Профессиональная деятельность социального педагога

Автор: Соколова Елена Владимировна

Профессиональная деятельность социального педагога.

 

 

        Профессия социального педагога достаточно молодая. Родилась она в самом начале 90-х годов. Создавалась эта профессии как деятельность профессионала, который сможет защитить интересы подрастающего поколения, поддержать детей, которых принято называть «трудными». Конечно же, воспитание детей невозможно было без сотрудничества с педагогами, социальными службами и родителями.

          Хотя требования к профессии особо не изменились. Поле деятельности несколько расширилось – большую роль стала играть профилактическая работа, мероприятия, направленные на пропаганду семейного воспитания.

           Чем же занимается социальный педагог? Необходимо учитывать, что в сферу профессиональных обязанностей социальных педагогов входит работа с детьми, подростками, молодежью. Но главной сферой деятельности социального педагога является социум.

            На сегодняшний день профессия социального педагога стала еще более актуальной. Социальный педагог находится в штате школ, детских садов, больниц, реабилитационных центров, детских домов, социальных служб.            Социально-педагогическая деятельность носит адресный характер, направленный на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды.

         Социальный педагог – это, прежде всего, специалист в области педагогики и психологии. Кроме того, нужно интересоваться областью права. Уроков социальный педагог не ведет, но при этом находится в постоянном контакте с ребенком. В его обязанности, согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития, входит: выяснение интересов детей, их потребностей, проблем, отклонений в поведении и разрешение конфликтных ситуаций; моральная поддержка обучающихся; помощь детям и взрослым в налаживании отношений с семьей, коллективом или педагогами; поддержание связи со специалистами других социальных служб (органы опеки, комиссия по делам несовершеннолетних, больницы) — на случай, если понадобится их помощь; обсуждение с детьми актуальных проблем и событий.

       Чтобы помочь детям разобраться в отношениях с внешним миром, социальный педагог не только оказывает эмоциональную поддержку, но и разбирается в правовых вопросах.

         Цель работы социального современного педагога – развитие ценностного, познавательного и коммуникативного потенциала личности каждого воспитанника, а также создание оптимальных условий для становления, развития, самореализации и социализации личности школьника как гражданина и патриота Российской Федерации, способного к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству

          Содержательная задача деятельности социального педагога определяется как помощь в интеграции обучающегося в обществе, помощь в развитии, воспитании, образовании, в профессиональном становлении-иными словами –помощь в социализации ребенка.

            Одним из важных направлений деятельности социального педагога является профилактическая деятельность. Профилактика предусматривает возникших и еще не возникших проблем. Профилактикой можно назвать систему мер, ориентированных на решение определенных задач: профилактику девиантного поведения, неуспеваемости и т д. Достигнуть положительных результатов можно через систему мероприятий по профилактике и предупреждению возникновения проблемных ситуаций:

-социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем (оформление социальных паспортов класса, изучение и анализ бытовых отношений в семьях, диагностика с целью выявления личностных проблем обучающихся, определение центров социально-культурного влияния на обучающихся  в микрорайоне образовательного центра с целью изучения их воспитательного потенциала и взаимодействия.

-Социально-педагогическая защита прав ребенка (выявление и поддержка обучающихся, нуждающихся в защите: дети инвалиды, опеке, трудной жизненной ситуации, на Совете профилактике, судах, на комиссии по делам несовершеннолетних, прокуратуре.

-Обеспечение социально-педагогической поддержки в семье в формировании личности ребенка; раннее выявление неблагополучных семей, создание банке данных по неполным, неблагополучным, многодетным, опекаемым семьям, психолого-педагогическое просвещение родителей с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье, помощь родителей в учебном процессе.

-Консультирование родителей, педагогов, администрации, классных руководителей, по разрешению проблем обучающихся

-Социально-педагогическая профилактика; выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения, обеспечение профилактической работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета («группы риска», ВШК, ТЖС, ПДН). превентивно-профилактическая работа (превентивность-это предупреждение, предотвращение чего-либо) с обучающимися  «группы риска», повышение уровня правовой грамотности обучающихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения

-Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности обучающегося; заинтересованность администрации образовательного центра над проблемами детей, учителей, родителей при планировании и организации учебно-воспитательного процесса, развитие взаимопонимания между родителями и учителями.

-Организационно-методическая деятельность; анализ социально-педагогической деятельности: участие на семинарах, совещаниях и конференциях разного уровня, накопление банка данных по формам работы на основе изучения методической литературы

        Социальный педагог работает с детьми, родителями, семьями и цель деятельности-организация профилактической, социально-значимой деятельности детей и их окружения. В задачи практической деятельности социального педагога входит очень широкая сфера деятельности от непосредственной работы с обучающимся, имеющим проблемы в окружающем обществе. Профилактическая работа начинается с постановки цели и задач, которые необходимо решить; сформировать у ребенка навыки общения, помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе, помочь вовлечься в систему дополнительного образования. В основном у социального педагога профилактическая работа с обучающимся, семьей, с классным коллективом. Цель профилактической деятельности ее конечные результаты зависят от того, насколько правильно определено содержание, какие выбраны методы, для ее достижения и формы организации этой деятельности. Содержание, методы и формы могут существовать независимо друг гот друга, их взаимосвязь определяется тем, что содержание влияет на методы и формы.

Социальный педагог – связующая нить между системой социально-правовых  служб и образовательным учреждением.

     Любая проблемная, ситуация по отношению к ребенку, требующей помощи социального педагога, начинается диагностирования проблемы, которое включает в себя обязательный этап сбора информации, на основании которого может быть сделано то или иное заключение. Не каждый ребенок может сформулировать правильно проблему, которая у него возникает, и объяснить, чем она вызвана, это может быть конфликт с родителями, с учителями, с одноклассниками и др. Задача социального педагога заключается в том, чтобы самому выявить все значимые обстоятельства и ситуации, поставить самому диагноз, выбрать соответствующие методы (убеждение, примеры из жизни, окружения) и формы организации своей деятельности, которые позволяют решить проблему.

 

 

 

        Особенно широко используется в социально педагогической профилактике такие методы как убеждение и беседа. Любой педагог имеет дело с детьми, у которых не сформированы общепринятые нормы и правила поведения в обществе или уже сформированы искаженные понятия об этих нормах поведения. Метод убеждения содействует принятию норм в обществе, способствует формированию убеждений. Беседа и диспут-диалогические формы, их использование имеют важное место. Социальный педагог осуществляет свою профилактическую деятельность на деятельность в образовательных центрах, в центрах реабилитации, в органах опеки, в центрах социально-психологической помощи.

        Деятельность социального педагога помогает в работе как с учащимися, так и с родителями, у которых могут появиться недопонимания с ребёнком, а также непосредственно помочь самому ребёнку в различных ситуациях Социальный педагог проводит масштабную исследовательскую работу, систематизирует информацию о каждом обучающемся и анализирует её, оформляет рекомендации для родителей, педагогов, вместе с тем – планирует собственную целесообразную работу, что может решить ряд проблем различного характера, которые могут возникнуть у учащихся в процессе их обучения.

                

×
×