Автор: Васильева Наталья Викторовна
Профориентация
на занятиях ИЗО
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» Сухомлинский
Осознанный выбор направления своей будущей трудовой деятельности – это и есть профессиональное самоопределение. Кто-то с самого детства уверен, что станет врачом, модельером или дизайнером, а у кого-то путь в профессию оказывается извилистым и долгим. Бывает очень трудно найти дело, которое по-настоящему увлечёт, будет воодушевлять многие годы и станет средством не только самореализации, но и достойного заработка.
Все дети рисуют. Но совсем не обязательно, что каждый ребенок станет художником. Это его развитие. Если упустить и не заложить полезный навык в детстве, то позже, когда он понадобится, это сделать будет гораздо сложнее.
Поэтому именно в детстве необходимо максимально использовать возможность обучению изобразительному искусству, т.к.оно воздействует на интеллект, разум человека, расширяет его эмоциональный опыт, учит осознавать свою роль в жизни. У школьника, который много рисует, развиваются память и образное мышление, воспитывается тонкий вкус. Ведь чтобы научиться рисовать, ему необходимо научиться сравнивать, рассуждать, чувствовать.
Дополнительное образование имеет огромный потенциал в этом направлении.Оно представляет широкий спектр видов творческой деятельности, среди которых воспитанник может найти себе дело по душе, которое в будущем, возможно, станет его призванием.
В наш Центр приходят ребята, которые любят рисовать, увлечены этим занятием так, что хотели бы связать свою жизнь с творческими профессиями. Ведь не секрет — все, что нас окружает, в каждом предмете которым пользуется человек — в основе лежит эскиз, созданный рукой художника: одежда, мебель, дом, двор, город со всей его инфраструктурой.
?
— какие профессии, связанные с изобразительным творчеством вы мне назовёте?????????
Думаю,что немногие наши маленькие ученики станут прекрасными художниками или декораторами, иллюстраторами или флористами, искусствоведами или ювелирами, фотографами или стилистами. Но все, сумеют ценить и создавать красоту в повседневной жизни.
Учитывая возрастные интересы и возможности ребят, накопленный ими художественный опыт, нашей командой созданы индивидуальные маршруты обучения. Эти маршруты могут в дальнейшем меняться в зависимости от развития художественных способностей, выбранного направления и планов на будущее.
Самые младшие ребятишки занимаются по программе «Радуга детства». На занятиях мы обучаем детей дошкольников основным приёмам рисования и бисероплетения, учим сочетать цвета и оттенки, развиваем координацию движений, мелкую моторику рук – это трудные, но интересные задачи для дошколят.
Имея возможность наблюдать за творческими успехами друг друга, участвуя в конкурсах и выставках рисунков, ребята начинают понимать, что для достижения желаемого результата нужно много трудиться самостоятельно. Именно в творчестве можно проявить свой характер, выразить свои фантазии и мечты.
Художников 7-10 лет жду на программе
«Разноцветная палитра»
Здесь учащиеся начинают знакомиться с многообразием художественных направлений и специальностей. В этом возрасте уже проявляется индивидуальный стиль и видение мира, ребята могут оценить свои творческие успехи и заинтересованно наблюдают за сверстниками.
Учащиеся 11-15 лет могут продолжить обучение по программе «Нюанс» Подростки уже пытаются определить, какая профессия их привлекает. Передо мной стоит важная задача – показать юным художникам и дизайнерам разнообразие специальностей, помочь разобраться в особенностях разных профессий и сформировать интерес к получению первых трудовых навыков.
Благодаря занятиям ИЗО, учащиеся начинают понимать важность поэтапного обучения в течение всей жизни. Такой подход позволяет поддерживать постоянный интерес к получению новых знаний и уже с раннего возраста формирует у ребёнка желание заниматься саморазвитием.
Уже в начальных классах я начинаю знакомить школьников с ремёслами и профессиями, говорю о их особенностях описываю действия и манипуляции производимые тем или иным специалистами. Темы занятий о творческих профессиях есть на протяжении всего курса рисования.
— эскиз дизайна своей комнаты, кухни, гостиной и т.п.;
-витраж
— декоративная решетка
— наличники
— народные росписи
— пейзаж современного города, города будущего;
— эскиз макияжа, причёски, одежды;
— эскиз собственной визитной карточки, рекламного баннера, вывески
Тут же на уроке составляется беседа или школьниками готовится сообщение о профессиях и объектах в которых данные эскизы, наброски или рисунки были бы востребованы.
Для выбора профессии, связанной с изобразительным искусством, важно включать и сердце, и разум. Важно понимать те перспективы, которые могут ждать на пути. И если с самого детства душа лежит к искусству, красоте, живописи, графике или декоративно-прикладному творчеству, непременно стоит свое любимое хобби превратить в дело всей жизни.
— «Когда я стану большим….»
Профориентационная работа на уроках ИЗО достаточно важное требующее внимания перспективное направление т.к. это помогает подросткам определить свои интересы, склонности и способности, состояние здоровья, волевые качества, познакомиться с новыми профессиями и узнать их особенности. И самое главное определиться в выборе направления дальнейшего профиля обучения.
Теперь подробней хочу остановиться на тех профессиях, где можно применить свой талант — рисовать. Рисование — это искусство. Полезно ли уметь рисовать? Существует большое число профессий, связанных с рисованием.
Художник — это человек, занимающийся изобразительным искусством и зарабатывающий деньги на этом поприще. А в более возвышенном, творческом смысле — это человек, делающий мир ещё прекраснее. Он не просто отражает в своих произведениях земную красоту, он вкладывает в них свои чувства и мысли. Благодаря этому люди воспринимают привычные вещи другими глазами и глубже постигают мир.
Однако, просто в совершенстве владеть изобразительнымси навыками недостаточно.
? Что же нужно ещё??
Архитектор Чтобы стать востребованным архитектором, мало просто быть хорошим художником. Это одна из профессий, которые тесно связаны с математикой и рисованием. Ведь главная задача архитектора — разработать удобное и красивое пространство для жизни людей, учитывая законы урбанистики и стиль городской застройки.
Требования: для успеха необходимо обладать не только творческим, но и математическим складом ума, связывать эстетику, черчение, пространственное мышление и технические возможности. Знать ГОСТы, уметь проектировать, владеть основами геодезии, картографии, экологии.
Иллюстратор Рисование в этой профессии — самый главный навык. Ведь задача иллюстратора — передать и усилить смысл текста с помощью рисунков и графических изображений.
Требования: такие специалисты должны обладать безупречным художественным вкусом, живой фантазией и вникать в смысл произведений или заметок, для которых создаётся иллюстрация. И, конечно, знать основные графические редакторы для работы.
Витражист это специалист, занимающийся созданием витражей, то есть художественных композиций из стекла, которые используются в архитектуре, дизайне интерьеров.
Требования: глубокие знания о свойствах стекла, умение работать с различными материалами и инструментами, а также художественный вкуса и креативность для создания уникальных и эстетически привлекательных изделий.
дизайнер IT-сфера сейчас развивается семимильными шагами, а программисты — одни из самых востребованных специалистов в мире. Но и в этом направлении есть много профессий, которые связаны не только с программированием, но и рисованием. Эта специальность направлена на создание интерфейсов, которые красивы и удобны для пользователей.
Требования: такой специалист должен не просто нарисовать красивый дизайн. Его основные компетенции — это глубокий анализ пользовательского опыта, понимание психологии людей, их поведения, умение исследовать проблемы и решать поставленные задачи, систематизировать информацию и реализовывать выводы в дизайне продукта.
Художник-постановщик Одна из самых романтичных профессий, которые связаны с творчеством и рисованием — это художник-постановщик. Он отвечает за атмосферу фильмов, театральных постановок и перформансов, создавая антураж и декорации. Его задача не просто найти красивую площадку, а учесть особенности эпохи, разработать грамотные эскизы и чертежи.
Требования: художественное образование, знание особенностей постановки театрального и кинопроцессов, умение погружаться в исторические эпохи, работать с материалом.
Художник Выбирая профессии, связанные с изобразительным искусством, можно остановиться и на самой очевидной — свободном художнике. Только этот путь не такой чёткий и понятный, как другие современные специальности.
Требования: необходимо всю жизнь совершенствовать технику, чтобы не утратить навык, а также искать свой собственный стиль. Дополнительно нужно развивать коммуникативные навыки, завязывать знакомства с работниками галерей и меценатами, принимать участие в выставках и конкурсах, быть проактивным.
Графический дизайнер Востребованная специальность, суть которой – разработка внешней оболочки продукта для привлечения внимания. Мастера графики создают сайты, занимаются дизайном рекламы, упаковки, печатных изданий.
Требования: знание графических и мультимедийных компьютерных программ, законов композиции и цветового сочетания.
Ландшафтный дизайнер Хозяева загородных домов, мечтающие о создании красивых уголков для отдыха, приглашают таких специалистов. Этот специалист создает гармоничное пространство, где сочетается комфорт и красота. Для ландшафтного дизайнера выразительными элементами, средствами, красками и техническими приемами выступают садовые аксессуары, составляющие природного ландшафта, растения и постройки.
Требования: умение проектировать, увлечение природой, коммуникабельность, художественный вкус, дар конструктивного общения.
Ювелир Профессия творческая, но при этом она подойдет людям с техническим складом ума.
В работе требуются знания по математике, химии, геометрии и физике. Кроме того, мастер должен чувствовать эстетику изделия. Развитый художественный вкус поможет создать украшение, которое будет радовать глаз.
Визажист создает красивый образ с помощью макияжа. Он знает все о цвете, косметике и правилах ее нанесения, умеет определять цветотип и особенности строения лица, делать уместный макияж в зависимости от события и запроса клиента. Вооружившись кистью, визажист, словно художник, пишет новый образ человека, подчеркивает наиболее выразительные черты его лица и маскирует существующие недостатки.
Педагог — художник это тот, кто совмещает профессиональное творчество с педагогической деятельностью. Это сочетание педагогического таланта и мастерства художника. Воспитание любви к искусству — одно из прекрасных направлений человеческой деятельности. Развивает в человеке способность свободного творчества, пробуждает самые высокие чувства и стремления, раскрывает красоту и неповторимость бытия, помогает извлекать радость из каждого момента жизни.
В заключение хочу сказать, что только изучив особенности каждой художественной профессии, можно выбрать ту, которая максимально раскроет творческие способности каждого и поможет самореализации себя как личности. Правильный выбор – залог профессионального роста и внутренней гармонии.
Когда вырасту, я стану художником. Буду ходить в бежевом плаще, кудрявый, с хитрым прищуром. Руки держать в карманах, а там – карандаш и ластик, под сердцем – блокнот. В этом блокноте я стану носить звёзды, луну, солнечных зайцев, улыбки случайных попутчиков и грустинки неслучайных.
Когда вырасту, я стану путешествовать автостопом. С маленьким рюкзаком, в котором сложены крылья. Без мыслей, без ожиданий, я войду в ритм дорог и закатов. По вечерам я стану раскладывать палатку у костра, а у моря спать прямо на гальке в спальнике. Глядя на Большую медведицу, я буду чувствовать себя свободным, одиноким но единым со всеми.
Когда вырасту, я стану мастером. Я буду растворяться в своём ремесле, забывая себя, превращаясь в чистое вдохновение. Я буду гореть. Я разожгу огонь в сердцах тех, кто пойдёт за мной. Я покажу им красоту чистого творчества, самоотдачи.
Когда вырасту, я стану тихим. Буду слышать прозрачные переходы из осени в зиму. Замечать нотки отчаяния в словах тех, кто сам ещё о нём не догадался и тепло откликаться, поддерживая их в их движениях души. Буду чутким и бережным. Буду верным, но сначала – себе. Буду качественным.
Когда вырасту, я стану смелым и сильным. Я начну рисковать, отпуская страх и сомнения. Распрямлю плечи и пойду вперёд, каждым своим шагом прокладывая дорогу по целине. Я стану опорой и маяком. Я буду помогать. Я дам ресурсы.
Когда вырасту, я стану собой. Не буду больше откладывать жизнь на потом. Я пойму, что я уже вырос. Я не буду хотеть стать кем-то другим. Всё будет рождаться из меня, из моей самости. Я буду просто раскрывать то, что уже есть во мне. Встречая попутчика, я буду доставать свой блокнот, чтобы запечатлеть его прекрасную грустинку и выслушать зарождающееся в его груди отчаяние. А потом выходить на трассу и поднимать палец вверх, заранее приветствуя Большую медведицу. Увлекаясь, я буду отдаваться потоку, забывая есть и спать, и буду вести за собой других, пробивая для них дорогу своим дерзновением. Я просто стану собой. Я буду разным. Когда вырасту. Потому что мне будет можно. Мне и сейчас, наверно, уже можно. Но кто-то должен мне разрешить. Кто же это?