей, творческого потенциала семьи

Ø Пополнить предметно — развивающую среду группы.

Ø Расширить сотрудничество с педагогами.

 

 

Ожидаемый результат

Для детей:

Ø Дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о семье, садике, Родине, задают много дополнительных интересующих их вопросов.

Ø С удовольствием рассказывают о семье, традициях, о родном городе.

Ø Хорошо знают свои имена, фамилию, пол, возраст, положительно оценивает себя, проявляют доверие к миру.

Ø Проявляют любовь к родителям, уважение к воспитателям, интересуются жизнью семьи и детского сада.

Ø Интересуются предметным и социальным миром, имеют представление о том, «что хорошо и что плохо», в оценке поступков опираются на нравственные представления.

Ø Проявляют интерес к городу, в котором живут, знают некоторые сведения о его достопримечательностях.

Ø Уважительно относятся к матери, любят родной дом, семью, уважительно относятся к человеку и результатам его труда.

 

 Для родителей:

Ø Повышена педагогическая культура родителей

Ø Укреплены детско-родительские отношения через совместную творческую деятельность.

 

Для педагогов:

Ø Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в группе;

Этапы работы над проектом:

Первый этап – подготовительный (Информационно-накопительный)

Второй этап – организационно – практический

Третий этап – заключительный

 

Первый этап – подготовительный (Информационно-накопительный)

ü Определение проблемы;

ü Постановка целей и задач;

ü Составление плана мероприятий по реализации проекта;

ü Подбор наглядно-иллюстративного материала;

ü Подбор художественной литературы в рамках проекта;

ü Подбор дидактических, сюжетно-ролевых игр;

ü Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр;

ü Подборка стихов по теме;

ü Подбор материала для продуктивной деятельности.

Работа проекта включает два блока

     1) Семья                                                      2) Родной край.  

— «Я и моё имя»                                          — «Наши защитники»                                

— «Моя семья»                                             — «Моя мама»

 — «Любимый детский сад»                        — «Мой город»

 — «Мои друзья»     —                                     -«9 мая. День Победы»

 

Второй этап – организационно – практический

 

План мероприятий по реализации проекта

Реализация проекта

 

Месяц

Работа с детьми

Октябрь

«Я и мое имя»

Рассматривание картин, плакатов, иллюстраций о детском саде, о семье, о профессиях и др.

Дидактические игры «Назови ласково», «Собери фрукты»

Чтение сказки «Волк и семеро козлят».

Ноябрь 

«Моя семья»

Рассказы детей о членах своей семьи

С/р игра «Семья»

Заучивание потешки «Расти коса до пояса»

Беседа «Моя семья»

Разыгрывание ситуаций«Как поднять настроение маме?», «Вечер в семье».

Заучивание стихотворений и потешек о зиме.

Игра-развлечение для детей «Как Лунтик семью нашёл»

Декабрь 

«Любимый детский сад»

Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

Беседы «Моя группа»,  «Мой воспитатель».

Д/И «Давай познакомимся», «Что в нашей группе», «Назови себя».

Чтение: О. Крияр «На прогулку», Е. Яниковская «Я хожу в детский сад».

Встреча с интересными людьми: повар, медсестра.

Заучивание потешек.

С/р игра «Детский сад».

Аппликация «Снегири»

Новогодний утренник

 

Январь 

«Мои друзья»

Беседы с детьми«Мои друзья», «С кем я дружу».

Утренний круг6 «Ласковые слова»«Как зовут твоего друга».

Разыгрывание ситуаций«Ссора», «Как помириться?»

Пословицы и поговорки о дружбе.

Чтение и разучивание стихов о дружбе.

 

Февраль

 «Наши защитники»

Беседа с детьми о папе, с рассматриванием фотографий.

Изготовление подарков для пап

Рисование «Самолеты летят».

Заучивание песен и стихов об армии

С/р игра «Мы солдаты»

Выставка детских работ на тему «Мы защитники».

 

Март «Моя мама»

Беседа с детьми о своих мамах.

Изготовление подарков для мам.

Рисование «Красивое платье для мамы».

Разучивание песен и стихов о мамах, бабушках.

С/р игра «Дочки – матери».

 

Апрель 

«Мой город»

 Беседы с детьми: «Мой адрес», «Улица, на которой я живу», «Город, в котором я живу».

Д/И «Светофор», «Что летает, плавает, едет».

Рассматривание фотографий с улицами города

Рисование «Моя улица».

Конструирование «Дом, в котором мы живем»

С/р игра «Автобус»

Май

«9 мая.

День Победы»

Беседы, составление рассказов по картинам, рассматривание картин по теме о Победе

«Майский праздник – День Победы!»

Утренняя гимнастика «Бравые солдаты»

Пальчиковая гимнастика. «Эти пальцы – все бойцы»

Просмотр мультфильма «Мальчиш – Кибальчиш»

 

 

 

Взаимодействие с родителями

Консультация«Как научить детей охранять природу».

Создание мини – музея «Игрушки маминого детства»

Консультация для родителей : «Воспитание любви к родному городу в семье и детском саду».

Консультация для родителей : «Совместный труд сближает взрослых и детей».

Изготовление фотоальбома«История моей семьи».

Экскурсия родителей с детьми по улицам, прилегающим к детскому саду.

Создание родителями при участии детей Генеалогического древа семьи.

 

 

Взаимодействие с педагогами

Презентация проекта, обмен опытом

 

Третий этап – заключительный

Продукт проекта: Изготовление  «Генеалогическое древо семьи».

Вывод:

В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.

Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, любви к своим корням, своему дому, детскому саду, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.

×
×