Автор: Алла Борисовна Панина
Профессиональная направленность преподавания русского языка в СПО (система работы преподавателя русского языка по изучению профессиональной лексики и терминологии).
В Национальной Доктрине образования Российской Федерации профессиональное образование признается сферой ответственности интересов государства, принципиальные положения которой получили развитие в Концепции модернизации российского образования на период до 2020 г., определившей профобразование фактором формирования нового качества экономики. В условиях развития интегрированных рынков труда перед системой профессионального образования стоит задача подготовки интеллектуально развитых высоко квалифицированных специалистов, способных к необходимому постоянному обучению. В исследованиях, проводимых П.К.Анохиным, А.Н.Джуринским, Е.В.Ткаченко, находит свое обоснование и подтверждение тенденция сокращения объема универсального образования в пользу усиления профессионального, специализированного, т.к. рынок формирует конкурентноспособность заявленных профессиональных предпочтений, является детерминантом в развитии системы профессионального образования и определяет специфическую особенность профессионального образования – практикоориентированность. С введением понятий ключевых умений, мобильных (профессиональных) компетенций в обучении, основанном на предметно — деятельностном подходе, реформируется вся система профессионального образования.
От организации учебного процесса по изучению профессиональной лексики зависит успешность адаптации учащихся в профессиональной сфере, дальнейшее усвоение специальных знаний, процесс подготовки будущего специалиста, поэтому важным направлением преподавания русского языка в образовательных учреждениях СПО является работа по изучению терминологии и профессиональной лексики, которая строится на основе полученных знаний учащимися по русскому языку в школе (основной и полной). Перед преподавателем русского языка стоит задача организации повторения пройденного материала, закрепления, систематизации и совершенствования навыков владения устной и письменной речью, изучения основных терминов, овладения навыками их применения, для формирования профессионального словаря будущего специалиста.
Организация учебной работы по изучению терминологии и профессиональной лексики имеет свои структурные особенности, предусматривающие определенную последовательность (алгоритм) действий не только преподавателя русского языка, но и всего педагогического коллектива ОУ, заключающихся в:
· учете специфических особенностей специальностей ОУ;
· проведении консультаций с преподавателями русского языка и специальных дисциплин по составлению словаря;
· изучении программ, учебников профессионального цикла, преподаваемого в ОУ;
· составлении общего учебного плана каждого предмета по конкретным разделам, темам и параграфам;
· составлении перспективно — тематического плана по предмету с выделением графы «Межпредметные связи», в которой указывается предмет, раздел, тема, параграф, кратко формулируя содержание материала, через который осуществляется межпредметная связь;
· отборе конкретного лексического материала из разных источников с учетом целей и содержания каждого урока по предмету;
· определении целей и строгая последовательность введения материала межпредметных связей для каждого урока;
· определении места материала межпредметных связей в уроке, форм и методов организации и проведения уроков;
· организации взаимопосещений уроков (или посещения уроков спецтехнологии и производственного обучения преподавателями русского языка и литературы);
· составлении основного (опорного) профессионального терминологического словаря для совместной работы на уроках русского языка и специальных дисциплин;
· распределении слов-терминов по курсам и темам для каждой специальности с учетом требований программы по русскому языку;
· выработке единых требований к нормам применения терминов в устной и письменной речи учащихся;
· изучении методической литературы и опыта работы других коллег и ОУ;
· оформлении в кабинетах русского языка и специальных дисциплин стендов «Пиши и говори правильно», с включением в экспозицию изучаемых терминов указание правильного произношения слова, пояснения его значения;
· разработке программы практических занятий по отработке навыков применения терминов;
· разработке программы факультатива по изучению профессиональной лексики;
· организации и проведении факультативных занятий: определение тематики, времени, формирование структуры занятий;
· определении тем для работы текстом в рамках конспектирования, реферирования, исследований и пр.;
· разработке требований к учащимся по выполнению домашних заданий в традиционной и дистантной форме обучения, ведению конспектов и записей в тетрадях;
· организации внеклассной работы с учащимся в усвоении технической специальной терминоологии и пр.
В целях совершенствования учебного процесса ОУ СПО по изучению профессиональной лексики и терминологии целесообразным является деление учебного процесса на 3 части:
· учебную (основную) — урок русского языка, предусматривающий теоретические и практические занятия;
· внеучебную (допонительную) — факультативные занятия по изучению профессиональной лексики;
· дистантную (домашнюю) — закрепление полученных знаний и их применение в творческой, исследовательской деятельности учащихся, выполнения домашних заданий.
1.Учебная деятельность.
Работа по изучению профессиональной лексики и терминологии в ОУ СПО ведется на основе деятельностного, личностно — ориентированного подхода с применением инновационных педагогических и информационно — коммуникативных технологий, с использованием компьютерных программ и тренажеров, электронных пособий — справочников и энциклопедий, привлекая ресурсы системы Internet для связи с преподавателем в электронной почте. работы над усвоением значений терминов не только расширяет словарный запас учащихся, повышает грамотность, но, развивая, формирует профессиональное мышление. Подбирая лексический материал для упражнений и тестов, диктантов и изложений, связанных с будущей профессиональной деятельностью учащихся, преподавателю необходимо уделять внимание работе над усвоением общетехнических терминов. С этой целью необходимо обратиться к наследию отечественных педагогов-словесников, имеющих колоссальный опыт работы в профессионально-технических училищах и техникумах, разработавших основную концепцию преподавания русского языка в профессионально-техническом образовании, но и заложивших основы изучения профессиональной лексики и их практического применения. Например, Б.Х.Гаибова, Л.К.Лайда, К.П.Вертиковой, А.В.Афанасенко, С.А.Оганесян, И.С.Савельзои, Ш.М.Джафарова, Н.Т.Гукасян и др., работа над технической терминологией которых способствовала воспитанию в учащихся любви к своей профессии, людям труда, более глубокому пониманию значения культуры речи для квалифицированного рабочего и специалиста. Содержание работы по изучению профессиональной лексики на уроках русского языка предусматривает не только словарно-орфографическую работу, развитие фонетических, морфологических навыков, совершенствованию навыков связной речи и конструирования текста, но и распределение основных разделов по принципу значимости и последовательности в соответствии с Программами.