Программа факультативного курса по литературе для 5-11 классов «Православный компонент в русской литературе»

Автор: Луценко Татьяна Владимировна

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными и эстетическими потребно­стями имеет Православная литература. Литература — одно из наиболее действенных средств, которое влияет на душу и ум подростка. История православной культуры насчитывает сотни лет. Без знания ее основ невозможно осмыслить произведения русских писателей, ибо их идеи во многом основаны на библейских сюжетах. По словам православной писательницы С.Шамаевой, «Православие – золотой ключ, которым можно открыть любую дверь, решить любую проблему. Православный взгляд на русскую литературу – единственно правильный, потому что наши русские писатели были православными людьми: они с материнским молоком впитали православные истины. Их произведения просто непонятны без православной трактовки». Русские писатели смотрели на жизненные события, характеры и стремления людей, озаряя их светом евангельской истины, мыслили в категориях православия. Этот подход выразил Николай Бердяев: «В русской литературе религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира. Вся наша литература … ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира”.

Курс «Православный компонент в  русскаой литературе» основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, тради­ций и новаторства, осмысления историко-литературных, православных нрав­ственно-эстетических представлений, усвоения основных духовных понятий Православия, формирование умений оценки и анализа Православной литера­туры, овладения богатейшими выразительными средствами русского  языка.

Целью Программы является развитие системы духовно-нравственного воспитания, приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской Православной литературы, а также осуществляет:

— духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства сопричастности к героическому прошлому России, ценностям отечественной культуры посредством освоения знаний об исторически сложившихся системах этических норм и ценностей православной культуры;

— формирование устойчивого интереса к богатому православному культурному наследию;

— формирование ценностных ориентиров через ознакомление с основными этапами жизни и деятельности выдающихся православных подвижников.

Важнейшее качество нашей словесности — ее православное миропони­мание, религиозный характер, отображение реальности.

Религиозность литературы проявляется не только в связи с церковной жизнью, и не в исключительном внимании к сюжетам Священного Писания, а в особом способе воззрения на мир. Литература нового времени принадле­жит светской секулярной культуре, она не может быть сугубо церковной. Однако Православие на протяжении веков так воспитывала русского челове­ка, так учило осмыслять свое бытие, что он, даже видимо порывая с верою, не мог до конца отрешиться православного миросозерцания.

Именно Православие повлияло на пристальное внимание человека к  своей духовной сущности, на внутреннее самоуглубление, отраженное лите­ратурой.

Православие — основа русского миропонимания и русского способа бытия в мире.

Православие устанавливает единственно истинную точку зрения на жизнь, и эту точку зрения усваивает русская литература в качестве основной идеи, становясь таким образом православной по своему духу. Православная литература учит православному воззрению на человека, устанавливает пра­вильный взгляд на внутренний мир человека, определяет важнейший крите­рий оценки внутреннего бытия человека: смирение.

Вот почему новая русская литература (вслед за древнерусской) задачу свою и смысл существования видела в возжигании  и поддерживании духов­ного огня в сердцах человеческих. Вот откуда идет и признание совести ме­рилом всех жизненных ценностей. Свое творчество русские писатели созна­вали как служение пророческое. Отношение к деятелям литературы как ду­ховидцам, прорицателям сохранилось в русском сознании до сих пор, хотя и приглушенно.

Главной идеей предлагаемой Программы является изучение Право­славной литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской  литературе, от нее к русской литературе XYII, XYIII, XIX, XX веков; систем­ная направленность: от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме «Фольклор и Православная литература» в старших клас­сах; от сказок, стихотворных и прозаических произведений А.С.Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом, от знакомства с от­дельными сведениями по истории создания произведения и восприятия его обществом до начальных представлений об историзме Православной литера­туры как искусства слова.

Содержание школьного литературного образования концентрично — оно включает два больших концентра (5-9 классы и 10-11 классы). Внутри пер­вого концентра три возрастные группы (5:— 6 классы, 7-8 классы и 9 класс). Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно вла­деет собственно техникой чтения, вторая — владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Именно поэтому на уроках с пер­вой группой важно уделять больше внимания чтению вслух, развивать и укре­плять стремление к чтению художественной литературы, со второй — активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений. В 9 классе изучение литературы идет на принципиально новой основе — подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями («Слово о полку Игореве», Грибоедов, Карамзин и др.), углубляется работа по осмысле­нию прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справоч­ная литература.

       В 10-11 классах предусмотрено изучение художественной литературы на ис­торико-литературной основе, монографическое изучение творчества класси­ков русской литературы.

×
×