Автор: Фурса Марина Сергеевна
Фурса Марина Сергеевна
Профессиональное выгорание педагогов
Профессиональное выгорание в условиях современного общества является одной из самых актуальных проблем. Для современной системы образования данная проблема, в связи в всё ухудшающимся состоянием экологии, влиянием техногенных факторов, ростом заболеваемости среди населения, становится одной из первостепенных. В 2012 году был принят 273 федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», значительно расширивший понимание здоровья обучающихся и возможности Школы в части инклюзивного образования. Педагог, работающий с детьми с ограничением возможностей здоровья не всегда быстро может увидеть результаты своей деятельности в части предоставления образовательных услуг, что может приводить к разочарованию в работе с данной категорией обучающихся, росту эмоционального напряжения и иным проблемам. Если исключить проблему профессионального выгорания, как проблему не верно сделанного выбора профессии, то на первый план выходит эмоциональное выгорание проявляющееся в нарастающем эмоциональном истощении (Г. Фрейденбергер, 1974), что может привести к личностным коммуникативным изменениям. К. Маслач обозначил трёхкомпонентную модель «выгорания»: 1. эмоциональное истощение является основной составляющей выгорания, проявляется переживаниях сниженного эмоционального тонуса, повышенной психической истощаемости аффективной лабильности, утраты интереса и позитивных чувств к окружающим, ощущении «пресыщенности» работой, неудовлетворённости жизнью в целом, 2. «деперсонализация» («обезличивание» человека) проявляется в эмоциональном отстранении и безразличии, формальном выполнении профессиональных обязанностей без личной включённости и сопереживания, а иногда в негативизме и циничном отношении, 3. редукция личных и профессиональных достижений отражает степень удовлетворённости человека собой как личностью и профессионалом. Неудовлетворительное значение данного показателя отражает тенденцию к негативной оценке своей компетентности и продуктивности и, как следствие, снижению профессиональной мотивации, нарастание негативизма в отношении служебных обязанностей, тенденцию к снятию с себя ответственности, к изоляции от окружающих, отстранённости и неучастию, избеганию работы вначале психологически, а затем физически.
Феномен профессионального выгорания исследован достаточно глубоко и обширно. Для нас первостепенную значимость имеет факт массового распространения данного явления среди населения, а также поиск конструктивных способов решения данной проблемы для педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями.
В большей степени в группе риска лиц, чаще других, подвергающихся выгоранию находятся:
1. Интроверты,
2. Женщины,
3. Люди, работающие в системе «человек-человек»,
4. Люди с низкой самооценкой
Для того, чтобы исключить у себя риск наличия, возникновения данного состояния, предлагаю пройти тестирование в режиме on-line. Предлагаю Вашему вниманию два теста для самодиагностики с целью исключить у себя состояние профессионального выгорания. Сразу отмечу, что любые тестирования и их интерпретация обладают более высокой достоверностью в ситуации прохождения с профессиональным психологом.
Способы профилактики и выхода из состояния выгорания предполагают комплексный подход. Рассмотрим подробнее. В своей работе я придерживаюсь принципа триединства человека телесноориентированной терапии. Демонстрация в презентации. Три грани треугольника сообщают нам о природе человека. Тело. Физическая сторона. Убеждения и ценности ментальная сторона. И био-химическая сторона.
Дыхательные упражнения: 1. Упражнение Семь свечей. Закройте глаза, сделайте несколько глубокий вдохов и выдохов. Представьте, что перед Вами на расстоянии 1-1,5 метров находится 7 свечей. При спокойном дыхании, мысленно представляя свечи, задуйте одну за одной все семь свечей по порядку, полностью выдыхая воздух из лёгких. Упражнение поможет снять эмоциональное напряжение, освободить сознание от лишних мыслей. 2. Дыхание 4-7-8. Техника Andrew Weil для быстрого способа расслабиться. Занять удобное положение, закрыть глаза, прижать кончик языка к нёбу, слегка приоткрыть рот и полностью выдохнуть. Закрыть рот и сделать вдох носом, считая до четырёх. Затем досчитать до семи, всё время задерживая дыхание. Считая до восьми медленно со свистом выдохнуть. Повторить дыхание со счётом 4-7-8 несколько раз, пока не почувствуете успокоение
Физические упражнение: 1 Саморегуляция по методу Ключ Хасая Алиева. Демонстрация. 2. Упражнение Арка Лоуэна. Демонстрация.
Работа с визуальными образами: 1. Упражнение «Энергетический душ». Сядьте удобно, расслабьте мышцы рук и лица, подышите глубоко, закройте глаза. Представьте, что стоите под потоком падающей воды, наполненной ярким солнечным светом. Вода, проходя через Вас, очищает и смывает весь груз усталости сегодняшнего дня, смывает тяжёлые воспоминания, наполняет светлой чистой радостью и силами. 2. Упражнение «Энергетические дыхание». Аналогично первому. Вдыхаете чистый светлый воздух, наполненнный энергией, здоровьем, выдыхаете усталость, напряжение. 3. Психотехники И. Вагина концентрации внимания, развития уверенности в себе, «Лунная дорожка», «Заснеженная долина», «Танк», «Поплавок», «Алмаз»
Релаксация: 1. Прослушивание симфонической музыки. Классическая музыка имеет расслабляющее действие на человека, снимает утомление, успокаивает, улучшает настроение и сон, повышает интеллектуальные способности, укрепляет иммунную систему, способствует раскрытию скрытых талантов 2. Прогулки на свежем отдыхе. Короткие прогулки имеют высокий терапевтический эффект. 3. Ароматерапия имеет также высокий расслабляющий эффект. Однако требует аккуратного индивидуального подбора эфирных масел, исключения аллергенов, осторожного обращения.
Аутогенная тренировка с помощью суггестивных методов: 1. Аффирмации — позитивные утверждения. Луиза Хей. 2. Настрои Г. Сытина. Давайте рассмотрим данный способ с точки зрения утверждения, что 70-90% заболеваний имеют психосоматическую основу. Таким образом, воздействуя на убеждения человека через аудиальный канал восприятия, мы можем существенно улучшить его (своё) самочувствие.
Режимные моменты: 1. Здоровый полноценный сон с 21(22:00) до 5:00(6:00). 2. Сбалансированное питание, витамины. 3. Физические регулярные нагрузки, упражнения, гигиена. 4. Эмоциональное наполнение, отдых, хобби, семья, друзья. 5. Позитивное мышление.
Рабочие моменты: 1. Принятие обучающихся такими, какие они есть. Никто не даст нам других учеников, чем те, что у нас есть. Каждый человек имеет право быть собой и признание за обучающимся его права на то, чтобы быть собой первый шаг к взаимному уважению и построению конструктивного сотрудничества в образовательном процессе. 2. Принятие ответственности за результат обучения. То есть, я как учитель полностью осознаю свою ответственность за качество предоставляемых услуг. Понимаю, что мои действия приводят к формированию ЗУН, метапредметных результатов. Эти, казалось бы очевидные вещи, требуют тем не менее проговаривания и вывода на рациональный уровень. 3. Разделение ответственности за результат с самими обучающимися, родителями, узкими специалистами службы сопровождения, коллегами. Я как учитель не беру на себя всю ответственность, а принимаю право других участников быть полноправными самостоятельными и самодостаточными единицами. 4. Поддержание постоянной связи со всеми участниками образовательного процесса. 5. Непрерывное повышение квалификации. 6. Постановка личных профессиональных целей, индивидуальный образовательный маршрут. 7. Эмоциональное подкрепление обучающихся через похвалу. Позитивные внушения, суггестия. В своей работе педагог не должен использовать слова и утверждения лишающие обучающегося инициативы и веры в себя. Скорее наоборот, педагог должен и может всячески поддерживать желание обучающихся верить в себя и в учителя. Также очень важен визуальный контакт с обучающимися. 8. Никогда не оставайтесь одни в своей проблеме, будьте открыты, ищите поддержки у коллег. Если Вы испытываете эмоциональное напряжение, раздражение, переутомление, примите, пожалуйста необходимые меры, так как отсутствие действий в данном направлении делает проблему более сложно и длительно разрешимой.