Автор: Ябурова Елена Николаевна
Проект «Самовар – душа народа!»
Тип проекта: педагогический.
Вид проекта:познавательно-творческий.
Участники:
Целевая группа:дети средней группы (22 ребенка), родители
Сроки реализации проекта: краткосрочный (1 месяц)
Актуальность проекта
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня, и она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.Воспитание у детей чувства патриотизма начинается в пору дошкольного детства. Ребенок впитывает культуру своего народа через знакомство с народным творчеством, культурными традициями, с предметами старины.
Одним изглавных символов русской бытовой культуры является самовар. Едва ли найдется другой символ, с такой полнотой воплотивший в себе и быт, и душу народа. Будучи украшением дома, он с момента своего появления занял особое место среди других изделий. Это синоним гостеприимства, символ русского чаепития, добра, домашнего уюта и семейного покоя, он всегда занимал почетное место в центре стола и даже в жизни русских людей. Именно вокруг самовара собирались все члены семьи, родственники, гости. Ни одно из застолий и народных гуляний не обходилось без самовара. Он занял центральное место в каждом доме, став его сердцем, объединяющим людей, настраивающим их на чистую и спокойную беседу.
Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья. Вот почему, несмотря на свою дороговизну, самовар был почти в каждом доме.
Жизнь современного человека стала динамичной, ее ритм не дает нам остановиться и размеренно побеседовать с родными, друзьями, выпить чаю за круглым столом. Забыты обычаи заваривать чай в самоваре, его потеснил ближайший родственник – чайник. Сложно сегодня представить в доме наличие самовара.
В начале разработке проекта было проведено анкетирование родителей, по результатам которого было выявлено: только 2 семьи имеют в доме самовар, 5 детей видели настоящий самовар, а 100% детей различают самовар на картинках, на иллюстрациях сказок и в мультфильмах.Были в краеведческом музее 10 семей, на выставке самоваров не был никто.
Проблема:дети средней группы ничего не знают об истории появления самовара, о значении его в жизни русского народа и том, что самовары бывают разные.
Цель проекта: Формирование у детей нравственно – патриотическихчувств, через ознакомление с историей самовара.
Задачи проекта:
— Познакомить детей 4-5 лет с историей появления самовара на Руси, с его значением в жизни русского народа
— Дать представление детям о разных видах самовара.
— Формировать у детей знания о значении самовара в жизни русского народа.
— Развивать у детей любознательность, познавательную активность, творчество.
— Воспитывать интерес к народным традициямк истокам русской культуры и быта.
Ожидаемые результаты реализации проекта
У детей сформированы представления об самоваре, истории появления его на Руси. Так же у детей сформированы знания о разных видах самоваров, что они бывают разной величины, формы, электрические, работают на углях, с разными рисунками. Дети знают значение самовара, что он сам варит воду, что первые самовары появились в Туле. У ребят есть знания о значении самовара в жизни русского народа, о традициях чаепития. У детей сформирована любознательность, они интересуются историей и традициями русского народа. У детей и родителей сформирован интереск истокам русско-народной культуры, быта. Дети и родители активные участники в посещении краеведческого музея, участники в изготовлении поделок на тему «Самовар Батюшка», создание альбома«Русь самоварная», в драматизациипо произведению К. Чуковского «Муха Цокотуха», в итоговой викторине «Хранитель старины далекой – великий русский самовар!»,
План реализации проекта
Литература
1. Железнова Е. Р. «Серия интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с русским бытом и традициями Руси».
2. Иванова Е.А., Русские самовары. — Л. – 1971.
3. Князева О.Л., Маханева М. Д., «Приобщение детей к истокам русской народной культуре».
4. Лаврентьева Л.С. Культура русского народа: Обычаи, обряды, занятия, фольклор.-СПб.:Паритет, 2004.- 448с.
5. Лобанева Т.А., Русский самовар // Декоративное искусство СССР. – 1969. — № 142. — С.43-46.
6. Москалева Л.А, Ашевский С.Д., Тула: Из глубин веков до наших дней. — Тула: ПРИОК. КН. ИЗД-ВО, 1988.
7. Попова А., Энциклопедия для детей «Просто о простом».
8. Русский самовар/Сост. А.А. Гилодо. — М.: Советская Россия, 1991 — 225 с.
9. Тихонова А. С., Тульский самовар – Тула: Приокское книжное издательство, 1989 – 175 с.
Интернет-ресурсы
Тульские самовары https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/02/11/samovary.ppt