Автор: Валиев Кирилл Викторович
ПРОЕКТЫ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПУТЬ К ПОЗИТИВНОЙ «Я-КОНЦЕПЦИИ» ОБУЧАЮЩИХСЯ
К.В. Валиев
Магистрант первого года обучения по направлению подготовки 44.04.01
«Педагогика и психология проектной деятельности в образовании»
Курский государственный университет
e—mail: kirillvaliyov@yandex.ru
Научный руководитель:
Н.А. Сухих Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой профессионального обучения и методики преподавания технологии
ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»
Аннотация: в данной работе мы рассматриваем роль проектной деятельности в развитии «Я-концепции» обучающихся в учреждениях дополнительного образования. На основе обзора литературы и теоретического анализа демонстрируется, как проектно-ориентированное обучение способствует формированию когнитивных и не когнитивных компетенций, укрепляющих позитивную самооценку. Практические примеры иллюстрируют применение проектной деятельности, предоставляя педагогам рекомендации для создания эффективных образовательных практик.
Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, «Я-концепция», учебный проект, этапы проекта, ИКТ.
Abstract: in this paper, we consider the role of project activities in the development of the «I-concept» of students in institutions of additional education. Based on a literature review and theoretical analysis, it is demonstrated how project-based learning contributes to the formation of cognitive and non-cognitive competencies that strengthen positive self-esteem. Practical examples illustrate the application of project activities, providing teachers with recommendations for creating effective educational practices.
Keywords: design and research activities, «I-concept», educational project, project stages, ICT.
В данной статье рассматривается роль проектной деятельности в развитии «Я-концепции» обучающихся в учреждениях дополнительного образования на примере детского технопарка «Кванториум» в Курске. На основе эмпирического исследования, проведенного с помощью анкетирования 50 обучающихся, анализируются частота, типы и трудности проектной деятельности, а также ее влияние на самооценку и самоэффективность. Результаты показывают, что проектная деятельность способствует значительному повышению уверенности в своих силах и развитию когнитивных и не когнитивных компетенций. Особое значение имеют групповые проекты, которые наиболее популярны среди обучающихся. Педагогам рекомендуется внедрять рефлексивные практики и обеспечивать доступ к ресурсам для повышения эффективности проектной деятельности.
Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, «Я-концепция», дополнительное образование, учебный проект, самоэффективность, ИКТ.
Современная образовательная парадигма акцентирует внимание на целостном развитии личности, включающем не только академические достижения, но и социальный, эмоциональный и личностный рост. Одним из ключевых аспектов личностного развития является «Я-концепция» — совокупность представлений человека о себе, включающая убеждения, ценности и идентичность. Позитивная «Я-концепция» связана с высокой самооценкой, улучшением учебных результатов и успешным социальным взаимодействием [2].
Учреждения дополнительного образования, такие как детские технопарки, кружки и внеклассные программы, предоставляют уникальные возможности для развития «Я-концепции» посредством проектно-ориентированного обучения (ПО). Проектная деятельность предполагает решение реальных задач и создание продуктов, что способствует развитию критического мышления, навыков сотрудничества и саморегуляции [3].
Цель данной статьи — показать, как проектная деятельность в учреждениях дополнительного образования способствует формированию позитивной «Я-концепции» обучающихся. На основе теоретического анализа и эмпирического исследования, проведенного в детском технопарке «Кванториум» г. Курска, мы стремимся предложить педагогам практические рекомендации по реализации эффективных образовательных практик.
«Я-концепция» представляет собой многомерную конструкцию, включающую академическую, социальную, физическую и эмоциональную самооценку [2]. Она формируется под влиянием жизненного опыта, социальных взаимодействий и обратной связи из окружающей среды, что делает образовательные учреждения ключевыми агентами её развития.
Проектно-ориентированное обучение характеризуется высокой степенью самостоятельности учащихся, решением проблем и созданием конкретных продуктов. Такой подход способствует развитию автономии, рефлексии и чувства самоэффективности — веры в свои способности успешно справляться с задачами [4]. Исследования подтверждают, что участие в проектной деятельности повышает уверенность в своих силах и улучшает социальные навыки [1].
Внеклассные мероприятия, включающие элементы проектной деятельности, создают благоприятные условия для формирования позитивной «Я-концепции». Например, совместная работа над проектами, такими как разработка мобильного приложения, способствует развитию технических навыков, творческого мышления и целеустремлённости, что положительно влияет на эмоциональную и академическую самооценку.
Для изучения влияния проектной деятельности на «Я-концепцию» обучающихся было проведено эмпирическое исследование в детском технопарке «Кванториум» г. Курска. В исследовании приняли участие 50 обучающихся в возрасте от 12 до 18 лет (60% юношей, 40% девушек). Была использована анкета, состоящая из 15 вопросов, направленных на изучение следующих аспектов:
Частота и типы проектной деятельности;
— Предпочтения обучающихся в форматах проектов;
— Трудности, возникающие при выполнении проектов;
— Влияние проектной деятельности на уверенность в своих силах;
— Критерии оценки проектов и факторы их успешности.
Данные были проанализированы с помощью описательной статистики для выявления тенденций и корреляций.
Результаты исследования
Частота и формы проектной деятельности. Согласно результатам, проектная деятельность является наиболее распространенным методом работы в «Кванториуме», однако лишь 16% респондентов указали, что часто занимаются проектной деятельностью. Это может свидетельствовать о нерегулярном применении этого метода или о разном восприятии проектной деятельности. Групповые проекты оказались наиболее предпочтительными (73%), что подчеркивает важность социального взаимодействия.
Типы проектов. Большинство обучающихся (более 50%) занимаются исследовательскими проектами, что соответствует технической направленности «Кванториума».
Продолжительность обучения. Большинство респондентов (более 50%) обучаются в учреждении менее одного года, что может ограничивать их опыт участия в проектах и влиять на восприятие проектной деятельности.
Влияние на уверенность в себе и самооценку. Проектная деятельность положительно повлияла на уверенность в себе большинства учащихся, однако только около 50% респондентов считают её эффективной для развития самооценки. Это указывает на ограниченное влияние проектной деятельности на «Я-концепцию» в нынешних условиях.
Трудности. Основной проблемой, отмеченной половиной респондентов, является нехватка времени на выполнение проектов. Это может снижать вовлеченность и мотивацию учащихся.
Поддержка педагогов. Практически все респонденты (около 90%) отметили достаточную поддержку со стороны преподавателей, что является важным фактором успешности проектной деятельности.
Факторы успешности. Учащиеся не пришли к единому мнению о ключевых факторах успешности проектов. Среди упомянутых факторов — командная работа, доступность ресурсов и взаимоотношения с преподавателем, но их приоритетность варьируется.
Эффективность проектной деятельности. Около половины респондентов оценили проектную деятельность как умеренно эффективную для развития самооценки, что ниже ожидаемого уровня влияния на «Я-концепцию».
Результаты исследования показывают, что проектная деятельность в «Кванториуме» активно используется, особенно в формате групповых и исследовательских проектов, и оказывает положительное влияние на уверенность обучающихся. Однако её эффективность в развитии «Я-концепции» ограничена из-за нехватки времени и, возможно, недостаточной глубины рефлексии. Групповые проекты способствуют развитию социальной самооценки, но их влияние на академическую и эмоциональную составляющие «Я-концепции» менее выражено [2].
Недостаток времени, отмеченный как основная трудность, может быть связан с высокой нагрузкой на учащихся или неоптимальной организацией проектной деятельности. Поддержка со стороны преподавателей, отмеченная как сильная сторона, играет ключевую роль в мотивации и успешности проектов [5]. Однако отсутствие консенсуса по поводу факторов успешности указывает на необходимость более четкой структуры проектов и критериев их оценки.
Чтобы усилить влияние проектной деятельности на «Я-концепцию», педагоги могут внедрять рефлексивные практики, такие как ведение портфолио или обсуждение результатов, что позволит учащимся лучше осознавать свои достижения.
На основе результатов исследования и теоретического анализа предлагаются следующие рекомендации для педагогов учреждений дополнительного образования:
Внедрение рефлексивных практик. Использование журналов, портфолио или групповых обсуждений позволяет учащимся осмысливать свой прогресс, что способствует развитию самосознания и самооценки.
Обеспечение ресурсной базы. Преподавателям следует позаботиться о доступе к материалам, цифровым инструментам и достаточном количестве времени для выполнения проектов.
Разнообразие методов оценки. Традиционные подходы к оценке могут не отражать изменения в не когнитивных навыках. Рекомендуется использовать портфолио, самооценку и оценку коллег для комплексного анализа результатов.
Поддержка командной работы. Организация групповых проектов с четким распределением ролей и регулярной обратной связью от преподавателей способствует развитию социальных навыков и чувства принадлежности.
Заключение
Проектная деятельность в учреждениях дополнительного образования, таких как детский технопарк «Кванториум», является мощным инструментом для развития «Я-концепции» обучающихся. Участие в значимых проектах укрепляет академические способности, социальные навыки и самооценку. Эмпирические данные подтверждают высокую эффективность проектной деятельности в повышении самоэффективности и подчеркивают важность педагогической поддержки и ресурсного обеспечения.
Будущие исследования должны быть сосредоточены на изучении долгосрочных эффектов проектной деятельности на «Я-концепцию» и анализе её влияния на различные демографические группы. Это позволит более точно определить оптимальные стратегии для интеграции проектной деятельности в образовательный процесс.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баумейстер, Р. Ф. (1999). «Я» в социальной психологии. Psychology Press.
2. Бородкина, Е. Н. (2013). Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форм соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества. Наука и практика воспитания и дополнительного образования, (3), 50–57.
3. Полат, Е. С. (2011). Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Под ред. Е. С. Полат. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академия.
4. Полат, Е. С. (2006). Метод проектов: история и теория вопроса. Школьные технологии, (6), 43–47.
5. Шарипов, Ф. В. (2012). Технология проектного обучения. Педагогический журнал Башкортостана, 2(39), 87–93. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-proektnogo-obucheniya (дата обращения: 11.04.2025).
6. Самоэффективность учащихся на развивающем курсе математики. (2010). ProQuest LLC.
PROJECTS IN ADDITIONAL EDUCATION: THE PATH TO A POSITIVE «SELF-CONCEPT» OF STUDENTS
K.V. Valiev
1st year graduate student in 44.04.01 Pedagogy and Psychology of Project Activity in Education
Kursk State University e-mail: kirillvaliyov@yandex.ru
Scientific supervisor:
N.A. Sukhih
Associate Professor, Head of the Department of Vocational Training and Methods of Teaching
Kursk State University
References
1. Baumeister, R. F. (1999). The «I» in social psychology. Psychology Press.
2. Borodkina, E. N. (2013). Implementation of targeted educational projects of schools and families as forms of co-management of educational institutions on the basis of partnership and cooperation. Science and Practice of upbringing and additional education, (3), 50-57.
3. Polat, E. S. (2011). New pedagogical and information technologies in the education system: A textbook / Edited by E. S. Polat. 3rd ed., ispr. and add. M.: Academy.
4. Polat, E. S. (2006). Project method: history and theory of the issue. School Technologies, (6), 43-47.
5. Sharipov, F. V. (2012). Technology of project-based learning. Pedagogical Journal of Bashkortostan, 2(39), 87-93. [Electronic resource] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-proektnogo-obucheniya (date of application: 04/11/2025).
6. Self-efficacy of students in the developing mathematics course. (2010). ProQuest LLC.