Автор: Гревцева Оксана Вячеславовна
Профилактика негативного влияния интернет пространства
на подростков в закрытых образовательных учреждениях МО РФ
О. В. Гревцева
кандидат психологических наук, педагог-психолог
ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище»
Довузовские образовательные учреждения Министерства обороны Российской Федерации, отличаются особым укладом проживания воспитанников, во-первых, это учреждения закрытого пансионного типа с моногендерными учебными коллективами, во-вторых, в данных учебных заведениях строгие правила, одним из которых является запрет на пользование сенсорными телефонами и практически закрыт доступ в интернет-пространство, что само по себе уже служит хорошей профилактикой пагубного влияния интернета на детей. Открыты только образовательные площадки. Но, у воспитанников так же, как и у всех учеников в стране существуют каникулы, во время которых воспитанники уезжают из учебных заведений в каникулярные отпуска. И вот в этот период, дети стараются заполнить информационный вакуум, и «пускаются во все тяжкие» по социальным сетям. Возраст, в котором ведущая учебная деятельность сменяется общением, а с учетом того, что данные подростки большую часть своего времени проводят в закрытом учебном заведении, то социальные сети являются для них ведущим источником для знакомств и общения. Воспитанники образовательных учреждений МО РФ лишены такого важного момента в формировании Я-концепции, как самовыражение через внешний Я-образ, стиль в одежде, в прическах, тату и т.п. так как существует строгая военная форма, предполагающая единообразие во всем. А в подростковом возрасте идет поиск себя самого «какой же я?», «на кого хочу быть похожим?», «кто же мне близок по интересам, по духу?». И первое что предстоит им сделать, это сказать «я не такой как вы – взрослые, я другой» именно с этой фразы начинается путь к себе. В основном этот путь проходит через молодежные сообщества, объединения, субкультуры.
Молодежную субкультуру можно рассматривать как совокупность ценностей, традиций, обычаев, присущих молодежи, у которой досуг и отдых как ведущие формы жизнедеятельности вытесняют труд в качестве важнейшей потребности [1]. Молодежная субкультура — это система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи.
Так, например, для девочек, популярна такая субкультура как Тамблер-гёрл, они копируют стиль и распространяют его на сайте Tumblr. Тамблер-гёрл носят чокеры, черные юбки-солнышки, черные туфли на плоской подошве. Отличаются они тем, что в макияже используют много блесток, черные стрелки, делают хвосты или собирают волосы. Фото украшают пиксельными рисунками, используют много стикеров на фото.
А диггерство (от англ. digger — копатель) — увлечение, которому подвержены как девочки, так и ребята. Суть его состоит в исследовании искусственных подземных сооружений в познавательных либо развлекательных целях. Они изучают подземные сооружения, построенные человеком, а также заброшенные подземные военные объекты. Особого внимания дети требуют в длительном летнем каникулярном отпуске, особенно с 14 лет, когда они могут передвигаться самостоятельно, имея паспорт. В этом возрасте среди молодежи становятся популярными сталкеры — это люди, которые стремятся посетить запретные или труднодоступные места. Они исследуют опасные территории. Пределом мечтаний для многих из них является Чернобыльская зона отчуждения.
Менее опасными молодежными течениями являются хэлс-готика — это смесь гетто-готики и киберпанка: чёрный цвет, спортивные вещи, плюс идея о здоровом образе жизни. И косплееры – они копируют персонажей анимэ, игры, или других героев. Их название происходит от имени анимационных мультфильмов, которые в повседневной речи называют анимэ, а тех, кто смотрит анимэ, называют анимешниками.
Еще существует корейская волна – это субкультура, состоящая из фанатов южнокорейских певцов. Отличительная черта так называемых кей-поперов: цветные волосы, миловидный макияж, песни на непонятном языке, исполнение cover-танцев различных групп, специальный сленг, так же их называют к-рор.
Эмоционально нестабильные подростки, особенно это касается категории детей, не пользующихся популярностью среди сверстников, реализуют свою потребность в собственной значимости, нужности, через опасные и даже агрессивные молодежные течения. Такие как нашумевшая АУЕ. Её аббревиатура расшифровывается как «Арестанское уркаганское единство» или «Арестанский уклад един». Это молодежное неформальное движение, участники которого придерживаются уголовных понятий, поддерживают и признают авторитетов преступного мира, насильственно навязывают свое мнение сверстникам, проецируя на взаимоотношения с окружающими тюремные поведенческие схемы.
Верховный Суд РФ 17 августа 2020 года принял решение о признании движения экстремистским. И те, кто причисляет себя к этому движению, могут быть привлечены к уголовной ответственности по статье 282.1 УК РФ (Организация экстремистского сообщества), предусматривающей в качестве наказания лишение свободы на срок до 12 лет и штраф в размере 700 тысяч рублей.
Еще одно, очень агрессивное молодежное сообщество, так называемые офники. Изначально это были околофутбольные фанаты – группы болельщиков, устраивающие разборки с другими футбольными болельщиками в укромных и заброшенных местах. В последнее время, деятельность этой группы стала носить другой смысл. Она имеет свои ценности, понятия, цели и внешние проявления. У сообщества есть группы в социальных сетях. Есть свои собственные отличительные лозунги. Главные из которых «поясни за шмот» и «нет страха – нет боли». В субкультуру офников входят люди с высоким уровнем агрессии, выясняющие отношения драками и насилием. Все свои действия они снимают на камеру и выкладывают в социальных сетях. Они ищут повод к чему придраться, одним из поводов служит их лозунг «поясни за шмот», то есть если они в агрессивной манере задают оппоненту вопрос, а он не может нормально ответить, то в ход идут кулаки [2].
Уход в агрессивные молодежные течения — это своего рода месть за то, что не услышали, не поняли, не приняли и подросток свою обиду вымещает на других с одобрения тех, кто услышал, понял и принял его.
И одно из последних молодежных течений это рёдановцы, ЧВК Рёдан, носят брюки в клетку, длинные чёрные волосы и одежду с четвёркой на белом пауке. Эта символика взята из популярного японского аниме-сериала «Хантер х Хантер», такие татуировки там делали себе члены банды «Пауки». Вообще, это сказка в стиле аниме со своими героями и злодеями. Пока непонятно, как появилась приставка ЧВК (частная военная компания. — Прим. Лайфа). Представители движения говорят, что рёдан — это сообщество людей, которые любят аниме, играют в Dota-2 и устраивают слем на концертах Dota-рэперов, таких, например, как Shadowraze и Джузо. Четвёрка на пауке — не более чем мерч, который используется преимущественно во время мероприятий или встреч членов сообщества. Основная их цель просто собираться и отдыхать вместе. В группах «Рёдана» можно найти множество видео с таких встреч: ничего особенного, яркая молодёжь тусуется и никому не мешает. Негласным лидером движения считается некий Али Рёданов. Именно он создал первые паблики. Какая из его страниц настоящая, тоже неизвестно. По некоторым данным, после первой стихийной драки он назначил рёдановцам встречу в ТЦ «Авиапарк», на которой предлагал нарываться на «скинов» и «гопников». Задержан он или нет, пока не известно [3].
А в целом, представители поколения Z (они же зумеры) частенько вызывают непонимание у своих родителей, учителей, случайных прохожих.
И нам, взрослым, участникам образовательных отношений, необходимо знать и понимать, чем наполнено пространство, окружающее наших детей. Важно знать кто управляет этим пространством, не секрет, что под красивыми картинками, лозунгами и постами могут стоять люди не совсем с чистыми помыслами, а иногда и со страшными целями [4]. И наша задача научить детей как в поисках «себя», себя же и не потерять.
С этой целью психологическими службами ДОУ МО РФ проводится просветительская работа со всеми участниками образовательных отношений (воспитанники, родители (законные представители), педагогические работники). Воспитанникам доводится информация о том, как через мимимишные образы котят, анимэ, с помощью особых лозунгов с использованием НЛП – технологий происходит подмена жизненно важных ценностей и установок в сознании еще не сформировавшейся личности подростка. Родителям доводится информация о существующих молодежных течениях и их внешней атрибутики, рекомендации по специфике выстраивания взаимоотношений с ребенком с учетом особенностей возрастного развития. Например, не злиться, когда подросток бездельничает, не заставлять всё время заниматься чем-то полезным и правильным. Даже если со стороны кажется, что ребенок ничего не делает, помнить, что на самом деле он испытывает множество переживаний, эмоций в подростковом возрасте. Пытается привести мысли в порядок, разобраться в себе, своем отношении к жизни, будущему, другим людям. Поэтому возникает естественная потребность побыть наедине с собой. Давать ему свободу для поиска себя и самореализации, поддерживать, выслушивать, приводить примеры из своей жизни, если он к чему-то проявляет интерес, даже если взрослым кажется, что это бессмысленное занятие. Ребенку нужно самому в этом убедиться, чтобы не искать понимания, поддержки и признания на улице.
Для педагогических сотрудников информация подготавливается практически аналогичная, как и для родителей (законных представителей) воспитанников, но дополнением служит информация о специфике проживания каждого воспитанника, учитывается регион, так как не секрет, что та же организация АУЕ наиболее распространена в Центральном и Восточном военных округах. Так же важно понимать из какой семьи ребенок, полная она или нет, или воспитанник находится под опекой, кто принимает участие в воспитании ребенка. Необходима ли семье дополнительная поддержка в воспитании подростка, имеется в виду организация летнего отдыха в санатории или летнем лагере, чтобы ребенок был под присмотром взрослых.
Такая просветительская и профилактическая работа позволяет сохранить здоровым окружающее пространство для формирующейся личности ребенка в условиях закрытого образовательного учреждения пансионного типа с моногендерными учебными коллективами.
И хотелось бы отметить, что благодаря государственной политике, продвигающей спортивный образ жизни, различные молодежные и волонтерские движения, организации, молодежные тренды на 2023 год приятно удивляют. Молодые люди всё больше уделяют внимания своему здоровью и заботятся об окружающей среде, как никогда ранее.
Источники:
1. Интернет ресурс https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1043888 (дата обращения 02.03.23г.)
2. Интернет ресурс https://multiurok.ru/files/novye-molodezhnye-subkultury-i-ikh-opasnoe-vliiani.html (дата обращения 02.03.23г.)
3. Интернет ресурс https://life.ru/p/1561521 (дата обращения 02.03.23г.)
4. Интернет ресурс https://youtu.be/Rmzhwd9WojQ (дата обращения 11.04.23г.)