Автор: Очирова Надежда Максимовна
Ни для кого не секрет, что проектная деятельность в обучении является одной из самых универсальных и практически значимых, так как реализация проекта, помимо развития множества компетенций ученика, предполагает создание конечного продукта.
Основная задача, я сказала бы даже миссия, учителя родного языка – передача языка следующим поколениям. И сегодня, помимо традиционной, но очень значимой очной формы обучения, есть возможность выложить продукты в сеть, тем самым дать такой языковой работе вечную жизнь.
Создание любого проекта — это сложная работа, состав учащихся в классе неоднороден — есть ученики с разными интересами, мотивацией, техническими возможностями, желанием быть вовлечённым в процесс. И выход здесь как раз через технологию индивидуального обучения, которая позволяет использовать индивидуальные способности учеников. Каждый ребенок самостоятельно выбирает направление своей работы и совместно с учителем строит индивидуальный план создания проекта.
На выходе мы имеем личный видеопродукт: КАЖДЫЙ ученик создаёт проект на эвенском. Это может быть
— обучающий видеоролик,
— видеосказка по рисункам, если ребенок любит рисовать,
— запись песни, если поет, музифицирует на гитаре
— декламация стихотворений и тд
Затем учащийся презентует свой проект перед классом и получает зачёт по теме предмета. Ролики получаются разные, в зависимости от творческих возможностей и компьютерной компетенции учащегося.
Творческий коллективный проект как внутри класса, так и творческой группой: караоке, съемка короткометражного фильма, перевод песен на эвенский язык и их исполнение, клипы, дублирование мультфильмов на эвенский язык, видеозагадки, социальные видеоролики и т.д.
Нет определенных рамок, ежегодно с прибытием в школу новых учеников появляются новые формы работы.
Дети все разные — отсюда и многообразие форм реализации и оформления конечного результата. Некоторые работы создаются в течение не одного года. Например, сборник караоке, куда будут включены эвенские песни об олене; видеословарь, где главная тема «Олень, оленеводство», сборник обучающих песен для детей дошкольного возраста – работа приостановлена на неопределенное время, так как ученица выпустилась, учится сейчас в педагогическом университете им. Герцена, и мы ищем возможности продолжить работу.
Создание таких сетевых продуктов на эвенском языке совместно с детьми – это, несомненно, реализация творческого потенциала, как учащихся, так и самого учителя, создание позитивного настроя (ситуации успеха) и стимула для дальнейшего творчества, повышение самооценки
Практическая значимость такого проекта в том, что воспитанник не только изучает язык и творчески реализует себя, но и осваивает компьютерные программы по созданию таких видеопродуктов, и, что очень важно, вносит свой вклад в сохранение и развитие эвенского языка, распространяя готовые материалы в открытом доступе в интернете для всех желающих изучать язык. И эта работа имеет высокую нравственную основу, потому что ребенок знает, что это все уйдет к другим людям — всем эвенам на планете Земля.
Нунмин дюгудун тэгэтми —
Ач мудна энэе ханилбунни