Автор: Черепанова Галина Романовна
Происходящая в настоящее время реализация Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ диктует необходимость работы по раннему экономическому образованию уже в детском саду, включение содержания по финансовой грамотности в ОПП ДО, так как представления о деньгах и о их применении возможно формировать в дошкольном возрасте.
Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, содержит определение финансовой грамотности, как результат процесса финансового образования. Который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния.(8)
Приобщение детей дошкольного возраста к финансовой грамотности не предполагает ознакомления с работой финансовых институтов, а тем более постижения специфических понятий. Например таких как: инфляция, биржа, ценные бумаги, аккредитивы и др.и решения сложных арифметических задач.
В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по программе экономического воспитания необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.
Согласно ФГОС ДО, образовательная деятельность в ДОО должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать все образовательные области.(9)
Такая единая система выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательной деятельности, основной формой которого становятся не занятия, а деятельность детей (как совместная, так и самостоятельная) по освоению первичных социальных компетенций в сфере личных и семейных финансов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, наконец, воспитательно-образовательная работа в условиях детского сада формируют тот эмпирический опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. И вот здесь педагог детского сада должен стать для ребенка авторитетным человеком, который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия.
Профессиональный стандарт «Педагог» диктует необходимость развития профессиональной компетенции педагогов в обновлении организации в работе с детьми дошкольного возраста.(6)Поэтому актуальность разработки игр по основам экономического образования для детей старшего дошкольного возраста позволит частично решить проблему по формированию финансовой грамотности средствами дидактической игры.
Исследования, посвященные проблеме экономического образования и воспитания, имеют неоднозначное решение. Такие исследователи как П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, Ю.К. Васильев, Н.В. Кулакова, рассматривают как одну из частей трудового воспитания. Они считают, что экономическое образование и воспитание проявляется в подготовке детей к школе, жизни и труду и становится одним из необходимых условий его гражданской, трудовой и нравственной зрелости. Некоторые исследователи рассматривают данную проблему как синтез трудового, нравственного и идейно-политического воспитания, а потому оно не может считаться самостоятельным направлением.
В дошкольной педагогике проблема экономического воспитания и обучения рассматривалась как составная часть трудового воспитания. Об этом свидетельствуют работы таких исследователей как Р.С. Буре, Л.С. Дзинтерс, И.В. Житко, Л.М. Казарян, Л.В. Крайновой, Л.Я. Мусатовой, В.Г. Нечаевой и др.
Анализ программно-методических документов для дошкольных учреждений, таких как Курак Е.А. «Экономическое воспитание дошкольников», примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий. Смоленцевой А.А. «Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников», «Знакомим дошкольников с экономикой посредством сказок» показывает: с детьми дошкольного возраста в этом направлении целенаправленная система работы пока не сложилась. В качестве предпосылок экономического воспитания необходимо выделить доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно станут личностными.
В связи с отсутствием единой системы обучения детей дошкольного возраста навыкам финансовой грамотности, программного и методического обеспечения содержания данного направления, в Пермском крае была разработана авторская программа «Открытия Феечки Копеечки». Программа направлена на формирование основ финансово-экономической грамотности дошкольников в процессе активной деятельности с учетом региональных особенностей Пермского края, которая обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по всем основным направлениям развития.(5) В программе указаны цели и задачи, планируемые образовательные результаты, формы и методы организации образовательного процесса, а также дан перечень учебно-методических и технических ресурсов. Но, несмотря на это, не хватает уже разработанных учебно-методических пособий, в том числе игр, так как их приходится разрабатывать воспитателю.
Давно известно, что одним из ведущих методов обучения является игра. Игра дает ребенку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности» (А. Н. Леонтьев).
Таким образом, обучение в игре – один из самых эффективных методов получения знаний. В игре дети лучше концентрируются и легче усваивают информацию, сразу учатся применять новые навыки на практике.
Касается это и обучения финансовой грамотности, тем более что в этом случае речь идёт об очень практических жизненных навыках. Чаще всего дети дошкольного возраста уже имеют хотя бы небольшие карманные средства, так что для них повышение финансовой грамотности полезно не только как задел на будущее, но и как полезные навыки, которые пригодятся уже сегодня. И получать такие навыки проще всего именно в игровом формате, когда моделируются различные жизненные ситуации: покупка крупных финансовых целей, создание собственного бизнеса, планирование бюджета, обращение в кредитные организации, получение налогового вычета и прочее.
По заказу Министерства финансов Российской Федерации в ходе реализации совместного Проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в рамках «Конкурсной поддержки инициатив в области развития финансовой грамотности и защиты прав потребителей» эксперты разработали множество обучающих материалов по финансовой грамотности, в том числе в игровых форматах. Все они доступны бесплатно на портале.(2) Их можно скачать и использовать сценарии для проведения игр в группе, а также поделиться с родителями ссылками на онлайн-игры. На портале доступны самые разные форматы – викторины, квесты, чемпионаты, деловые игры для детей любого возраста от дошкольников до выпускников. Тематика материалов поможет в обучении основам финансовой грамотности в любой области: планирование бюджета, постановка целей, финансовые институты и продукты, финансовые мошенничества и защита от них, инвестирование, кредитование и многое другое.(8) Но в основном эти игры были разработаны без учета возрастных особенностей детей.
Проведенный анализ различных источников актуализирует разработку проекта «Играем в экономику».