Автор: Николаева Александра Вадимовна
ПРОЕКТИРОВАНИЕ КЕЙСА НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 11 КЛАССА
Николаева А.В.
Учитель английского языка
МБОУ СШ №27
Согласно современному ФГОС, процесс обучения сегодня направлен на повышение познавательного потенциала каждого ученика, развитие способности к изучению материала различного уровня, творческих способностей школьников, а также данный процесс ориентирован на то, чтобы ученики могли овладевать различными новыми системами знаний и расширять свой креативный потенциал. При этом несомненно огромная работа и ответственность возлагается на учителей. В заданным условиях преподавателям необходимо находить активные пути развития программ обучения, а также определить наиболее эффективные приёмы и технологии процесса обучения. В условиях нового ФГОС важнейшая цель при обучении английскому языку – это формирование коммуникативно-языковой компетенции у учеников на различных ступенях образования [5]. В данном случае метод кейс-стади – это один из путей повсеместного использования на практике инновационных технологий педагогики, направленных на решение задач ФГОС.
Таким образом, актуальность данной работы обусловлена необходимостью разработки эффективных упражнений по иностранному языку для формирования умений устно аргументировать свою позицию среди старших школьников. Эффективность обучения обучающихся 11 класса обусловлена выбором средств для поддержания их интереса к выполняемой деятельности. Также актуальность работы связана с недостаточной изученностью проблемы выбора наиболее результативных приёмов обучения иностранному языку с использованием кейс-стади на ступени среднего общего образования.
Проанализировав различные позиции рассмотрения термина «кейс-стади», можно проследить главную идею данного метода: закрепление знаний и умений с помощью активного взаимодействия обучающихся в процессе разрешения тех или иных ситуаций, направленного на приобретение профессиональных знаний, а также формирование и развитие различных умений и навыков.
Метод кейс-стади относится к интерактивным методам обучения, так как он содержит в себе следующие задачи:
1) способствует развитию коммуникативной компетенции, помогает образовать эмоциональную связь между учениками;
2) позволяет решать информационную задачу, так как обучающимся предоставляется необходимая информация, при отсутствии которой реализация взаимосвязи невозможна;
3) позволяет сформировать и развить такие умения и навыки, как: анализ, синтез, постановка целей и задач и другие, позволяющие обеспечить решение обучающих задач;
4) продвигает воспитательную задачу, так как идёт привитие обучающимся привычки работать в коллективе и прислушиваться к мнению одноклассников [1].
Обучающий кейс включает в себя:
1) ситуацию (какая-либо проблема, история из реальной жизни, случай);
2) контекст ситуации (исторический, хронологический, особенности действия участников ситуации);
3) комментарий ситуации;
4) задания для работы с кейсом;
5) различные приложения [2].
Ю.П. Сурмин в своих работах сказал, что абсолютно любой кейс должен содержать в себе следующий набор требований [4]:
1) быть основанным на реальных событиях, фактах;
2) быть оформленным таким образом, чтобы была возможность установить баланс между накопленным жизненным опытом учеников старших классов и проблемами из реальной жизни, которые могут им встретиться в будущем;
3) позволять интерпретировать информацию под каждого участника образовательного процесса;
4) включать проблемы и конфликты;
5) быть рассматриваемым и посильным для решения при определённых временных рамках, а также индивидуальных особенностях и уровне каждого обучающегося;
6) допускать разные варианты путей выхода из ситуации [5].
Метод кейс-стади полностью соответствует поставленным перед преподавателем задачам. Кейс – это заранее подготовленный материал, описывающий проблемную ситуацию, приближенную к реальной жизни, а также основанную на жизненном опыте. При этом одного определённого правильного решения для конкретной ситуации нет, для каждого кейса существует вариация решений и путей выхода из проблемы. Работа с кейсом включает в себя анализ проблемы, дискуссию и совместный поиск решения, но учитель играет лишь роль консультанта.
Использование метода кейс-стади в учебном процессе предполагает содержание в себе своих особенностей. Формирование кейса – это целая система, долгий и кропотливый процесс. С.Ю. Попова и Е.В. Пронина отмечают некоторые критерии, которые необходимо учитывать при создании кейса: он должен соответствовать принципу посильности, т.е. должен быть весьма нетрудным для понимания; соотноситься с задачами, которые предстают перед обучающимися в реальной жизни; соответствовать современной действительности, а также быть представлен в довольно тактичной форме.
С.Ю. Попова и Е.В. Пронина выдвигают идею содержания кейса следующим образом:
1) введение, содержащее в себе персонажа или персонажей кейса, история, повествуемая в кейсе, а также временные рамки описания представленных событий;
2) основная часть, включающая в себя главную информацию, кульминацию, внутреннюю интригу и непосредственно саму проблему;
3) заключительный этап – поиск путей решения и принятие наиболее приемлемого для решения данной ситуации.
После содержания кейса можно имеют место быть вопросы к нему, а также различные приложения и дополнительные материалы, например, схемы, диаграммы, таблицы, картинки и т.д. [3]
М.А. Корнеева предлагает следующие требования для создания качественного кейса:
1) необходимо учитывать уровень и опыт аудитории;
2) нужно подбирать ситуации и проблемы, работающие на перспективу;
3) любой кейс должен содержать в себе актуальные задачи;
4) в кейс следует закладывать цитаты для придания реалистичности;
5) кейс должен соответствовать педагогическим целям;
6) подразумевает принятие конкретного решения;
7) включает вывод и этап рефлексии по окончании работы;
8) кейс должен быть небольшим по объёму и соответствовать возрастным и психологическим особенностям обучающихся [6].
«Достопримечательности в Пекине»
Вид кейса: обучающий
Тип кейса: аналитический, сюжетный
Класс: 11
Краткое описание работы с кейсом:
1) данный кейс выдаётся обучающимся, для ознакомления с ним будет достаточно 10 минут;
2) класс делится на 3 группы, каждая из которых является конкретной туристической организацией; каждая группа подробно разбирает кейс; кейс включает в себя необходимую информацию о различных знаковых местах Пекина; перед обучающимися стоит задача ознакомления с кейсом и дискуссия, в ходе которой будет выбран оптимальный вариант его решения;
3) на заключительном этапе старшеклассники представляют итоги решения кейса, а именно разработанный вариант маршрута;
4) оценивание работы групп и отдельных учеников проводится согласно целесообразности выбора достопримечательностей, размещения туристов, а также создания самого маршрута и с точки зрения полноты и грамотности ответа учеников;
5) рефлексия.
Критерии оценивания ответа обучающихся:
Оценка «5»
¾ коммуникативная задача выполнена полностью: были соблюдены все необходимые требования к поездке, есть план путешествия на четверо суток, представлен оптимальная альтернатива размещения, а также учтены интересы и запросы клиентов – отражены все аспекты, указанные в задании, объём высказывания соответствует уровню владения языка на ступени 11 класса – 12-15 фраз;
¾ высказывание логично и имеет завершённый характер; имеются вступительная и заключительная фразы, соответствующие теме. Средства логической связи используются правильно;
¾ используемый словарный запас, грамматические структуры, фонетическое оформление высказывания соответствуют поставленной задаче, а также уровню владения языка на ступени 11 класса (допускается не более 1-2 негрубых лексико-грамматических ошибок и/или не более 1-2 негрубых фонетических ошибок);
Оценка «4»
¾ коммуникативная задача выполнена частично: 1 аспект не раскрыт (остальные раскрыты полно), или 1–2 раскрыты неполно, а также объём ответа составляет 9-11 фраз;
¾ высказывание логично и имеет завершённый характер; нет вступительной или заключительной фразы. Средства логической связи используются частично правильно;
¾ используемый словарный запас, грамматические структуры, фонетическое оформление высказывания соответствуют поставленной задаче, а также уровню владения языка на ступени 11 класса (допускается не более 3-4 негрубых лексико-грамматических ошибок и/или не более 3-4 негрубых фонетических ошибок;
Оценка «3»
¾ коммуникативная задача выполнена не полностью: 2 аспекта не раскрыты (остальные раскрыты полно), или все аспекты раскрыты неполно, а также объём высказывания – 6-8 фраз;
¾ высказывание в основном логично и имеет достаточно завершённый характер, но отсутствует вступительная и заключительная фраза, средства логической связи и/или используются недостаточно;
¾ используемый словарный запас, грамматические структуры, фонетическое оформление высказывания в основном соответствуют поставленной задаче и/или недостаточно соответствует уровню владения языка на ступени 11 класса: отсутствует наличие разнообразны лексических и грамматических структур (допускается не более 4 лексико-грамматических ошибок (из них не более 3 грубых) и/или не более 4 фонетических ошибок (из них не более 3 грубых);
Оценка «2»
¾ коммуникативная задача выполнена менее чем на 50%: 3 и более аспекта содержания не раскрыты, объём высказывания составляет 5 и менее фраз;
¾ высказывание нелогично и/или не имеет завершённого характера; вступительная и заключительная фразы отсутствуют; средства логической связи практически не используются;
¾ понимание высказывания затруднено из-за многочисленных лексико-грамматических и фонетических ошибок (5 и более лексико-грамматических ошибок
и/или 5 и более фонетических ошибок) или более 2 грубых ошибок, а также используются бедные лексические и грамматические структуры, не соответствующие уровню владения языка на ступени 11 класса.
Содержание кейса:
Introduction. Working in a travel company and organizing trips for various travellers is not such an easy task. The employee of the tour company has to compare all the data that the client provides and choose the best solution. It is necessary to take into account the interests, age, budget, requirements of the client, as well as the duration of the trip and his/her/their wishes to the place of accommodation to draw up a unique route for the rest of a client or group of clients.
The key task. Imagine that you are an employee of the travel company «It’s Great to Be a Traveler!». You have received an order from three different groups of customers. There is a family couple with two children, a company of 5 friends and 2 colleagues among them. All of them have different expectations from the trip. Your task is to build a route for each group of holidaymakers, according to the requirements for the trip. It is necessary to create a set of attractions that exactly do not leave customers indifferent and choose the location most suitable for travelers guided by the needs of customers.
A set of travel requirements:
1) the journey lasts 4 days;
2) choose the most suitable accommodation for a group;
3) it is also necessary to choose the most optimal route to visit the attractions for a certain group (not more than 2 places per day).
Instructions for the task:
1) to get information about travelers (ПРИЛОЖЕНИЕ 1);
2) to get information about hotels (ПРИЛОЖЕНИЕ 2);
3) choose the most optimal alternative to accommodation;
4) learn about Beijing’s major attractions (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) and build a route, according to the needs and interests of a particular group;
5) present all necessary results to the class and the teacher.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Крутилин В.А. Интерактивные методы в практике преподавания маркетинга: методическое пособие. – М.: РосНИИкадры, 2003. – 156 с. (Дата обращения: 19.03.2023).
2. Михайлова Е.А. Кейс и кейс-метод: общие понятия // Маркетинг. – 1999. – № 1. – С. 109-117 (Дата обращения: 18.03.2023).
3. Попова С.Ю. Современные образовательные технологии. Кейс-стади: учебное пособие для академического бакалавриата / С. Ю. Попова, Е. В. Пронина. Москва: Юрайт, 2017. 113 с. (Дата обращения: 19.03.2023).
4. Сурмин Ю.П. Ситуационный анализ или анатомия кейс-метода – К.: Центр инноваций и развития, 2002. – 286 с. (Дата обращения: 19.03.2023).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0 (Дата обращения:18.03.2023).
6. Якубова, Д. Р. Сase study как один из инновационных методов преподавания английского языка учащимся старших классов / Д. Р. Якубова, Е. В. Самсонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 172-175. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64627/ (дата обращения: 19.03.2023).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1. Paul (34), Tina (33), Rita (9), Mark (6)
A young married couple with two children want to go to Beijing to relax, enjoy the views of this city, as well as to spend time with fun for children and adults. Children love animals very much and their parents love to make beautiful photos for their family photo album. Tina is also interested in flowers and gardening. It’s very important for Paul that the hotel has air conditioning and for Mark and Rita, it’s important that there’s plenty of food to choose from. The family is also going to travel to China by car.
2. Lina (23), Catherine (23), Nick (21), Megan (20), Ben (20)
A group of young people go to Beijing to visit the famous festivals of China, as well as make many photos to remember this wonderful trip. Nick and Megan want to go to the theatre, and Lina, Catherine and Ben would like to see a classical music concert. Also friends want to see the mystical places of Beijing and enjoy nature. It is important for friends to stay in the same room and in the evenings they would like to watch TV shows together. Megan and Lina are bloggers, so it is important for them that the hotel has free internet. The room cost should be low. It is also important for them to have breakfast at the hotel so as not to go hungry in the city.
3. Julia (41), Christian (39)
Colleagues working at one of the main historical museums in London go to Beijing to familiarize themselves with the main historical monuments of China for writing a dissertation. It is important to touch the history of China: religion, architecture, cultural monuments and so on. Of course, Christian and Julia also go to relax and look at the magnificent views of Beijing, as well as try local cuisine. It is very important for Christian and Julia to live in separate rooms, preferably in suites. They do not care where to eat.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Shangri-La Hotel, Beijing is a great choice for guests of Beijing, an elite atmosphere and many useful services will make your stay here very pleasant. Free Wi-Fi is provided. Beijing Shangri La rooms feature flat-screen TV and AC. Free parking is available for travellers arriving by car. Restaurants are within walking distance. There are such attractions as the Beijing Zoo, the National Center for the Performing Arts in Beijing and the Beijing Central TV Tower near the hotel. This hotel has suites, twin and family rooms. Here is a buffet. The hotel is located in the heart of Beijing. There is a 10% discount for guests with children.
Beijing Downtown Travelotel is a stunning and budget hostel located almost in the center of the city. Breakfast is included in the room rate. There are cafes and the cinema near the hostel. The hostel has from 4-bed to 16-bed rooms. The hostel has a community room with cable TV and free Internet access. We also accept group bookings for up to 50 people. The hostel has a large kitchen, where every morning from 9 am to 11 am a big, tasty and healthy breakfast is served (a half-board). There is also a bus stop near the hostel. A discount is available for booking in advance.
North Garden Hotel is located not far from the Mysterious Forbidden City. It’s a great choice for those who want to recover. This place is well-known for its proximity to excellent restaurants and attractions. Living at the North Garden Hotel, you can easily see all the best Beijing offers. This hotel has single, twin, family rooms and suites. The hotel is built in the style of a Chinese palace. Inside there are ancient Chinese frescoes and mini-sculptures. Near the hotel there is a beautiful park for evening walks. The full-board is included.