Автор: Луценко Татьяна Владимировна
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными и эстетическими потребностями имеет Православная литература. Литература — одно из наиболее действенных средств, которое влияет на душу и ум подростка. История православной культуры насчитывает сотни лет. Без знания ее основ невозможно осмыслить произведения русских писателей, ибо их идеи во многом основаны на библейских сюжетах. По словам православной писательницы С.Шамаевой, «Православие – золотой ключ, которым можно открыть любую дверь, решить любую проблему. Православный взгляд на русскую литературу – единственно правильный, потому что наши русские писатели были православными людьми: они с материнским молоком впитали православные истины. Их произведения просто непонятны без православной трактовки». Русские писатели смотрели на жизненные события, характеры и стремления людей, озаряя их светом евангельской истины, мыслили в категориях православия. Этот подход выразил Николай Бердяев: «В русской литературе религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира. Вся наша литература … ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира”.
Курс «Православный компонент в русскаой литературе» основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-литературных, православных нравственно-эстетических представлений, усвоения основных духовных понятий Православия, формирование умений оценки и анализа Православной литературы, овладения богатейшими выразительными средствами русского языка.
Целью Программы является развитие системы духовно-нравственного воспитания, приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской Православной литературы, а также осуществляет:
— духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства сопричастности к героическому прошлому России, ценностям отечественной культуры посредством освоения знаний об исторически сложившихся системах этических норм и ценностей православной культуры;
— формирование устойчивого интереса к богатому православному культурному наследию;
— формирование ценностных ориентиров через ознакомление с основными этапами жизни и деятельности выдающихся православных подвижников.
Важнейшее качество нашей словесности — ее православное миропонимание, религиозный характер, отображение реальности.
Религиозность литературы проявляется не только в связи с церковной жизнью, и не в исключительном внимании к сюжетам Священного Писания, а в особом способе воззрения на мир. Литература нового времени принадлежит светской секулярной культуре, она не может быть сугубо церковной. Однако Православие на протяжении веков так воспитывала русского человека, так учило осмыслять свое бытие, что он, даже видимо порывая с верою, не мог до конца отрешиться православного миросозерцания.
Именно Православие повлияло на пристальное внимание человека к своей духовной сущности, на внутреннее самоуглубление, отраженное литературой.
Православие — основа русского миропонимания и русского способа бытия в мире.
Православие устанавливает единственно истинную точку зрения на жизнь, и эту точку зрения усваивает русская литература в качестве основной идеи, становясь таким образом православной по своему духу. Православная литература учит православному воззрению на человека, устанавливает правильный взгляд на внутренний мир человека, определяет важнейший критерий оценки внутреннего бытия человека: смирение.
Вот почему новая русская литература (вслед за древнерусской) задачу свою и смысл существования видела в возжигании и поддерживании духовного огня в сердцах человеческих. Вот откуда идет и признание совести мерилом всех жизненных ценностей. Свое творчество русские писатели сознавали как служение пророческое. Отношение к деятелям литературы как духовидцам, прорицателям сохранилось в русском сознании до сих пор, хотя и приглушенно.
Главной идеей предлагаемой Программы является изучение Православной литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XYII, XYIII, XIX, XX веков; системная направленность: от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме «Фольклор и Православная литература» в старших классах; от сказок, стихотворных и прозаических произведений А.С.Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом, от знакомства с отдельными сведениями по истории создания произведения и восприятия его обществом до начальных представлений об историзме Православной литературы как искусства слова.
Содержание школьного литературного образования концентрично — оно включает два больших концентра (5-9 классы и 10-11 классы). Внутри первого концентра три возрастные группы (5:— 6 классы, 7-8 классы и 9 класс). Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, вторая — владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять больше внимания чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, со второй — активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений. В 9 классе изучение литературы идет на принципиально новой основе — подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями («Слово о полку Игореве», Грибоедов, Карамзин и др.), углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
В 10-11 классах предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы.