ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИИ И ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Автор: Ольга Юрьевна Королева

О.Ю. Королёва

бакалавр

ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского

Липецк (Россия)

olga.zhidaeva@gmail.com

Научный руководитель: Ю.В. Романова

к.п.н., доцент

ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского

Липецк (Россия)

romanowlip@mail.ru

 

Профилактика агрессии и деструктивного поведения в подростковом возрасте

Аннотация: проблеме агрессивности и деструктивного поведения подростков посвящено большое количество исследований. С постоянным развитием общества разные формы деструктивного поведения, в частности агрессивного, имеют тенденцию не к снижению, а увеличились в формах проявления. В исследовании актуализируется проблема профилактики деструктивных явлений в подростковой среде. Представлен анализ разнообразных факторов деструктивного поведения, выявлены специфические механизмы формирования и распространения деструктивного поведения. На основе анализа научно-методических материалов охарактеризованы основные направления профилактической работы агрессии и деструктивного поведения в подростковом возрасте.

Ключевые слова: деструктивное поведение, подросток, агрессия, деликвентность, профилактика.

O.Y.Koroleva

Bachelor

LSPU named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky

Lipetsk (Russia)

olga.zhidaeva@gmail.com

Scientific supervisor: Yu.V. Romanova

Ph.D., Associate Professor

LSPU named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky

Lipetsk (Russia)

romanowlip@mail.ru

 

PREVENTION OF AGGRESSION AND DESTRUCTIVE BEHAVIOR IN ADOLESCENCE

Abstract: a large number of studies have been devoted to the problem of aggressiveness and destructive behavior of adolescents. With the constant development of society, various forms of destructive behavior, in particular aggressive behavior, tend not to decrease, but have increased in forms of manifestation. The article actualizes the problem of prevention of destructive phenomena in the adolescent environment. The analysis of various factors of destructive behavior is presented, specific mechanisms of the formation and spread of destructive behavior are identified. Based on the analysis of scientific and methodological materials, the main directions of preventive work of destructive behavior in adolescence are characterized.

Keywords: destructive behavior, teenager, aggression, delinquency, prevention.

 

В настоящее время проблема распространения негативных явлений в детско-юношеской среде привлекает все большее внимание общества. Социализация современных детей и подростков характеризуется неопределенностью, непредсказуемостью и ценностно-ориентационной неустойчивостью, что существенно усложняет родительское воспитание и обучение. Кроме того, все более увеличивается отчуждение между поколениями, вызванное неприятием детьми и подростками широкого спектра норм и ценностей старших членов общества.

Со временем стало заметно, что существует тенденция к утрате ценности труда и образования, которые по праву считаются важнейшими составляющими успешной жизни. Вместо этого, все большую популярность приобретает досуг, который воспринимается нынешними поколениями не как свободное от труда время, а как основная сфера жизнедеятельности.

Кроме того, следует учитывать еще одну особенность — тотальное распространение ценностей потребительского общества. Реклама, социальные сети и другие средства массовой информации создают идеал «идеальной жизни», который многие молодые люди пытаются повторить. В результате у них возникают иллюзии и завышенные ожидания, что приводит к депрессии, апатии, а в некоторых случаях и к саморазрушительным поступкам.

Таким образом, необходимо принимать меры для сокращения расстояния между поколениями и формирования у детей и подростков правильных ценностей. Важно помочь им понять, что труд и образование — это ключ к успеху, а потребительский образ жизни не стоит заблуждаться.

В современном мире медийно-информационная среда стала основным агентом социализации детей и подростков, оттеснив социальные институты на задний план. Однако, такая среда часто несет девиантогенные посылы и стимулы, которые негативно влияют на молодое поколение. Развлекательно-досуговые и потребительские устремления, которые подкрепляются медийно-информационной средой, порой приводят к пренебрежению к труду и образованию. В результате, такой базис формирует деструктивное поведение.

К сожалению, в подростковой среде наметилось углубление агрессии. Растет жестокость и цинизм, а число преступлений, совершаемых подростками, увеличивается. Это связано с различными факторами, такими как импульсивные поведенческие реакции, неадекватность совершения действий и причиненный жертве вред. В такой атмосфере немудрено нарастание уровня агрессии среди подростков. Социальный контроль и воспитательные методы должны быть усилены, чтобы остановить этот тревожный тренд.

Современное общество нередко сталкивается с проблемой агрессивного поведения молодых людей. Такие явления могут быть связаны с деформированным образом жизни, который воспроизводится воспитанием и окружающей средой. Странно, но социально-психологические исследования показывают, что большая часть подростков и ранних юношей склонны к антисоциальному и агрессивному поведению. Эти возрастные группы часто сопряжены с определенными трудностями, такими как переживание переходного возраста и психо-гормональных процессов.

Изучая данную проблему, становится понятно, что человек является продуктом окружающей среды, в которой он живет. В семье, школе или досуговой среде могут быть признаки деформации личности, которые впоследствии приводят к негативным проявлениям в поведении. Кроме того, не следует недооценивать влияние медиа-среды (телевизор, Интернет, социальные сети) на формирование мировоззрения и поведения подростков.

Важно отметить, что агрессивное поведение может иметь серьезные последствия, не только для окружающих, но и для самого человека, который так ведет себя. Оно может привести к проблемам в учебе, работе, личной жизни и даже к преступлениям. Поэтому, продолжая исследования в этой области, необходимо разработать профилактические меры и методы работы с молодежью, которые бы помогли снизить уровень агрессивности и антисоциального поведения в обществе.

Для точного употребления терминов «агрессия» и «агрессивность» необходимо их конкретизировать, поскольку они широко используются. Хотя агрессия, то есть агрессивное поведение, получила достаточно исследований от многих авторов, агрессивность как постоянное наклонение к агрессивному поведению исследовалась гораздо меньше.

Психологическая литература разных авторов определяет агрессию по-разному, как поведение, как состояние и как свойство личности, что приводит к неоднозначности в трактовке этого психологического явления.

Агрессивное поведение подростков является одной из наиболее распространенных проблем, с которыми сталкиваются родители, педагоги и общество в целом. Подростковый возраст сопровождается значительными физическими, эмоциональными и социальными изменениями, которые могут способствовать возникновению агрессивного поведения.

Агрессия — это негативное поведение, направленное на причинение вреда другим людям или окружающей среде. Существует несколько видов агрессии, таких как физическая, вербальная, пассивно-агрессивная и реляционная. Физическая агрессия может проявляться в форме драк, нападения и насилия. Вербальная агрессия может быть выражена в оскорблениях, угрозах и проклятиях. Пассивно-агрессивная агрессия проявляется в форме игнорирования, уклонения от ответов и несоблюдения обещаний. Реляционная агрессия связана с нарушением отношений и социальных связей.

Деструктивное поведение подростков может иметь различные причины, такие как низкая самооценка, стресс, отсутствие поддержки со стороны родителей и друзей, наличие психических расстройств и т.д. Подростки могут также проявлять агрессивное поведение в ответ на восприятие угрозы или несправедливости.

Чтобы предотвратить агрессивное поведение подростков, необходимо принимать меры, направленные на укрепление их самооценки и социальной поддержки. Кроме того, важно обучать подростков навыкам управления эмоциями, коммуникации и конфликтологии. Родители и педагоги должны быть внимательны к поведению подростков и своевременно реагировать на возможные проявления агрессии.

Агрессивное поведение подростков является серьезной проблемой, которая требует внимания со стороны общества и специалистов. Понимание причин и видов агрессии поможет разработать эффективные меры для ее предотвращения и профилактики.

Ученые замечают, что у подрастающего поколения происходит быстрая деградация системы ценностей и мнений. В их сознании обнаруживаются оправдательные установки по отношению к насилию, аддикциям и суициду. Агрессию можно определить как деструктивное поведение, которое не соответствует нормам и правилам сосуществования людей в обществе и причиняет вред объектам нападения, вызывая у них физический ущерб и негативные переживания, такие как страх, напряжение и подавленность.

В детско-юношеской среде наблюдается парадокс: девиация становится нормой, а норма рассматривается как отклонение от традиционных ценностей национальной и общемировой культуры. Дети, подростки и молодые люди не только не борются с социальными патологиями, но и не осуждают их, проявляя цинизм и равнодушие к проблемам в обществе. В связи с этим, мы считаем, что необходима комплексная профилактика негативных явлений в подростковой среде, учитывающая современные тенденции и процессы, затрагивающие подрастающее поколение [3, c.71].

Необходимо отметить, что работники образовательных организаций должны иметь высокий уровень девиантологической компетентности и опыт проведения профилактических мероприятий в среде подростков для успешной работы в этой области.

Для того чтобы говорить о том, как работать в области профилактики негативных явлений в подростковой среде, необходимо взглянуть на проблему деструктивных проявлений в настоящее время. Это поможет объективно оценить ситуацию и создать эффективную систему их профилактики. Деструктивное поведение связано с разрушением субъектом структур, включая организм и общество.

Деструктивное поведение может быть направлено человеком на самого себя или на внешний мир, выражаться в импульсивных, неосознанных, рефлекторных или сознательных поступках, и зависит от ситуационных, социокультурных и индивидуально-психологических факторов. Классификация причин деструктивного поведения позволяет выделить две группы факторов: средовые причины, которые подразделяются на факторы внешней природной среды и социальной среды [1, c.32].

Факторы внешней природной среды и персональные биологические факторы считаются менее значимыми в профилактике деструктивного поведения. Однако, для снижения их влияния, следует учитывать эти факторы. В свою очередь, факторы социальной среды и персональные психологические факторы могут быть изменены в целях профилактики деструктивного поведения. Персональные причины, такие как персональные биологические факторы и персональные психологические факторы, подразделяются на две категории.

Существует множество факторов, влияющих на формирование и распространение деструктивного поведения. Они могут быть как средовыми, так и персональными. Именно эти факторы определяют специфические механизмы деструктивного поведения. Среди них можно выделить:

— механизм массовой передачи деструктивного опыта, основанный на одобрительном или лояльном отношении к деструктивным проявлениям со стороны крупных социальных групп, что приводит к их массовому распространению;

— механизм принятия модели деструктивного поведения человеком под давлением авторитетных личностей или личностно значимой группы;

— механизм закрепления деструктивности через получение удовлетворения от акта деструктивного поведения, как физического, так и психического [2, c.12].

Для закрепления деструктивности может использоваться несколько механизмов. Первый из них связан с нейтрализацией негативных эмоциональных переживаний, второй — с использованием деструктивного поведения для стимулирования активности. Третий механизм — осознанное саморазрушение, которое воспринимается как самонаказание. И последний из них — это так называемый «оппозиционный» механизм, когда человек осознанно противостоит социальной группе или социуму в целом.

Деструктивное поведение может быть вызвано комплексом сочетающихся психологических, поведенческих и внешних факторов риска. Если заметны признаки одного или нескольких из этих факторов, то это может быть временным проявлением или случайностью, но педагоги должны уделить этому внимание.

Направления профилактической работы с целью преодоления агрессивности и деструктивного поведения подростков включают в себя несколько направлений.

Первое направление — создание в образовательной организации поддерживающе-компенсаторной среды. В рамках этого направления реализуются:

— формирование нравственно-правового пространства в учебном заведении;

— создание психологически комфортной среды, основанной на доброжелательных взаимоотношениях, доверии, сотрудничестве и положительном эмоциональном фоне;

— организация пространства, поддерживающего психофизиологическое здоровье;

— создание «полей выброса энергии» и содействие самореализации учащихся, воспитанников с учетом их индивидуальных особенностей и т.д. [4]

Второе направление — минимизация негативного влияния факторов социальной среды. Представляет собой сочетание социально-педагогической и психолого-педагогической деятельности, направленных:

— на выявление семейного неблагополучия;

— консультирование родителей в случае затрудненных воспитательных усилий или конфликтных родительско -детских взаимоотношений;

— психолого-педагогическое сопровождение внутрисемейной профилактики деструктивного поведения детей и молодежи;

— налаживание комплексного и регулярного взаимодействия с различными субъектами профилактики деструктивного поведения детей и молодежи (из сферы дополнительного образования, культуры и искусства, правоохранительных органов, физической культуры и спорта, социальной защиты и защиты детства, СМИ и т.д.);

— поддержку конструктивной социально-культурной и волонтерской активности детей и молодежи;

— использование методик конструирования социальной успешности детей и молодежи;

— выявление и поддержку детей и молодежи, находящихся в трудных жизненных ситуациях;

— подготовку детей и молодежи к безопасному использованию медийно-информационного пространства [5, c.94].

Третье направление профилактической работы — достижение путем формирования и развития личностных качеств, которые способствуют предотвращению деструктивного поведения, а также коррекции существующих дезадаптивных характеристик.

Существенным элементом этого направления является воспитательно-психологическая работа как с группами воспитанников, так и с каждым человеком индивидуально. Ее задача заключается в том, чтобы помочь ребенку развить качества личности, которые способствуют устойчивости к неблагоприятным факторам социализации.

Одним из важных аспектов профилактики является коррекция дезадаптивных характеристик личности, которые могут приводить к деструктивному поведению. Некоторые из таких характеристик могут включать в себя нарушения нормативно-правового сознания, оппозиционную направленность, девиантные ценности и установки, эгоцентрическую фиксацию, неблагополучие коммуникативной сферы, эмоциональные нарушения, неэффективную саморегуляцию, нарушения идентичности и поляризацию самооценки, когнитивные искажения и так далее.

Профилактика деструктивного поведения является настолько важной задачей, что ее решение необходимо осуществлять на многих уровнях образовательной системы. Так, наряду с работой с воспитанниками, важным является и работа с педагогами. Они должны иметь достаточные знания и навыки, чтобы успешно решать задачи профилактики и коррекции деструктивного поведения у своих подопечных.

В настоящее время дети и подростки подвергаются опасности в школах, на улице и на транспорте, заставляя нас задуматься о том, как обезопасить их жизнь и жизнь окружающих. Деструктивные процессы во многом организованны и направлены на информационно-психологическое воздействие на молодое поколение. Это кампания, которая продолжается долгое время и может значительно повлиять на сознание и поведение подростков и молодёжи.

В связи с этим, особенно важно выявить и своевременно реагировать на внешние проявления внутренней склонности к деструктивности. Ведь такое поведение не только опасно для отдельных людей, но и для общественного порядка в целом. Поэтому грамотное реагирование на подобные явления важно для обеспечения безопасности молодежи и всего общества.

Агрессия и деструктивное поведение среди подростков становятся все более распространенными проблемами в нашем обществе. Эти явления могут привести к серьезным последствиям, таким как насилие, преступления и даже суицид. Поэтому профилактика агрессии и деструктивного поведения в подростковой среде является важной задачей для нашего общества.

Одним из направлений профилактики агрессии и деструктивного поведения в подростковой среде является образовательная работа. Школы и другие образовательные учреждения могут проводить тренинги по управлению агрессией и конфликтными ситуациями. Также важно включить в программу обучения курсы по развитию эмоционального интеллекта, чтобы дети научились управлять своими эмоциями и реагировать на стрессовые ситуации.

Еще одним направлением профилактики агрессии и деструктивного поведения в подростковой среде является психологическая помощь. Психологи и другие специалисты могут работать с подростками, чтобы помочь им разобраться в своих эмоциях и научиться управлять своим поведением. Также важно обеспечить доступ к консультациям и терапии для тех, кто уже столкнулся с проблемой агрессии и деструктивного поведения.

Еще одним важным направлением профилактики агрессии и деструктивного поведения в подростковой среде является социальная поддержка. Подростки, которые чувствуют себя одинокими и изолированными, часто становятся жертвами агрессии и деструктивного поведения. Поэтому важно создавать условия для социальной интеграции и поддержки подростков, такие как клубы и группы по интересам.

В заключение отметим, профилактика агрессии и деструктивного поведения в подростковой среде является сложной задачей, но важной для нашего общества. Образовательная работа, психологическая помощь и социальная поддержка являются основными направлениями профилактики. Однако, для эффективной работы необходимо совместное участие родителей, учителей, психологов и других специалистов, чтобы помочь подросткам стать здоровыми и успешными членами общества.

 

Литература

1. Девиантность в обществе потребления: коллективная монография / под ред. Я.И. Гилинского, Т.В. Шипуновой. — СПб.: Алеф-Пресс, 2012. — 464 с.

2. Добряков И. В. Механизмы формирования девиантного поведения в современных социокультуральных условиях / И.В. Добряков, О.В. Лисковский // Российский девиантологический журнал. – 2023. — № 3(1). – С.10-16.

3. Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы: учеб. пособие / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. — СПб.: Питер; Прогресс книга, 2019. — 349 с.

4. Методические рекомендации для образовательных организаций по определению условий индивидуальной профилактической работы для обучающихся с девиантным поведением / Л.Ю. Вакорина, Н.Н. Васягина, Ю.А. Герасименко. — Москва: ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2018. — 41 с.

5. Профилактика девиантного поведения детей и молодежи: региональные модели и технологии: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции / под ред. В.В. Коврова. -Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2019. — 498 с.

 

×
×