ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ КОУТ «УНИВЕРСИТЕТ ТАЛАНТОВ»

Автор: Ильдусова Руфина Эдуардовна

В данной выпускной работе продемонстрирована работа «учителя-исследователя», который задает наводящие вопросы учащимся, сомневается вместе с ними, вместе с ребенком, задающим неожиданные вопросы по поводу обычных явлений, показывая, что в каждом объекте вокруг нас существует что-то неизведанное. В работе применены самые разные практики проектной деятельности: конференции, уроки, тренинг. 

Для того, чтобы проектная деятельность при работе с одаренными детьми была выстроена для разных контингентов ребят и стремилась к тому, чтобы мотивация ребят повышалась, целесообразно интегрировать разные по длительности и сложности формы проектной деятельности в программу проектной деятельности. Для этого применены на практике формы организации проектной деятельности – от урока до самостоятельного проектного исследования. 

Проектная деятельность признана инновацией номер один в мире, так как благодаря нее происходит процесс изучения различных основ познания фундаментальных знаний. Метод проектов признан одним из лучших, рекомендован к использованию педагогам, которые работают с детьми.

Выполнена цель данной работы — теоретически обоснована и практически применена технология по организации проектной деятельности с одаренными детьми в рамках занятий по физике.

Для достижения цели, решен ряд задач, а именно:

1. Провести литературный обзор по избранной тематике.

2. Проведено исследование, направленное на изучение методов и технологий проектной деятельности.

3. Рассмотрен зарубежный и российский опыт применения метода проектов в системе образовательного процесса.

4. Разработан и применен на практике комплекс мероприятий по формированию надпредметных компетенций и навыков проектной деятельности.

5. Определены критерии, уровни и показатели развития надпредметных компетенций, а также экспериментально проверена возможность их развития.

Гипотеза исследования: уровень знаний и надпредметных компетенций одаренных учащихся повысится при внедрении метода проектов – доказана.

В первой главе рассмотрены основные определения проектной деятельности, ее методы, технологии и виды. Также обозначена роль педагога и ученика в проектной деятельности.

Роль педагога в проектной деятельности очень важна. Он играет ключевую роль в организации и проведении проектов, направленных на развитие компетенций учащихся. Кроме того, педагог является посредником между учащимися и реальным миром, где они могут использовать свои знания и умения, набранные в результате проектной деятельности.

Важной задачей педагога является создание условий для проектной деятельности, объединение учащихся в команды, ориентированные на достижение конкретных результатов. Он должен объяснить учащимся, как работать над проектом, задать цели и сроки, определить ресурсы, необходимые для выполнения задач, и оценить конечный результат. Он также может выступать в качестве наставника, помогая учащимся в решении проблем и в процессе развития их компетенций.

В целом, педагог играет важную роль при создании условий, направленных на развитие компетенций учащихся в рамках проектной деятельности, и должен быть опытным методистом, профессионалом в своей области знаний и владеющим авторитетом среди учащихся.

После проведения литературного обзора по проектной деятельности в образовании, можно сделать следующие выводы:

— Проектная деятельность является эффективным методом обучения, стимулирующим учащихся к активной учебной деятельности и развитию навыков применения полученных знаний в практических ситуациях.

— Проектная деятельность может охватывать различные области знаний, что повышает интерес учащихся к учебному процессу и позволяет более глубоко изучать каждую тему.

— Проекты могут быть ориентированы на реальные проблемы в школе, обществе или окружающей среде, что делает обучение более практичным и вызывает больший интерес учащихся.

— Организация проектной деятельности требует хорошо продуманного планирования и организации, а также подбора проектов, соответствующих возрасту и уровню подготовки учащихся.

— Проектная деятельность способствует развитию социальных и коммуникативных навыков учащихся, таких как умение работать в команде, эффективно общаться и решать проблемы в совместной работе.

Во второй главе рассмотрены методики и средства проектной деятельности. Игровая методика в проектной деятельности становится все более популярной, особенно в области изучения физики. Многие исследования показывают, что игровая методика может быть эффективным инструментом обучения физике, так как игры могут визуализировать сложные физические концепции, и это увеличивает понимание учащимися темы.

Можно сделать вывод, что благодаря данной методике у учащихся появляется возможность развить как предметные, так и надпредметные компетенции, которые обязательно пригодятся школьникам при дальнейшем трудоустройстве, а также работе в компаниях и организациях.

Также в рамках второй главы разработана увлекательная игра, основанная на методе проектов, с помощью которой у одаренных учащихся появится возможность познакомиться с проектной деятельностью. Игра разделена на большое количество этапов, в каждом из которых учащиеся смогут развить свои компетенции. Также представлены правила ведения игры.

Таким образом, проектная деятельность является эффективным и интересным методом обучения, который может сделать учебный процесс более практичным и заинтересовать учащихся в обучении. При этом организация проектной деятельности требует хорошего планирования и организации, а также учета возраста и уровня подготовки учащихся.

В третьей главе проведена практическая часть работы, а именно: разработан урок по предмету «физика», разработана и реализована научно-практическая конференция «На крыле физики». Конференция помогла развить у учащихся огромный интерес к проектной деятельности, а также раскрыться как молодые ученые.

Также в рамках главы проведен анализ уровня развития надпредметных компетенций у учащихся до и после педагогического эксперимента. Лицеисты с интересом решали предложенные проектные задачи, участвовали в конференции.

Есть одаренные и продвинутые дети, а есть и те, которые только начинают с этим знакомиться. Педагог же должен обеспечить достижение образовательных результатов, связанных с тем, что они знают, что такое проект; умеют с ним работать, а также достигают успеха в данной деятельности.

Полученные в третьей главе результаты свидетельствуют о том, что гипотеза исследования доказана.

Результаты, изложенные в этой работе, представляют весомый интерес для педагогического общества, поскольку использованные в работе методики позволяют повысить уровень надпредметных компетенций, а также мотивируют к изучению предмета «физика».

×
×