Автор: Бастрикова Евгения Александровна
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Пояснительная записка
Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с ОВЗ реализуется начальных (1-4кл.). Она реализуется в процессе всей образовательной деятельности. В программе конкретизированы требования ФГОС к личностным и предметным результатам освоения АООП, которые оцениваются как итоговые на момент завершения начальной школы.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
-
формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
-
овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
-
развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:
-
определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности учащихся;
-
определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов.
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность
вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников. Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.
Глоссарий
Действие — процесс непосредственного взаимодействия с каким–либо предметом, в котором достигается заранее определенная цель, полностью контролируемое
Моделирование – замена действий с реальными предметами, действиями с их уменьшенными образцами, муляжами, моделями, макетами, а также с их графическими заменителями: рисунками, чертежами, схемами и т.п.
Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности
Навык – полностью автоматизированный компонент умений, реализуемый на уровне бессознательного контроля
Операция — нечто автоматизированное, не всегда актуально осознаваемое, подчиненное цели действия.
Умение – применение человеком знаний на практике, в действии, в деятельности (это элементы деятельности, позволяющие делать что-либо с высоким качеством)
Учебные действия— это активные преобразования ребенком объекта для раскрытия свойств предмета усвоения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. К. Маркова)
Учебная задача — стоящая перед обучаемым цель, которую надлежит ему выполнить в определенных условиях
Усвоению каждого фундаментального понятия при изучении любого учебного предмета соответствует определенная система учебных действий. Учебные действия являются компонентом структуры учебной деятельности. Основными условиями выполнения учебных действий являются знания ученика и предыдущий опыт, предполагающий знакомство с образцом выполнения действия. Определяющее значение при этом имеют следующие группы знаний: 1) операционные (знания о способе действия); 2) знания, определяющие способ действия с данным объектом.
И. Ломпшер и А. Коссаковски (Психологические…, 1981; аннотация) выделяют в структуре учебной деятельности следующие учебные действия:
-
восприятие сообщений (слушание учителя или учеников, беседа учителя с учениками, чтение и усвоение текста учебника или другого источника информации);
-
наблюдения, организуемые на уроках в школе или вне ее;
-
сбор и подготовка материалов по предлагаемой учителем или учеником теме;
-
предметно-практические действия;
-
устное или письменное изложение усвоенного материала;
-
языковое, предметно-практическое или любое другое воплощение ситуаций, раскрывающих содержание той или иной учебной задачи, проблемы;
-
подготовка, проведение и оценка действия; (для умственно отсталых школьников с помощью учителя)
-
выполнение различных задач и упражнений;
-
оценка качества действия, события, поведения.
Виды учебных действий:
Ориентировочные – направлены на анализ условий ситуации, соотнесение ее со своими возможностями
Этапы усвоения:
Понимание готовой задачи, поставленной учителем
Активное принятие этого задания (доопределение или переопределение его для себя в соответствии с уровнем притязаний)
Самостоятельная постановка учебной задачи (к концу 9 класса).
Исполнительные – активные преобразования учеником изучаемого объекта. Все учебные исполнительные действия выполняются развернуто при полном составе составляющих их операций.
Этапы усвоения:
Выполнение отдельных операций как звеньев действия с опорой на материализованные средства
Выполнение основных учебных действий (анализ, изменение, сравнение, моделирование)
Выполнение нескольких учебных действий объединенных в крупные блоки (приемы, способы учебной работы)
Осуществление этих крупных блоков на уровне умений, навыков
Оценочные
Этапы усвоения:
Самоконтроль и самооценка по результату на основе сопоставления с образцом
Самоконтроль и самооценка по ходу работы
Уровень выполнения действий учащимися с интеллектуальными нарушениями – репродуктивный. Выполнение действий по инструкции и по образцу, осуществление в несколько измененной ситуации выбора типовых способов методом проб и ошибок.
Наиболее распространенным отношением к учебной деятельности у учащихся младших классов является равнодушное и внешне положительное. Реже встречаются ученики с активно-отрицательным отношением к учебной деятельности. Оно характерно в основном умственно отсталым школьникам с психопатоподобным поведением, изредка — возбудимым. Отношение к учебе на первом году обучения — это эмоционально окрашенные реакции на посещение школы.
Оценка сформированности БУД может проводиться по следующей системе:
1 – нет [качество не сформировано, проявляется только в сопряженной деятельности, выполняется только под контролем]
2 – скорее нет [качество в стадии формирования (действие), проявляется только в совместной со взрослым деятельности, самостоятельные проявления редкие]
3 – иногда [качество в стадии формирования (операция), предпринимаются попытки самостоятельного выполнения (совместно-раздельная деятельность), контроль может носить рекомендательный характер]
4 – скорее да [качество в стадии формирования (умение), преобладает раздельная деятельность, контроль нужен только в незнакомой ситуации]
5 – да/всегда [качество полностью сформировано (навык), выполняется в раздельной деятельности, осуществляется в любой ситуации (перенос), невыполнение носит эпизодический характер]
Учебное действие |
Составляющие |
|
класс (год обучения) |
|||
|
|
|
1-2 |
3-4 |
5-7 |
8-9 |
личностные |
|
|
|
|
|
|
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями
Принятие социальной роли ученика |
Выполнение необходимых по роли действий (надевание школьной формы, собирание портфеля, подготовка к уроку) |
|
1-3 |
4 |
5 |
5 |
Формальное понимание значения собственного учения
|
|
1 |
2-3 |
3-4 |
5 |
|
Внешне положительное отношение к учебной ситуации (узкие социальные или позиционные мотивы, старательное выполнение заданий) |
|
1-2 |
2 |
4 |
5 |
|
Ориентация на содержательные моменты школьной действительности |
|
1 |
2 |
3-4 |
5 |
|
Осознание себя как члена семьи, одноклассника, друга |
Самоидентификация (называет имя, фамилию, национальную принадлежность, правильный возраст, социальную роль и т.д.) |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
Установление родственных отношений |
|
3 |
4 |
5 |
5 |
|
Установление отношений в коллективе (друг, одноклассник, учащийся этой же школы)
|
|
1-2 |
3 |
4 |
5 |
|
Различение отношений «друг – одноклассник» |
|
1-2 |
2-3 |
3-4 |
5 |
|
Понимание функционально-ролевых отношений (учитель-ученик, взрослый-ребенок, сверстник-старший) |
|
1-2 |
3-4 |
4 |
5 |
|
Выполнение социальных обязательств (выполнение обещаний, подчинение нормативам поведения) |
|
1-2 |
2-3 |
3-4 |
4-5 |
|
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей |
Определение своей роли в текущей ситуации (ученик, член семьи, член группы сверстников и пр.) |
|
1-3 |
3 |
4 |
5 |
Выбор ситуации общения (из позиции ученика, младшего, сверстника) |
|
1-2 |
3 |
4 |
5 |
|
Поиск помощи в близком окружении |
|
1-2 |
3 |
4 |
5 |
|
Атрибуция нравственных категорий (добро-зло, хорошо-плохо) |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Выделение нравственного содержания поступков (на примере анализа текстов) |
|
— |
1-2 |
3 |
3 |
|
Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию |
Эмоционально-положительное отношение к себе, своей принадлежности к определяемому этносу |
|
1-2 |
3 |
3 |
4 |
Принятие образца «хорошего ученика» |
|
— |
1-3 |
3 |
4 |
|
Спонтанные проявления эмпатии |
|
1 |
1-2 |
2-3 |
4 |
|
Правильное представление о моральных нормах |
|
— |
1-3 |
3 |
4 |
|
Установление и понимание назначения объектов культуры и творчества, понимание красоты природы и природных явлений |
|
— |
1-3 |
3 |
4 |
|
Проявление интереса к доступной творческой самореализации. |
|
1-3 |
3 |
4 |
5 |
|
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей |
Установление связи между обществом и природой (одомашнивание животных, добыча и применение полезных ископаемых и природного сырья и пр) (воздействие общества на природу) |
|
1-3 |
3 |
4 |
5 |
Природоохранное поведение |
|
1-3 |
3 |
4 |
5 |
|
Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей |
Ориентация на двигательную и социально-бытовую независимость
|
|
3 |
4 |
5 |
5 |
Выполнение норм и правил поведения, режимных моментов и пр |
|
1-2 |
3 |
4 |
5 |
|
Выполнение домашних заданий |
|
— |
1-2 |
3 |
4 |
|
Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе |
Атрибуция успеха/неуспеха (я старался, я это умею, задание было легкое) |
|
1-2 |
2-3 |
3 |
4 |
Проявление социально одобряемой инициативы |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Признание ошибочности собственных действий |
|
— |
1-2 |
2-3 |
3 |
|
Формальное знание моральных норм, выступающих регуляторами поведения |
|
1-2 |
2-3 |
4 |
5 |
|
Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. |
Проявление доброжелательности к окружающим |
|
3 |
4 |
5 |
5 |
Уважительное отношение к другому и результатам его труда |
|
1-2 |
2-3 |
3 |
4 |
|
Здоровьесберегающее поведение (умение избегать ситуаций, представляющих угрозу жизни, здоровью, безопасности) |
|
1-3 |
3 |
4 |
5 |
|
коммуникативные |
|
|
|
|
|
|
Умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
|
Умение выслушать заданный вопрос |
|
1-2 |
3 |
4 |
5 |
Умение отвечать на вопросы учителя, одноклассников |
|
1-2 |
3 |
4 |
5 |
|
Умение участвовать в диалоге на уроке и внеурочное время |
|
1 |
2-3 |
4 |
5 |
|
Умение слушать друг друга |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту
|
Умение выслушивать инструкцию в полном объеме, до конца
|
|
1-2 |
3 |
4 |
5 |
Умение осознанно правильно повторить инструкцию
|
|
1-3 выполнение простых односложных |
3 здесь и дальше простые развернутые |
4 |
5 |
|
Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
|
Умение поддержать беседу на темы, близкие собственному личному опыту |
|
1-2 |
3 |
4 |
5 |
Умение высказать свое мнение в социально одобряемой форме
|
|
1-2 |
3 |
4 |
5 |
|
Умение доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми
|
Доброжелательное отношение в процессе учебной (внеучебной деятельности) |
|
3 |
4 |
5 |
5 |
Низкий уровень конфликтности, агрессивности
|
|
3 |
4 |
5 |
5 |
|
Умение заступиться, поддержать чужое мнение на доступном уровне
|
|
1-3 |
3 |
4 |
5 |
|
Умение договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. |
Умение работать в паре (обсуждать действия, договариваться) |
|
1-2 |
3 |
4 |
5 |
Умение строить понятные для партнера высказывания |
|
1-2 |
3 |
4 |
5 |
|
Умение изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства |
|
1-2 |
3 |
4 |
5 |
|
Умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; |
Соблюдает простейшие нормы речевого этикета в беседе: здороваться, прощаться, благодарить, не перебивать собеседника
|
|
1-3 |
4 |
4 |
5 |
Умение обращаться за помощью и принимать помощь
|
Умение обратиться за помощью к взрослому или сверстнику |
|
1-2 |
3 |
4 |
5 |
Умение благодарить за оказанную помощь |
|
3 |
4 |
5 |
5 |
|
Способность принять помощь без критики
|
|
1-2 |
3 |
4 |
5 |
|
познавательные |
|
|
|
|
|
|
Выделение некоторых существенных, общих и отличительных свойств хорошо знакомых предметов |
Умение назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу) |
|
3 |
4 |
5 |
5 |
Умение находить общее и различие |
|
1-2 |
3 |
4 |
4 |
|
Умение группировать предметы на основе существенных признаков (одного-двух) |
|
1 |
2-3 |
3 |
4 |
|
Установление видо-родовых отношений предметов |
Уметь делить на классы по видовому признаку |
|
1-2 |
3 |
4 |
4-5 |
Уметь приводить примеры |
|
3 |
4 |
5 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Выполнение операций сравнения …
|
Умение сравнивать предметы, находить сходства и различия |
|
1-2 |
3 |
4 |
5 |
Выделение лишнего, недостающего |
|
1-2 |
3 |
4 |
5 |
|
Установление аналогий, закономерностей, причинно- следственных связей на наглядном, доступном вербальном материале, на основе практической деятельности |
|
1-2 |
3 |
4 |
5 |
|
Умение пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями
|
Умение пользоваться символами, заместителями в предметных заданиях |
|
1-2 |
3 |
4 |
5 |
Умение пользоваться знаками для обозначения действия (Например: «Не сидеть! Не бежать!». , на физминутке) |
|
1-3 |
3 |
4 |
5 |
|
Умение читать и записывать схемы (слова, предложения, условия задачи, решения примеров) |
|
— |
1-2 |
3 |
4 |
|
Умение переводить устную речь в письменные символы |
|
2-3 |
3 |
4 |
5 |
|
Умение пользоваться символами, обозначающими: операции, отношения, порядок |
|
2-3 |
3 |
4 |
5 |
|
Умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношения между предметами или их частями для решения задач |
|
1-2 |
3 |
3 |
4 |
|
Выполнение действий замещения (использование готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей) (опредмеченное действие) |
|
1-2 |
3 |
3 |
4 |
|
Читать; писать; выполнять арифметические действия;
|
Понимание смысла математических операций увеличения и уменьшения количества предметов в совокупности |
|
1-3 |
4 |
5 |
5 |
Построение речевого высказывания в устной форме |
|
1-3 |
4 |
5 |
5 |
|
Построение речевого высказывания в письменной форме |
|
1 |
2 |
3 |
3 |
|
Смысловое чтение |
|
1 |
2 |
3 |
3 |
|
Умение слушать учебные тексты |
|
2 |
2-3 |
4 |
4 |
|
Умение действовать по алгоритму |
|
1-2 |
3 |
4 |
4-5 |
|
Установление причинно-следственной последовательности событий и действий героев произведения |
|
1 |
2-3 |
3 |
4 |
|
Понимание смысла сюжета картины, текста |
|
1 |
2-3 |
3 |
4 |
|
Наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
|
Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы |
|
1 |
2-3 |
3 |
4 |
Умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению |
|
2 |
3 |
4 |
4 |
|
Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
|
Умение работать по книге: -умение находить нужную иллюстрацию в учебнике -умение находить нужное текстовое задание в учебнике; -умение листать книгу вперёд—назад с определённой целью -умение находить заданную страницу -умение ориентироваться в учебнике |
|
|
|
|
|
|
1-3 |
4 |
5 |
5 |
||
|
1-3 |
4 |
5 |
5 |
||
|
1-3 |
4 |
5 |
5 |
||
|
1-2 |
3 |
4 |
5 |
||
|
1 |
2-3 |
4 |
5 |
||
Умение выделять существенную информацию из текстов и сообщений учебного и художественного жанров |
|
— |
2-3 |
3 |
4 |
|
Умение ориентироваться в возможностях информационного поиска (библиотеки) и умение использовать соответствующие ресурсы |
|
— |
1-2 |
3 |
4 |
|
Умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.) |
|
1 |
2-3 |
3 |
4 |
|
Умение находить ответы на вопросы, используя учебник, картины и информацию, полученную на уроке |
|
1 |
2-3 |
3 |
4 |
|
Умение отличать новое от уже известного |
|
1-2 |
3 |
4 |
4 |
|
Соотнесение иллюстрации с окружающей действительностью |
|
1-2 |
3 |
4 |
5 |
|
регулятивные |
|
|
|
|
|
|
Ориентирование в пространстве школы и класса |
Умение находить свой класс и другие необходимые в школе помещения (столовая, спортивный зал, библиотека , туалетные помещения и другие) |
|
1-2 |
3 |
4 |
5 |
Умение ориентироваться в классе (знание своей парты, места, где находятся учебные пособия, таблицы, опоры и др.) |
|
2-3 |
4 |
5 |
5 |
|
Знание и понимание ритуалов школьного поведения и учебной деятельности |
Умение организовывать рабочее место согласно инструкции учителя
|
|
1-2 |
3 |
4 |
5 |
Подчинение требованиям школьной дисциплины (умение входить и выходить из учебного помещения со звонком; умение сидеть за партой; умение поднимать руку для ответа на уроке; вставать и выходить с места из-за парты по разрешению взрослого) |
|
2-3 |
4 |
5 |
5 |
|
Выполнение требований поведения во внеурочное время (перемены, прогулка, экскурсии, динамический час и т.д.) |
|
2-3 |
4 |
5 |
5 |
|
Соблюдение правил ведения тетрадей |
|
1-2 |
3 |
4 |
5 |
|
Владение школьным инструментарием |
Умение работать со школьными принадлежностями (учебником, тетрадями, письменными принадлежностями, линейкой и др.) |
|
2-3 |
4 |
5 |
5 |
Умение работать с необходимым школьным инвентарем (спортивные принадлежности, инструменты для уроков труда и изобразительного искусства и др.) |
|
2-3 |
4 |
5 |
5 |
|
Умение работать с учебной целью и задачей. Планирование
|
Умение принимать цель и задачи учебной деятельности, поставленные учителем на доступном уровне |
|
— |
1-2 |
2-3 |
3 |
Умение выстраивать алгоритм выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя |
|
— |
1-2 |
2-3 |
3 |
|
Умение следовать предложенным учителем плану и алгоритму учебной деятельности |
|
1-2 |
2-3 |
3 |
4 |
|
Контроль и коррекция процесса и результатов деятельности |
Умение соотносить результат с образцом и оценивать правильность выполненного задания |
|
1-2 |
2-3 |
3 |
3 |
Умение корректировать выполненное задание в соответствии с образцом и/или с учетом замечаний учителя |
|
1-2 |
2-3 |
3 |
3 |
|
Аккуратность выполнения заданий |
|
1-2 |
3 |
4 |
4 |
|
Умение оценивать в процессе учебной и внеучебной деятельности |
Умение оценивать свое задание по параметрам: «легко-сложно» |
|
2-3 |
3 |
4 |
5 |
Умение оценивать свое задание по параметрам: «правильно-неправильно» |
|
1-2 |
2-3 |
3 |
4 |
|
Умение оценивать свое задание по параметрам, заранее представленным учителем |
|
1-2 |
2-3 |
3 |
4 |
|
Умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих |
|
1-2 |
2-3 |
3 |
4 |
|
Умение давать самооценку своей деятельности. |
|
— |
1-2 |
2-3 |
3 |
Критериями, позволяющими судить о степени сформированности базовых учебных действий, являются:
полнота знаний о содержательной стороне действий,
особенности операционной стороны действия,
частота проявлений
возможности применения действия в процессе учебной деятельности.
Кроме того, учитывается активность учащихся в процессе выполнения заданий.